Jun 24, 2011 06:31
К одному разговору.
Тема приравнивания нацизма и коммунизма актуализировалась году в 2007 году, а новое дыхание получила в 2009 году.
Т.е. это произошло в предверие и в ходе активных фаз мирового экономического кризиса. Можно считать это случайным совпадением, а можно попытаться связать эти события.
Известно, что непосредственно после событий осени 2008 года начался резкий рост продаж книг К.Маркса. Что уж там хотели почерпнуть покупающие не очень понятно, как не очевидна вообще способность современного человека без специальной подготовки в принципе понимать гегельянские тексты навроде "Капитала", но важна именно появившаяся потребность в альтернативном способе понимания.
Понятно, почему это происходит: практически общее и предельно ясно выраженное мнение заключается в том, что причиной кризиса стал фактический отказ от регуляции финансовых рынков. Я не утверждаю, что это мнение верное, но его чрезвычайная распространенность очевидна. Столь же очевидно, что финансовая дерегуляция случилась не сама по себе, а из той политико-идеологической направленности общественной мысли, которая стала доминирующей после краха "мировой системы социализма" и была выражена в т.н. "Вашингтонском консенсусе".
В этом смысле мировой экономический кризис явным образом проблематизировал выбранную практически всем миром модель развития. А между тем еще каких-нибудь четверть века тому назад мир имел социалистическую альтернативу и многие это помнят, а "руки помнят" определенные навыки. Еще лучше люди по идее должны будут это вспоминать по мере ухудшения экономического положения по ходу развития кризиса. Маркс при этом, в принципе, безопасен и по причине сложности, и по тому, что непосредственного отношения социализму как реальной альтернативе не имел. А вот имевшая место система, в которой был Госплан, как явная альтернатива свободному рынку - безусловный противник.
Вот из этого все может и исходит. Хотя и геополитические и иные моменты тоже присутствуют.