(Untitled)

Mar 21, 2008 16:53

Состояние русского языка с точки зрения постмодернистского дискурса
Опыт критического конспектирования

«Состояние языка к концу XX столетия постмодернисты оценивают как трагическое: в связи с нивелирующим характером системы образования, бурным развитием средств массовой информации, техническими возможностями распространения печатной продукции язык ( Read more... )

pro чтение, pro язык, pro литературное, pro цитаты

Leave a comment

jim_dylan March 26 2008, 14:12:50 UTC
Предлагаю для интерпретирования две условных цепочки: постмодернизм - графоман - снижение уровня ителлекта и постмодернизм - художник - игра интеллекта. И тот и другой пути вполне проходимы, только первый ведёт к "обломкам былого классического образования, недочитанности, общей безграмотности, на которой люди пытаются приблизительно выразить свои нечеткие обглоданные мысли". Второй ведёт к новому витку в культурной традиции и как раз-таки и является тем самым постмодернизмом, который я склонен рассматривать как культурную философию, а не подделкой под него, как в случае с первой цепочкой. Под постмодернизм легко приспособиться и спрятать за его широкой спиной общую безграмотность, но будет ли это "спасительным плутовством" или "блистательным обманом, позволяющим расслышать звучание безвластного языка, во всем великолепии воплощающего идею перманентной революции слова", о котором говорил Ролан Барт? Отнюдь. "Обломки былого образования" дадут о себе знать именно как обломки, а литература или любое другое искусство превратиться не в средство переиграть язык, а в шаблонироваие штампов, клишированность, в массовую литературу. Это тоже издержки постмодернизма и его массового сознания, равно как и коллективного бессознательного, его, так сказать, оборотная сторона, но уже как эпохи, в которой мы живём. Безусловно, эпохи постмодернистской с её эклектикой и вторичностью, которая тоже может восприниматься по разному. Почему "тоже"? Потому что по Умберто Эко "процедуры повторения одного и того же типа могут породить совершенство или банальность". И если воспользоваться определением Борхеса, то постмодернизм - это "эхо" культуры. Поэтому особенность постмодернизма как культурной философии в том, что он подводит итоги накоплению всех культурных эпох, подвергая вместе с тем их ценности деканонизации, потому что ценность самого постмодернизма заключается в том новом, что несут в себе вариации старого. Отличие простое: массовое искусство формирует стереотипы массового же сознания, само становясь при этом стереотипным, искусство же постмодернизма расшатывает эти самые стереотипы. Для достижения всех этих целей, постмодернизм использует различные приёмы: авторскую маску, цитаты, цитации, игра с хаосом, жанровое обновление, полижанровость, комментарии, фрагментацию и т.д.

Вот некоторые из постмодернистов: Джон Фаулз, Ален Роб-Грийе, Хулио Кортасар, Мирорад Павич, Владимир Сорокин, Виктор Пелевин, Андрей Битов, Венедикт Ерофеев, Ричард Бротиган, Дмитрий Пригов, некоторые исследователи относят к постмодернистам и Иосифа Бродского, но фигура Иосифа Александровича настолько пограничная, что вступая в спор, пожалуй, правы будут обе стороны, что являет собой всю ту же множественность истины (расширение её границ), как одного из принципов постмодернизма. :)

Reply


Leave a comment

Up