Демократия без демократов

Mar 18, 2023 16:54

"Республикой без республиканцев" называли Францию времен после войны 1870-х с тем, что слишком много было монархистов, которые республику ненавидели.
Тут были свои последствия от дела Дрефуса до шельмования идеи Де Голля о профессиональной механизированной армии, но, тем не менее, французская республика тогда устояла. Устояла она и в Первую мировою войну, и в Великую депрессию. Покончит с собой она в 1940 году после военного поражения, когда Национальное собрание проголосует за передачу полноты власти Петену.

Калькой с этого выражения было фраза "демократия без демократов", так называли Веймарскую Германию.

И вот тут, да, попадание на сто процентов.

К концу республики существуют два радикальных течения, нацисты и коммунисты, которые принципиальной отрицают либеральную парламентскую демократию. Существуют, казалось, более умеренные правые консерваторы, которые, однако, оказались тоже довольно радикальными антидемократами. Самой крупной силой, поддерживающей либеральную демократию, оказались социал-демократы. Современные немецкие историки говорят, что на последних плюралистических демократических выборах антидемократические силы получили 70% голосов.

30 января 1933 года Гитлера назначают рейхсканцлером, новые выборы в Рейхстаг и во время избирательной кампании, 4 февраля 1933 года, издается первый Декрет президента Рейха "О защите немецкого народа" с ограничением свобод. Потом будет реакция на поджог Рейхстага и 28 февраля 1933 года следует следующий декрет Гинденбурга "О защите народа и государства" с отменой конституционных прав и свобод впредь до дальнейших распоряжений.
НСДАП на выборах большинства не получает, но компартия запрещается, осуществляется "превентивное задержание" коммунистов, их мандаты аннулируются и Рейхстаг становится очень послушным. Уже 23 марта принимается Закон о преодолении бедственного положения народа и государства, передающий чрезвычайные полномочия правительству и рейхсканцлеру, включая законодательные. Временно, конечно.
В апреле-мае уничтожаются профсоюзы и создается нацистский Трудовой фронт.
Запрещаются социал-демократы, а в июле самораспускаются остальные партии.
14 июля 1933 года принимается Закон против образования новых партий, по которому партия отныне одна и попытка создать или поддерживать существование других - уголовное преступление.

Очень быстро.

Опять же парламентаризм ведь не появился в Германии вместе с Веймарской республикой, чтобы ассоциировать его с поражением и унижением. Рейхстаг объединенной Германии избирался с 1871 года. В Пруссии двухпалатный Ландтаг с избираемой на основе ценза Второй палатой существовал с 1849 года. То есть парламентской традиции было больше 80 лет.

И менее, чем за полгода все рухнуло к чертовой матери.

И уже в ноябре новые выборы с кандидатами только от нацистов, которые получают свыше 90% голосов.

Если на "поджог Рейхстага" и не было плана, то уж точно была стратегия тоталитаризации общества и государства, которая начала стремительно выполняться союзном нацистов и консерваторов. Тут важно, что сторонники тоталитаризации не ограничились подавлением коммунистов, представив их антисистемной силой. Нет, они начали стремительное уничтожение всех институтов либеральной демократии.

Демократия, либеральные права и свободы очевидным образом превратились в тогдашней Германии в анти-ценности.

Политические партии активно применяли насилие и создавали предназначенные именно для уличного насилия и подавления оппонентов подразделения. Люди гибли в уличных столкновениях десятками, а в 1932 году - сотнями в год. При этом сейчас именно нацистов обвиняют в эскалации уличного насилия, на фоне которого они себя и "продали" как избавление от него.

Понятно, что все происходило на фоне очередной экономической катастрофы, уже третьей на жизни одного поколения.

В этих условиях от либеральной демократии осталась одна нелепая рамка, которая была легко и просто демонтирована.

Интересны сходства и различия с происходящим в современности.

"Захват Капитолия 6 января 2021 года" и близко не стал "поджогом Рейхстага", что бы там не вещал унылый туземец Илларионов. У демократов не оказалось ни стратегии, ни возможностей, аналогичных нацистским. Институты оказались ослаблены, но далеко не в той мере, как в последние дни Веймарской республики.

Но, тем не менее, что-то, да существует. Признаки, которые должны сигнализировать о движении в тоталитарном направлении должны сводиться к идеологическому обоснованию необходимости тоталитаризации, больше партийного уличного насилия, маргинализация политических оппонентов, дальнейшее падение роли институтов. И, видимо, более серьезный экономический кризис.

тоталитаризм, нацизм и фашизм, трансформация Америки

Previous post Next post
Up