1. Спектакль «Кабаре Брехт» (реж. Юрий Бутусов), театр им. Ленсовета, 2, 3, 11, 21 сентября
Уже на летних прогонах можно было увидеть какой мощный спектакль оформляется в театре им. Ленсовета с только что получившими дипломы молодыми студийцами - открытый, честный и глубокий. Про Брехта и про нас, про время и его память, про гражданскую позицию и её высказывание и отстаивание. У актёров было время что-то подправить, что-то переосмыслить, что-то ещё понять и даже принять. Так что премьерные спектакли вызывают не меньший интерес, чем летние прогоны на публике, тем более после недавнего громкого резонанса в сети.
2. Выставка «Инженеры искусств», Эрарта, с 5 сентября
Выставка посвящена одноимённой школе, созданной в конце 1980-х годов. В качестве основы произведения могла быть любая тема из любой области, хоть из слесарного дела, хоть из микробиологии. Эта структурная деятельность соединялась с художественным процессом уже в момент осознания информации. Результат можно увидеть на выставке. Добавить надо только то, что «Инженеры искусств» сотрудничали с группой «Кино», «Новыми композиторами» и Сергеем Курёхиным.
3. Книга Виктора Пелевина «Любовь к трём цукебринам», 9 сентября
Книга поступит ровно через неделю. И, несмотря на то, что прочтённый мной летом S.N.U.F.F. оставил очень противоречивые впечатления, почему-то выход именно этой книги жду с особенным и тайным восторгом. Пелевин всё-таки, один из лучших современных писателей.
© Жан-Жорж Беро. Театр Водевиль. 1882
4. Выставка «Киноплакат из собрания Русского музея», Мраморный дворец, с 10 сентября
Крайне любопытная выставка. Около ста плакатов эпохи немого кино.
5. Фильм «Люси» (реж. Люк Бессон), в прокате с 11 сентября
С надеждой на нового «Леона», в котором играет Скарлетт Йоханссон. Хотя в мире фильм уже обругали.
6. Фильм «Самый опасный человек» (реж. Антон Корбейн), в прокате с 11 сентября
Последняя большая роль Филипа Сеймура Хоффмана.
7. Спектакль «Гаудеамус» (реж. Лев Додин), МДТ, 16, 18, 19, 29, 30 сентября
Додин воссоздаёт свой спектакль 1990 года выпуска по повести Каледина «Стройбат». Ещё, в самом начале обучения в театральной академии, мне удалось его увидеть, практически перед самым снятием с репертуара. Не скажу, что он мне активно не понравился, но и восторгов особых не вызвал. Мал я тогда был, неопытен, образования ещё не имел. Остались только какие-то яркие и фрагментарные воспоминания. Например, сцена с пельменями. Сейчас спектакль доступен для скачивания, так что можно вполне ознакомиться с ним или же освежить его в памяти. Но здесь интересно, пожалуй, само обстоятельство воссоздания спектакля. То есть Додин делает не заново срежиссированный спектакль, а именно что воссоздаёт (впрочем, какие-то не очень значительные поправки скорее всего будут, без этого никак). Это обстоятельство сразу накладывается на тревожное понимание того, что ситуация в стране настолько не изменилась, если не ухудшилась, что мастеру практически совсем не потребовалось никаких изменений, чтобы снова воскресить спектакль 25-летней давности. В своё время, в 1989 году, тогдашний министр обороны Дмитрий Язов, назвал эту небольшую повесть «ножом в спину советской армии». Есть ощущение, что сегодня зрелище выстрелит даже сильнее, чем тогда…
8. Спектакль «Беккет. Пьесы» (реж. Дмитрий Волкострелов), ТЮЗ, 17, 18, 19 сентября
Волкострелов и Беккет - это уже серьёзно, потому что Беккет - стопроцентная драматургия без всяких кивков в сторону «новой драматургии» и проверенная не только временем но и, что характерно в данном случае, уже и постановками. Хотя, по мнению основателя и лидера театра post, знакомство российского театра прошло с Беккетом в экспресс-режиме. Здесь я не совсем соглашусь, поскольку имею в памяти примеры и бутусовского спектакля «В ожидании Годо», и «Счастливых дней» в постановке Владимира Михельсона и даже недавнее сочинение Теодора Терзопулоса «Конец игры» В Александринском театре. Увы, не могу назвать это экспресс-режимом. Были и идут и «Последняя лента Креппа», и «Звук шагов», и «Приходят и уходят». Так что знакомство вполне себе состоялось. Другое дело, что Бутусов вскрывал мир Беккета трагической эксцентрикой, Михельсон обыденным существованием на сцене, а Терзопулос средствами трагедии. И все трое при этом вскрывали беккетовские смыслы. Но и тот, и другой, и третий методы Волкострелову чужды. У него есть свой, лежащий в плоскости интеллектуального исследования границ театральности, в стороне медиа-театра, или пребывающий в поисках нового театрального языка, кому как больше нравится. Каждый раз он приближается всё ближе и ближе к пограничной зоне, к нулевому рубежу. Недавно его работы уже стали называть акционизмом, что на мой взгляд очень верно (например, его последние «Парки и сады»). А вот в случае с Беккетом это сделать уже сложнее, нежели с Пряжко, записным автором театра post. Текст Беккета, как мне кажется, будет этому сопротивляться. При условии конечно идентичности подхода. И всё это несмотря на то, что Волкострелов - литературоцентрист, а пьесы Беккета малоизвестны российскому зрителю и переведены специально для проекта. Но тем интереснее будет за этим наблюдать.
