Крах Франции в мае-июне 1940 года кардинально изменил ситуацию СССР, который переменил свое положение с "третий радующийся" на гораздо менее завидное.
Интересна реакция руководства СССР на изменение обстановки. Как быстро оно поняло, что Антанта терпит сокрушительное поражение на континенте, как оно оценивало свои шансы что-то изменить?
Судя по посещениям Сталина (
Тетради (журналы) записей лиц, принятых И.В. Сталиным (1924-1953 гг.) понятно..., хотя на самом деле ничего непонятно.
Так, в записях пропуски и мы знаем, что Сталин часто проводил совещания на даче.
Во-вторых, как раз в мае происходила одна из реорганизаций РККА, так что совещаться могли и не по поводу Франции.
Но все же:
13 мая 1940 года Сталин принимает руководство наркомата обороны, шефа разведупра Проскурова, начальника автобронетанкового управления Павлова; есть зам начальника Генштаба, присутствует Молотов. Если предположить, что обсуждают войну на Западе, то все понятно: 10-го начались активные боевые действия и должна была появиться какая-то информация о ходе боевых действий. Но как-то совсем неторопливо.
Далее вплоть до 20 мая ничего.
20 мая при Молотове и Жданове заходят Тимошенко и Павлов, что может говорить как об обсуждении проблем РККА, так и об обсуждении прорыва немецких танковых войск, расчленивших англо-французскую армию.
21 мая большой сбор: те же, что 13 мая мая плюс Шапошников, флот (Галлер, Кузнецов), но и плюс Зальцман. Присутствие Зальцмана должно бы говорить, что речь идет о выпуске танков, т.е. не о Франции.
21 мая 1940 года принимается
постановление Комитета Обороны при СНК СССР "Об организации и численности Красной Армии" Далее большие совещаия с военными 27 и 28 мая. Это в любом случае поздно, чтобы организовать немцам войну на два фронта: англичане уходят из Дюнкерка бросая всю тяжелую технику.
Предпринять, что-то
экстраординарное в ходе немецкого блицкрига на Западе могло не только авантюристичное, но и сверхэффективное военно-политическое руководство, способное очень быстро сделать правильные выводы и отойти от стереотипов.