Великий Гэтсби
Режиссёр Баз Лурман
![](http://ic.pics.livejournal.com/jim_dylan/9868774/21721/21721_900.jpg)
Постмодернисткое смешение для База Лурмана - идеальное пространство для развёртывания мелодраматической истории - будь то бальные соревнования, шекспировский рассказ о несчастных влюблённых или история любви в декорациях знаменитого парижского богемного кабаре - всё заворачивается в цветную обёртку и преподносится как новый коктейль сезона. Не удивительно, что попытавшись в картине «Австралия» убрать весь этот внешний антураж и выйти из павильона на натуру, Лурман потерпел неудачу - без красивостей не обошлось конечно и там, но фильм был принят прохладно и провалился в американском прокате. В «Великом Гэтсби» режиссёр вернулся на проторенную дорожку - он вновь запустил свой знаменитый аттракцион, в котором любовные переживания героев помещаются в шикарные декорации, где окрашиваются всегда в такие яркие и порой даже кричащие тона, что невольно начинает захватывать дух - всё-таки сделать красиво и не пошло Лурман умеет!
В случае с «Танцами без правил», «Ромео+Джульетта» и «Мулен Руж» этот приём срабатывал настолько, что придавал историям драйва и яркости и заставлял дышать их воздухом нового времени, делая переживания героев доступными и понятными для всех и каждого. Не думайте ничего плохого, В «Великом Гэтсби» это тоже осталось. Но из него ушла одна, маленькая деталь - прилагательное. Ведь Гэтсби (Леонардо ди Каприо), как бы к нему ни относиться, не случайно имеет эпитет «великий», заботливо выведенный в фильме Ником Каррауэем (Тоби Магуайр) над именем героя, жизнеописание которого он изложил в виде романа в санатории, в процессе лечения от алкогольной зависимости. А как иначе? История безудержной любви, когда своя жизнь подчиняется только другому человеку вправе придать имени такой статус.
Но настоящее величие Гэтсби при этом ускользнуло из фильма Лурмана, оставив после себя лишь неизбежную обречённость героя на одиночество, сквозящую из каждого с дизайнерским лоском отшлифованного кадра. Это конечно рай для глаз, чего уж тут говорить - все эти шикарные вечеринки, сцена первой встречи после долгой разлуки, зелёный маячок надежды на противоположном берегу и жёлтый авто, летающий со скоростью гоночного болида по улицам города. Однако, к сожалению, избыточная визуальность картины поглотила пусть и не глубокую, но всё же ощутимо важную в контексте фильма мысль - можно ли за все деньги мира угнаться за прошлым?
И здесь надо сказать, что Лурман - всё-таки дитя своего века и в некотором смысле заложник его культурной парадигмы. Ведь если с одной стороны его фильм можно назвать честной попыткой рассказать старую историю из «эпохи джаза» сегодняшним языком, то с другой надо признать, что за внешним лоском и безупречной технологией скрывается выхолащивание даже такого простого, как у Скотта Фицджеральда, смысла. А ведь сложно себе даже представить что-либо более поверхностное, чем дизайнерское кино о любви.
THE GREAT GATSBY | 2013 | Австралия, США | 143 мин | Мировая премьера 01.05.2013