(Untitled)

Mar 21, 2008 16:53

Состояние русского языка с точки зрения постмодернистского дискурса
Опыт критического конспектирования

«Состояние языка к концу XX столетия постмодернисты оценивают как трагическое: в связи с нивелирующим характером системы образования, бурным развитием средств массовой информации, техническими возможностями распространения печатной продукции язык ( Read more... )

pro чтение, pro язык, pro литературное, pro цитаты

Leave a comment

jim_dylan March 27 2008, 10:14:01 UTC
(продолжение...)

Моррисон вполне может считаться постмодернистом со всеми его скрытыми цитатами, перекодированием шаманизма, театрализацией текста, связанной, кстати, работой с формой и т.д. Что касается Платонова, то он всегда находится "внутри" мира, а не "вне" его, поэтому вряд ли. Платонов не играет, а понятие "игры" - основное понятие постмодернизма. Игры с прошлым, игры с языком и т.д. Про Высоцкого отдельный "сказ". С одной стороны, "подобно постмодернистам, Высоцкий использует словечки, образы, обороты, намертво прихваченные обыденным сознанием и приспособ-ленные им для собственных нужд. Это не столько глубинные реминисцен-ции, сколько концепты, подаваемые открыто, даже демонстративно. Таковы идеологические клише; школьно-программные строки Есенина, Мая-ковского, Гри¬боедова, Шекспира, Горького; расшифрованный, то есть лишаемый кастовости и таинственности, жаргон; откровенно-детский фольклорный репертуар. Допускаются даже автоцитаты (в сценарии «Как-то так все вышло...»), даже научные термины, но опять-таки лишь те, которые стали достаточно расхожими". С другой, постмодернисты и Высоцкий действовали по-разному. "Многообразную речь современников поэт не просто цитирует, но - обживает, выходя к почти не освоенному литературой 50-х - начала 60-х годов состоянию так называвшегося рядового человека. <...> И в этом своем выражении «пиршество нашего слова» созидает искусство, уж конечно, не элитарное (а конечная установка постмодернистских текстов как раз такова), но и не эгалитарное (поскольку массовая культура рассчитана на неразмышляющее потребление) - точнее всего будет говорить о демократизме творчества В. Высоцкого." И в этом отношении он, конечно же, не постмодернист. Да, и надо понимать, что это совсем не ругательное слово. :)

Теперь давай определимся. Когда мы говорим об искусстве постмодерниста, мы говорим об искусстве второй половины XX века и русские постмодернисты шли в ногу с западными, поэтому в данном случае цифра 75 лет не вполне уместна. Не нужно с наскока, принижать достижения русских постмодернистов. Абрам Терц пишет свои "Прогулки с Пушкиным" еще в 1966-1968 годах, Венедикт Ерофеев написал свою поэму "Москва-Петушки" в 1970 году, Бродский пишет "20 сонетов к Марии Стюарт" в 1974 году, Саша Соколов "Школу для дураков" в 1976 году, Андрей Битов свой "Пушкинский дом" в 1978 году и т.д. Так же как и западная литература - это не только "выпендривание" с формой (Дон Делилло, Джулиан Барнс, Уильям Гибсон, Джон Фаулз, Джеймс Джойс, Бернар-Мари Кольтес, Абель Поссе, Фредерик Бегбедер, Умберто Эко и др).

Впрочем, я никого не пытаюсь переубеждать. Хочу лишь сказать о том, что постмодернизм нельзя отрицать и уж тем более воспринимать как халтуру. Он достоин изучения. По той простой причине, что он есть, давно обоснован и продолжает вполне себе существовать в своём революционном развитии. :)

И, напоследок, энциклопедическое определение постмодернизма:
"На основе понятия "постмодерн" возникло производное от него понятие "постмодернизм", которое, как правило, используют применительно к сфере философии, литературы и искусства, для характеристики определенных тенденций в культуре в целом. Оно служит для обозначения: 1) нового периода в развитии культуры; 2) стиля постнеклассического научного мышления; 3) нового художественного стиля, характерного для различных видов современного искусства; 4) нового художественного направления (в архитектуре, живописи, литературе и т. д.); 5) художественно-эстетической системы, сложившейся во второй половине XX в.; 6) теоретической рефлексии на эти явления (в философии, эстетике). До настоящего времени термин "постмодернизм" устоялся не окончательно и применяется в области эстетики и в литературной критике наряду с дублирующими терминами "постструктурализм", "поставангардизм", "трансавангард" (в основном в живописи), "искусство деконструкции", а также совершенно произвольно. Это связано с тем, что мы имеем дело с относительно новым, еще недостаточно изученным культурным феноменом, представления о котором продолжают уточняться."

Reply


Leave a comment

Up