В Азбуке 17 мы говорили про еврейскую радость.
В Азбуке 18 - про сердце.
Теперь объединим.
Праздник "Радость Торы". Новому годичному циклу чтения Торы посвящается.
Предисловие.
1) Если Вы хотите "поживиться пикантным", то Вам это удастся. Только имейте ввиду, что возможно Вам ещё труднее будет стать Человеком.
2) Если Ваши устремления чисты, но у Вас слабое сердце, то м.б. Вам лучше "витать в розовых облаках" и не читать.
3) Если Вы будете читать - помните: правда может не только строить, но и разрушать. Поэтому если Вы почувствуете, что Вас это разрушит - остановитесь.
4) В связи с поднимаемым вопросом, я решил не напрягать читателя вопросом "на основании чего этот Морда пишет такие вещи?". Поэтому, в отличии от всех предыдущих постов, привожу немного цитат для тех, кто не знаком с подобными текстами.
5) После постов про еврейскую радость и человеческое сердце - сейчас самое подходящее место, а т.к. на будущее у меня другие планы, то откладывать дальше это практически невозможно.
6) Валидол под рукой?
Эпиграф 1.
Город, в котором есть миква - там есть еврейская жизнь. Даже если в этом городе нет синагоги.
Город, в котором нет миквы - там нет и еврейской жизни. Даже если есть большая синагога, сверкающая золотом и хрусталём и постоянно заполненная молящимися и изучающими Тору.
Эпиграф 2. История из жизни.
В самом известном супер-пупер ортодоксальном районе Иерусалима я зашёл в магазин, торгующий кипами и талитами.
- Можно у вас купить еврейское сердце? - спросил я продавца.
- Что? - удивлённо поднял брови продавец.
- Мне нужно еврейское сердце. У вас можно купить еврейское сердце?
- Нет, - отрицательно покачал головой продавец.
- Что же мне делать? Тогда продайте мне пейсы, - сказал я. - Белая рубашка у меня есть, черные брюки и черный пиджак у меня есть, черная шляпа у меня есть. Борода - есть. А пейсов - нет. Пусть у меня будут хотя бы хорошие пейсы.
И я купил отличные длинные пейсы. А где же можно приобрести хорошее еврейское сердце?
Сказал Рава: "Какие дураки те, кто встают перед свитком Торы и не встают перед большим человеком" (трактат Макот 22б). Под "большим человеком" там имеется ввиду еврейский мудрец, очень большой. Настолько большой, что я не решусь написать.
Почему встают перед раввином?
- В знак уважения к Торе, которую он учил, - возможно скажет один.
- В знак уважения к Торе, которая у него есть, - возможно скажет другой.
Возможно кто-то не заметит разницу.
Сказали мудрецы: "Тот, кто говорит: "Нет у меня ничего кроме Торы" - у него и Торы нет". Т.е. человек может учить Тору с утра до ночи и у него нет Торы. Надо ли перед ним вставать? И ещё: у него нет Торы? Но мы сделаем ему экзамен и увидим, что он всё знает. У него нет Торы? А что у него есть? И что такое тогда "Тора"?
Надо ли вставать перед компьютером, в котором записана Тора? Нет? Потому что не свиток и потому что не ходит? А если поднять и переносить?
Надо ли вставать перед неевреем профессором иудаизма Сорбонского университета? Является ли он "ходячей Торой"? Сказали мудрецы: "Хахма мудрость (знания) у неевреев - поверь, Тора у неевреев - не верь" (нееврей, изучающий хахмат-hакаббала - хахма есть у него, а Торы нет у него). Почему это вопрос веры? Ведь мы можем сделать экзамен этому профессору Сорбоны и будем ЗНАТЬ знает он Тору или нет. И ещё один идиотский вопрос: зачем мудрецы нам рассказывают что есть и чего нет у неевреев? Какое нам до этого дело? Когда великие мудрецы Талмуда говорят "нееврей" - кого они имеют ввиду?