9. Фильм «Человек ноября» (реж. Роджер Дональдсон), в прокате с 18 сентября
Интересно посмотреть на тандем - бывший Бонд + бывшая девушка Бонда. Но ещё больше интересней посмотреть, сошёл ли с Пирса Броснана лоск суперагента?
10. Фильм «Тёмная долина» (реж. Андреас Прохазка), в прокате с 18 сентября
Австрийский вестерн. Крайне занимательно.
11. Фильм «Джими Хендрикс» (реж. Джон Ридли), в прокате с 18 сентября
Биографический очерк о начальном этапе большого и быстрого пути величайшего гитариста всех времён и народов. Из разряда обязательного просмотра, несмотря на то, что Андре Бенджамин, исполнитель роли короля гитары ни в чём сверхъестественном замечен не был, а режиссёр фильма Джон Ридли прославился больше как сценарист оскароносного фильма «12 лет рабства», над которым он работал совместно с Соломоном Нортапом. Но тем не менее. Это же фильм про Джими.
12. Фильм «Ещё» (реж. Дмитрий Лариненко), в прокате с 18 сентября
Документальный фильм о группе «АукцЫон».
13. Спектакль «Воспоминания будущего» (реж. Валерий Фокин), Александринский театр, Александринский фестиваль, 19, 20, 21 сентября
Грандиозная по замыслу постановка, которая должна воссоздать (реконструировать) легендарный спектакль Мейерхольда. Но, как всегда у Фокина, воссоздавая, он не забудет сказать и о настоящем времени. Крайне интересный проект.
14. XXIV Международный кинофестиваль «Послание к человеку», 20-27 сентября
Документальные, короткометражные, анимационные и экспериментальные фильмы. Как правило это около 300 фильмов, около 20 специальных программ, международный и национальный конкурсы. В общем, мощное погружение в кино гарантировано.
15. За гранью предметности в русском искусстве второй половины XX века, Мраморный дворец, с 24 сентября
Выставка русских художников 60-70-х годов, несогласных с эстетикой Академии художеств и самостоятельно искавших другие пути в творчестве. Именно после них наступит интереснейшие 80-е, которые активно изучает галерея DiDi.
16. Спектакль «Юлий Цезарь. Отрывки» (реж. Ромео Кастеллуччи), «Общество рафаэля» (Чезена, Италия), фестиваль «Балтийский дом», 25, 26 сентября
Не видя ни одного спектакля Ромео Кастеллуччи, я наслышан о нём предостаточно, чтобы не просто заинтересоваться радикальным творчеством одной из главных фигур современного театра, а ждать его приезда с большим нетерпением.
17. Фильм «Великий уравнитель» (реж. Антуан Фукуа), в прокате с 25 сентября
Здесь снялся Дензел Вашингтон. А этого достаточно, чтобы дойти до кинотеатра. О прошлых фильмах Фукуа можно почитать здесь:
http://jim-dylan.livejournal.com/56491.html 18. Фильм «Теория заговора» (реж. Жером Салль), в прокате с 25 сентября
Есть подозрение, что это кино только маскируется под банальный детектив. Остаётся только проверить.
19. Фильм «Магия лунного света» (реж. Вуди Аллен), в прокате с 25 сентября
После прекрасной «Полночи в городе» и совершенно неожиданной «Жасмин» интерес к Аллену всё ещё остаётся подогретым.
20. Спектакль «Теллурия» (реж. Марат Гацалов), Александринский театр, Новая сцена, Александринский фестиваль, 26, 27, 28 сентября
Честно, не читал новую одноимённую книгу Сорокина, но до премьеры ещё есть время и надо бы её осилить, хотя и есть у меня некое предубеждение против данного автора. Но здесь дело не только в нём. Дополнительная интрига заключается ещё и в том, что «Теллурия» - первый спектакль Марата Гацалова на Новой сцене Александринки с тех пор, как он возглавил её как художественный руководитель. Сюжет не менее интересный, чем интерпретация самой сорокинской прозы.
21. Спектакль «Леди Макбет нашего уезда» (реж. Кама Гинкас), МТЮЗ, фестиваль «Балтийский дом», 29, 30 сентября
Снова наслышан. И в частности про мощную игру Елизаветы Боярской. Но тут ещё и другое. Сама фигура Камы Гинкаса внушает приличный страх и трепет вместе с ожиданиями нового и свежего высказывания. Достаточно обратить внимание на название спектакля, которое мгновенно переводит его в современность. Следовательно, о ней и пойдёт речь. К слову сказать, его спектакль «Гедда Габлер», идущий на сцене Александринского театра, до сих пор является одним из самых сильных и выверенных сценических произведений последних лет.