(no subject)

Mar 04, 2013 16:29

Метро
Режиссёр Антон Мегердичев


Советско-российская киноистория не насобирает даже и с десяток фильмов-катастроф. Как-то не привился у нас этот жанр. Мы ведь всё строили и строили, зачем же нам разрушать было. А потом всё взяло и само рухнуло, и катастрофой стала сама жизнь, до кино ли нам дело было. Пожалуй, первым к этому жанру обратился Станислав Говорухин в фильме «День ангела», где по сюжету на корабле возник пожар, но стараниями капитана и команды удалось спасти почти всех пассажиров. Однако он не так широко известен как «Экипаж» Александра Митты, вышедший на экраны в 1980 году и запомнившийся советским зрителям не только сценой катастрофы в аэропорту, но и первыми эротическими сценами на большом экране. На этой волне в 1981 году появилась картина Андрея Малюкова «34-й скорый» и стало казаться, что советский кинематограф успешно начал осваивать новый для себя жанр. Продолжение не замедлило ждать и практически с разницей в год вышли ещё два фильма - «Поезд вне расписания» Александра Гришина (1985) и «Прорыв» Дмитрия Светозарова (1986). Последний, кстати, о том, как воды подземной реки затопили тоннель ленинградского метро. Именно такой сюжет и у нового «Метро» с той лишь разницей, что ликвидацией прорыва в 1986 году занимались инженеры и строители, а в новой версии в переделку попадают обычные пассажиры московской подземки. Так что римейком считать это нельзя, а вот продолжением эстафеты можно и даже нужно. В новейшем «Метро» техногенная катастрофа происходит параллельно с личной по безукоризненному лекалу, опробованному в Голливуде уже на сотнях примеров. Поведение частного человека, поставленного в исключительные условия, всегда интересовало художественную среду. А прорыв туннеля в подземке и угроза не только его затопления, но и обрушения центра Москвы как раз и есть подходящие исключительные условия. Правда со времён того же «Экипажа» как эталонного фильма-катастрофы для российского пространства прошло слишком много времени. И если раньше режиссёров больше интересовали именно человеческие отношения на фоне развернувшейся катаклизмы, то теперь технология самой катастрофы заметно отодвигает человека на второй план. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что вода в фильме слишком уж часто проявляет свою компьютерную природу - заметно, что она сотворена искусственно. Так что любителям спецэффектов просьба не беспокоиться. А вот поклонники мелодрам могут насладиться довольно качественным жанровым кино, сюжет которого, впрочем, не слишком изобретателен. Волею обстоятельств в злополучном вагоне поезда метро оказываются хирург районной больницы Гарин (Сергей Пускепалис), провожающий дочь в школу, и преуспевающий бизнесмен, специалист по точечной застройке Константинов (Анатолий Белый), любовницей которого стала жена героя, Ирина (Светлана Ходченкова). На фоне затопления тоннеля и угрозы гибели они высняют отношения и бьются за любимую женщину. Чтобы им не было одиноко это делать вместе с ними ищут выход на поверхность бомжиха Галя (Елена Панова), менеджер Михаил (Станислав Дужников) и юная пара Денис (Алексей Бардуков) и Алиса (Катерина Шпица). Отношения при этом выстраиваются между всеми персонажами и жалко только, что наметившаяся нестандартная романтическая линия бомжихи и бизнесмена не получила своего развития, а так и осталась лишь комической компонентой. Хотя может оно и к лучшему, поскольку очень уж характерной вышла героиня Елены Пановой. И если предположить, что ей прописали бы более тесные отношения с героем Анатолия Белого, то фильм был бы про нелёгкую жизнь бомжей, для которых потоп в метро не самое худшее, что произошло в их жизни. Самое худшее произошло как раз в жизни Ирины - и муж, и дочь, и любовник оказываются в одном месте, в одно и то же время. По большому счёту фильм «Метро» не столько о героях, которые на фоне катастрофы делят между собой одну женщину, и попутно пытаются выбраться на поверхность, сколько о ней, оставшейся на поверхности, мечущейся в отчаянии и страхе по всей Москве и меняющей в итоге своё отношение к мужу с плохого на противоположное. Именно с ней происходит та самая перемена, которая по законам жанра делает человека лучше. Странный при этом рождается парадокс - в фильме «Метро» главные бенефицианты оказываются исполнители вторых ролей, которые взяли на себя львиную долю эмоциональной, человеческой нагрузки всей картины. Даже телевизионная группа в лице журналиста (Кирилл Плетнёв) и оператора (Дмитрий Орлов), выпекающих свежие новости прямо на улицах города, более убедительна, чем лёгкая картонность бизнесмена и его визави хирурга, сравнимая разве что с былинностью, если бы не подкачал масштаб. Но тем не менее следует признать, что передача эстафеты произошла по всем правилам и жанр фильма-катастрофы продолжает успешно адаптироваться на российской земле.

МЕТРО | 2012 | Россия | 130 мин | Мировая премьера 21.02.2013

P. S. Пожалуй, я поторопился ограничить десяткой жанр советско-российских фильмов-катастроф, а также отдать пальму первенства Станиславу Говорухину. Это мне урок на будущее, впредь буду внимательнее. Выяснилось, что были ещё фильмы: "В город пришла беда" (режиссёр Марк Орлов, 1966), "Внимание, цунами!" (режиссёр Юнгвальд-Хилькевич, 1969), "Магистраль" (режиссёр, Виктор Трегубович, 1983), "Тревожное воскресенье" (режиссёр Рудольф Фрунтов, 1983) "Размах крыльев" (режиссёр Геннадий Глаголев, 1986).
Если кто-то вспомнит что-то ещё, буду только рад видеть название фильма и режиссёра в комментариях.

Светлана Ходченкова, Анатолий Белый, Елена Панова, Антон Мегердичев, Станислав Дужников, Сергей Пускепалис, Дмитрий Орлов, Алексей Бардуков, Кирилл Плетнёв, Катерина Шпица, pro кино

Previous post Next post
Up