Гонка за Оскаром (31)
Нет
Режиссёр Пабло Ларрейн, 2012
Если вам сказали, что это фильм о том, как президент Аугусто Пиночет сошёл с дистанции 5 октября 1988 года, не верьте, это не так. И тем не менее это заключительный фильм «пиночетовской» трилогии, рассказывающий о победе оппозиции в Чили, как первом шаге к свержению диктатуры. Другими словами, манера подачи материала в этом фильме может в первые полчаса повергнуть в уныние любителей и знатоков политических триллеров, привыкших к показу ужасов тирании и героической, не всегда заметной, но освободительной борьбы. Ларрейн предлагает нечто более изысканное. Историю о смещении с поста президента чилийского диктатора он рассказывает средствами рекламы. Криэйтор одного из ведущих рекламных агентств Рене (Гаэль Гарсиа Берналь) соглашается участвовать в рекламной кампании оппозиции Пиночета, которого извне вынудили провести референдум, мало кого беспокоивший и считавшийся чистой формальностью. Собственно, на референдуме был один вопрос - хотят ли чилийцы следующего президентства Аугусто Пиночета. Согласно вариантам ответов и были развёрнуты две рекламные компании «Да» и «Нет». Собственно развёрнута была только одна - «Нет», а «Да» была уже ответом пиночетовского правительства. Возглавил её начальник Рене по рекламному агентству Лучо Гусман (Альфредо Кастро). Перед референдумом оппозиции было отдано 15 минут эфирного времени, во время которого им запрещалось критиковать правительство. Тогда и возникла идея «радости» как основной послережимной эмоции. Осталось только сказать «нет» режиму. «Нет убийствам, нет бедности, нет пыткам» звучат под позитивный и запоминающийся шлягер. Больше юмора и больше позитива - вот девиз оппозиции. Чили просыпается ото сна. За окном маячит светлое будущее. И вот на этом правильно оформленном эстетическом позитиве оппозиция добивается своей главной цели - перевеса голосов в свою пользу, несмотря на политику запугивания участников успешной рекламной кампании. Между прочим, исторический факт. И вот этот исторический факт режиссёр запустил как рекламу в каждый дом простым техническим решением. Снятый при помощи аутентичных для конца 80-х технических средств (формат U-matic, применявшийся при создании видеофильмов, непривычный для сегодняшнего зрителя экран 4:3) Ларрейн с ходу погружает зрителя в эпоху и достигает одной очень важной цели - заставляет этим «домашним видео» почувствовать зрителя свою непосредственную близость и причастность к контексту улицы за окном, в каком бы веке тот не находился. Так что внимательней присматривайтесь к рекламе. Правда, в нашей стране это можно будет делать ещё не скоро.
NO | 2012 | Чили, Франция, США | 115 мин | Мировая премьера 18.05.2012
Номинация на премию Оскар в категории «лучший фильм на иностранном языке, Чили»