היות התורה נתלבשה בענינים דהאי עלמא, ועצם התורה היא אלקית, והיא כדמיון הנשמה בגוף האדם... כן התורה יש גוף התורה ויש נשמת התורה, וע"כ ... אם אינו לומד אלא בחיצוניותו אין לו בתורה אלא גוף התורה ולא אלקות שבה, וזה שאמרו ז"ל (איכ"ר פ"ב י"ג) יש חכמה בגוים תאמין... ולפי"ז מובן שהאיש הזוכה לפנימיות שבתורה שהיא אלקות היא מעוררתו לאהבה וליראה ולחכמה ולבינה, אבל אם אין לו אלא חיצוניות התורה אין לו אלא חכמה לבד כשאר חכמות
שם משמואל פרשת תרומה - שנת תרע"ד
ויאמר מלך-סדם אל-אברם תן-לי הנפש והרכוש קח לך
בראשית יד, כא
יש תורה בגוים אל תאמין דכתיב בגוים אין תורה, והיינו, כי החכמה שיש להם הוא מן השפה ולחוץ ואינה מורה ללב מה שאין כן חכמת התורה שעיקר קנינה הוא בלב כמו שנאמר ובלב כל חכם לב נתתי חכמה
פרי צדיק לחנוכה - אות ה
תפילה עיקרה בלב כמו שאמרו (תענית ב.) עבודה שהיא בלב וכו' זו תפילה וכן המתפלל צריך שיכוין את לבו (ברכות לא.) וטובא. ותורה כפי הנראה עיקרה במוח אבל אנו מבקשים ותן בליבנו בינה וגו' כידוע דיש חכמה ובינה שהם מוחא וליבא. פירוש חכמה הוא כללי דברי תורה המפורשים ובינה הוא התבוננות דבר מתוך דבר המפורש לדון ולהורות בשעת מעשה:
וכן מצינו בלשון חכמים בסנהדרין (לה.) ליבא דאינשי אינשי הרי דההתחדשות נובע מן הלב. וחכמה ובינה הם תרין רעין דלא מתפרשין (זוהר ח"ג ד.) כי תורה נקרא רק מה שמורה ללב וכדרך שאמרו (ירושלמי ברכות פרק א הלכה ב) הלומד שלא לעשות נוח וכו' והאומר אין לו אלא תורה אף תורה וכו' (יבמות קט ע"ב) ונאמר (משלי טז, יז) למה זה מחיר וגו' ולב אין כל שלב אין אף על פי שיודע דברי תורה נקרא כסיל רק שמחיר בידו לקנות חכמה כי אף חכמה אין בידו כל שאינו בלב שזה כדרך שאמרו (סנהדרין קו ע"ב) בדואג כל תורתו משפה ולחוץ פירוש שאין נבלע בלב כענין (תהלים נ, טז) ולרשע וגו' עלי פיך היינו בפה בלבד. ועיקר התורה רק שיהיה נבלע בלב כמו שמובא בויקרא רבה (יז, א) על פסוק (תהלים פד, ו) מסילות בלבבם דשבילין דאורייתא כבישין בלבהון. ובשוחר טוב (מזמור קיט) על פסוק (תהלים קיט, יא) בלבי צפנתי אמרתך כל מי שדברי תורה בלבו אין יצר הרע שולט ונוגע בלבו:
ואינו סותר מה שאמרו בסוכה (נב.) על פסוק (יואל ב, כ) כי הגדיל לעשות ובתלמידי חכמים יותר מכולם דטעם אין שולט כדרך שאמרו שילהי חגיגה (כז.) אין אור של גיהנום שולט ולא אמר אין נכנס לגיהנום רק למדו ממזבח הזהב דהיה אור בוער רק שאין מכלה. מה שאין כן דואג דנדחה מחלק עולם הבא הרי מכלה על זה אמרו משפה ולחוץ:
