Стюарт Алсоп. Может Спутник видеть? (Can Sputnik See?)
Появляется все больше свидетельств, с величайшей серьезностью воспринимаемых в разведывательном сообществе Вашингтона, что советский спутник не слеп, что у Спутника есть глаза, чтобы видеть. Если это так, то это значит, что Спутник, несомненно являющийся главным пропагандистским и научным триумфом Советов, это также и военный триумф.
В прошлую среду, в Белграде, Югославия, советский ученый, доктор Александр Щербань, выпустил из своего мешка то, что выглядит как очень большой и уродливый кот. Доктор Щербань, вице-президент украинской Академии Наук, гордо сказал, что Спутник несет определенные «элементы», позволяющие вести запись местности Земли под ним.
Если то, что сказал доктор Щербань, истинно - а есть серьезные основания полагать, что это так - обнадеживающее заявление президента Эйзенхауэра что «сам по себе» Спутник не имеет военной значимости, это чушь. Напротив, если у Спутника есть глаза, чтобы видеть, то Спутник представляет собой главный триумф советской разведки, с огромной военной значимостью.
Чтобы оценить настоящие следствия похвальбы доктора Щербань, вам необходимо понять одну из главнейших и, некоторым образом, сложнейших проблем, возникающих перед ракетостроителями. Межконтинентальная ракета, чтобы выполнить свою ужасную работу, должна быть запущена на несколько тысяч миль и приземлиться в пределах пяти миль от назначенной цели. Это уже достаточно сложное требование. Но что делает его еще более сложным, так это тот любопытный факт, что все существующие карты ненадежны.
Причина проста. Картографы используют инструмент, называемый теодолитом, для определения широты и долготы посредством наблюдения за небом. Теодолит содержит эквивалент плотницкого отвеса, применяемого для определения вертикали. В теории, отвес указывает на центр Земли. В действительности, он слегка отклоняется местными геологическими образованиями, вроде высоких гор. Более того, он в любом случае слегка неточен, поскольку Земля, слегка сплющенная у полюсов, не является настоящей сферой.
Вот почему все существующие карты неточны. И поэтому, в свою очередь, гордость доктора Щербаня имеет такую огромную важность. Допустим, что Советы, желая нацелиться, скажем, на базу стратегических ВВС на Майне, просто найдут эту базу на хорошей карте и соответственно нацелят свою межконтинентальную ракету. В действительности, учитывая огромное расстояние, неточность существующих карт будет значить ошибку несколько критически важных миль.
Стьюарт Алсоп. Настоящая цель красных ракет - это стратегические ВВС (Real Target Of Red Missiles Is SAC)
Вашингтон. На самом верху, перед лицом появляющегося свидетельства, что у СССР есть, или скоро будут, действующие ракеты дальнего радиуса действия, рассматривается довольно отчаянная уловка. Предлагается все время держать в воздухе более трети, возможно половину, самолетов стратегических ВВС.
Эти самолеты будут нагружены термоядерным оружием, полностью заправлены, а экипаж будет снабжен готовыми приказами для контратаки советских целей. Тот факт, что эта мера всерьез рассматривается, является показателем настоящего смысла ракетной гонки.
Поскольку, настоящие цели советских ракет это, конечно, стратегические ВВС. Сами Советы практически сказали это, например, когда Никита Хрущев хвастаясь, что у СССР уже есть готовая межконтинентальная ракета, сказал, что, отныне, пилотируемые бомбардировщики «устарели».
По словам президента Эйзенхауэра, ракета дальнего действия, это «средство доставки взрывного заряда, и все». Это, конечно, правда, в определенной степени. Все же, есть очевидная разница между баллистической ракетой и пилотируемым самолетом. Даже сверхзвуковому самолету, при межконтинентальном полете, требуется несколько часов от взлета до цели. Баллистической ракете необходимо только несколько минут.
Советы, безусловно, могут сегодня нанести удар по нашим базам и нашим крупным городам с помощью своих мощных стратегических ВВС. Но они не могут надеяться застать наши ВВС на земле, атакуя своими сравнительно медленными пилотируемыми самолетами.
Таким образом, они могут атаковать обычным самолетом, зная, что им придется заплатить огромную цену ответному опустошению. Но с помощью ракет средней дальности, нацеленных на несколько баз ВВС за границей, и системой межконтинентальных ракет, нацеленной на базы ВВС в нашем полушарии, они логично могут ожидать, что разрушат нашу способность нанести им решительное возмездие - если смогут застать большую часть стратегических ВВС на земле.
Угроза стратегическим ВВС может быть не так далека, как это обычно полагают.