Оригинал взят у
vecna_tatjana в
СоциализацияОригинал взят у
lenuto в
СоциализацияИтак, социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Не следует сводить понятие социализации исключительно к общению ребенка со сверстниками, так как на самом деле оно гораздо шире и включает в себя:
- усвоение культурных норм и ценностей,
- принятие различных социальных ролей, образцов поведения,
- обретение навыков эффективного взаимодействия с другими людьми.
Первые шаги в нелегком деле социализации малыш делает в своей семье - именно так его внутренний мир начинает обогащаться знаниями о том, что существует мама и другие члены семьи, которые по мере взросления ребенка становятся его проводниками в большой мир. Именно семья является для ребенка образцом, здесь он постигает первые модели поведения и социальные нормы.
Что же следует делать родителям для того, чтобы быть уверенными в том, что социализация ребенка в должной степени реализуется? Разложим по полочкам:
1. Семья для ребенка - миниатюрная модель общества, которая дает представление об иерархии, разделении ролей, нормах общения, социальных статусах, ценностях, культурных и моральных нормах.
2. Благодаря родителям, ребенок имеет возможность сначала наблюдать, а затем все более активно включаться во взаимоотношения с внешним миром. Для этого достаточно не изолировать ребенка в замкнутом круге дом-площадка-кружок, а брать его с собой и туда, где Вас ждут дела, а не развлечения - в магазин, банк, на почту, в гости к своим друзьям и т.д., и т.п. Именно там ребенок, наблюдая за Вашими действиями, приобретет бесценные навыки социализации.
3. Совершенно не нужно стараться каждый день организовывать исключительно увеселительные мероприятия для ребенка: сегодня в цирк, завтра в музей, послезавтра в зоопарк… Семья не должна быть ориентирована только на ребенка, как раз наоборот - ребенок должен органически вливаться в жизнь семьи, чувствовать себя ее частью, правильно ощущать семейную иерархию.
4. Чрезвычайно важно максимально включать ребенка в любую взрослую деятельность, будь то рукоделие или ремонт, готовка или уборка. Очень полезно для ребенка будет узнать о том, где и кем работают члены его семьи, по возможности побывать у них на работе, или по крайней мере, увидеть фотографии и услышать рассказ об их занятиях.
5. Общение с другими детьми приобретает важность после 3 лет, когда ребенок достигает того возраста, в котором действительно возникает такая потребность. Однако, и в этом возрасте ребенку требуется присутствие родителей, которые на первых порах будут помогать ребенку выстраивать взаимоотношения с другими детьми. Общение ребенка исключительно с группой сверстников значительно обедняет его, гораздо полезнее общение в разновозрастной группе, где дети имеют возможность перенимать опыт у старших, и в то же время учатся быть снисходительными по отношению к младшим.
6. Навыки социализации отрабатываются ребенком в сюжетно-ролевой игре, когда он пробует брать на себя различные роли и обыгрывает ситуации, которые имел возможность наблюдать в реальной жизни.
7. Качество общения гораздо важнее, чем его количество. У детей бывают разные темпераменты, и, соответственно, совершенно разные потребности в общении. Поэтому в этом вопросе важно исходить исключительно из интересов ребенка, наблюдая за его поведением и реакцией.
8. Время от времени ребенку просто необходимо одиночество! Именно в одиночестве ребенок может осмыслить происходящее с ним ранее, отдохнуть от общения.
9. Гармоничная социализация ребенка отнюдь не подразумевает то, что ребенок должен с легкостью вступать в контакт с незнакомыми людьми. Важно прививать ребенку разумную осторожность и поддерживать его избирательность в выборе контактов.
10. Научить общаться ребенка можно только одним способом - на собственном примере. Никакие правила хорошего тона не будут действовать, если не соблюдаются в семье.
Интересные данные:
Чем дольше ребёнок ежедневно находится в детском учреждении, тем больше он будет иметь проблем в поведении и общении. К таким выводам пришли учёные из американского Национального института детского здоровья и развития человека (National Institute of Child Health and Human Development (NICHD) после масштабного многолетнего исследования детей от 3 лет до старших классов. Удивительно, но не было обнаружено такой же сильной связи с особенностями заботы о ребёнке, социальным и экономическим статусом семьи, чувствительностью мамы к потребностям малыша.
В другом исследовании было обнаружено, что уровень гормона стресса кортизола у детей в детских учреждениях повышался к полудню, постепенно снижаясь в вечерние часы. Особенно высокие значения наблюдались у детишек, которых воспитатели и родители характеризовали как тихих и застенчивых. У домашних детей подобных изменений отмечено не было.
Источник:
http://domrebenok.ru/blog/2011/07/13/vot-vam-i-sotsializatsiya/