Про обиженных, на которых воду возят

Jul 15, 2008 17:32

Осознала один психологический момент. Не то чтобы он особенно льстил моему самолюбию, но, похоже, так оно и есть. В том, что касается меня, по крайней мере, не знаю, может, остальные как-то иначе устроены.

А момент заключается в следующем: большинство отрицательных эмоций - обида, зависть, злость (я не о сиюминутных, а об устойчивых и продолжительных) - якобы направленных на другого человека/других людей, на самом деле направлены на того, кто их испытывает, пусть даже он сам не всегда это осознает. Тот, другой - всего лишь повод, катализатор. То есть может быть огромное количество потенциальных причин обидеться или разозлиться, но они почему-то достаточно сильного эмоционального отклика не вызовут ("Вася это сделал? Ну и дурак. Ладно, проехали!" - и Вася забыт через пять минут). А может быть и ровно наоборот ("Вася ЭТО сделал?!!" - и дым из ушей).
К чему я веду? К тому, что причина не в Васе, а в нас самих, вернее, либо в нашем поведении, так или иначе спровоцировавшем Васин проступок, либо же в нашем к Васе отношении. Обижаемся и злимся мы, в конечном итоге, не на Васю, а на себя самих. За какие-то слова или действия, предшествовавшие Васиным действиям и словам, вызвавшим у нас соответствующие эмоции. Или за то, как мы к Васе относимся - это тот случай, когда некоторый проступок мы готовы простить кому угодно, только не Васе (правильной расстановкой эмоционального ударения в этом случае будет не "Вася ЭТО сделал?!!", а "Это сделал ВАСЯ?!!").

Здесь же, как мне кажется, кроется и секрет прощения. Не слов "Я тебя прощаю", а искреннего прощения, после которого не остается никакого осадка на дне души. Как только мы прощаем себя - за то, что случилось или же не случилось, за то, что думаем и чувствуем - обида уходит.
Может быть, я не очень внятно обьяснила, что имею в виду. Если коротко и в двух словах: мне кажется, что на самом деле мы обижаемся не на кого-то, а на самих себя. И прощаем мы тоже не кого-то, а опять же самих себя. Но я отнюдь не претендую на истину в последней инстанции.

То есть если мы дуемся на кого-нибудь в течение пяти, скажем, лет, то имеет смысл задуматься и спросить себя: а я точно обижен на этого урода? Или, может быть, все-таки на себя - за то, что на этого урода(!) я дуюсь аж целых пять лет вместо того, чтобы заняться чем-нибудь более интересным?

мысли и размышления, озарения, философия истории

Previous post Next post
Up