ומכל מקום דורשי רשומות אמרו וכו' (סנהדרין קד ע"ב) פירוש דחלק עולם הבא נקרא בינה כנודע דהיינו רק על ידי הבינה שבלב. אבל יש רשומות והיא מקום יותר עליון דלא קיימא לשאלא ואין השגת אדם שם רק ברשימו שלו. שם אף זה דמשפה ולחוץ אין נדחה. דהוא למעלה מן הלב וסוף מעשה דבוק במחשבה תחילה בעולם הזה שהוא עולם המעשה ועקימת שפתיו הוי מעשה אף בזה יש קדושה ומועיל להכניס הקדושה בלב על ידי כן וזה טעם וחיים ביד לשון - משלי יח, כא
רסיסי לילה - אות יב
וכן בעוה"ז אשר התורה היא בלבוש עניני עוה"ז, נמי לימוד התורה הוא תכלית הכל, ובירושלמי (פ"א דפאה) כל חפצים לא ישוו בה אפי' כל מצוותי' של תורה אינן שוות לדבר אחד מן התורה. אך לא כל לימוד תורה שוה ומעלתו רק לפי ערך הזדככות הלומד, וגם לפי הכשר ותיקון כל העולמות, שבתפלה ובמעשים טובים ובמצוותי' של תורה מתקנים את כל העולמות, וע"כ איתא (יבמות ק"ט ע"ב) האומר אין לו אלא תורה אפי' תורה אין לו
שם משמואל - פרשת ויצא - שנת תרע"ב
ונראה עוד לומר דענין הליכת יומם ולילה הוא תורה ותפילה, וזה שייך בכל אדם ובכל זמן, וזה בלא זה אי אפשר, כי אף שת"ת כנגד כולם, מ"מ (יבמות קט ע"ב) האומר אין לו אלא תורה אפי' תורה אין לו ורמזו ז"ל (מגילה כ"ח ע"ב) שמעתא בעי צלותא תורה צריכה לתפילה, ותפילה בלי תורה בודאי אי אפשר כמ"ש (משלי כ"ח) מסיר אזנו משמוע תורה גם תפילתו תועבה, ואפי' לא הסירה מדעת ח"ו רק בהתרשלות, מ"מ הרי אין לו חיים, ואמרו ז"ל (שבת י'.) תפלה היא חיי שעה ותורה היא חיי עולם, והיינו כמו למשל שהקב"ה ברא בעולמו עשבים מועילים לרפאות האדם ממחלתו, מ"מ לא עליהם יחי' האדם רק הם מרפאים אותו ומעמידים אותו על רגליו ושהאיצטמכא תוכל לבשל המאכל ואז יהי' ביכולתו להיות ניזון במיני מזון, כן למשל היא תפילה שאין בה חיי עולם אלא חיי שעה לרפאות את הנפש ולקשרה בשורשה, ואז רק אז התורה שלומד נכנסת לתוך מעיו ונעשה מחובר להתורה, ובזה הוא קונה חיי עוה"ב, כי כל המחובר בה הרי הוא כמוה, ובלתי שהוא מקושר ע"י התפילה הוא רחוק מהתורה ואינה מתאחדת עמו כ"כ ותפילה בלי תורה נמי אעפ"י שנעשה מקושר לשעתו, הרי דומה לאיש שיש לו כלי עיכול טובים לקבל המאכל אבל אינו אוכל ומאין ישאב חיים חדשים, ובלתי תפילה נמי אין דברי תורה מתאחדין בו, וממילא נקל לו השכחה כי באשר איננה מתאחדת עם האדם בקל מסתלקת ממנו, וכמ"ש (משלי כ"ג) התעיף עיניך בו ואיננו. וע"כ באשר מצרים היא קליפת השכחה כמ"ש האר"י ז"ל, לצאת מן קליפה הזאת צריכין ללכת יומם ולילה:
שם משמואל - פרשת בשלח - שנת תרע"ב
Еврей, который в субботу с сигаретой в руке учит Тору - надо ли перед ним вставать? Является ли он "ходячей Торой"?
Что определяет является ли человек "ходячей Торой" или нет?
Сказал рабби Ханина бар Папа (трактат Нида 16б), что ещё до рождения определяется будет ли человек хахам (мудрый, умный) или типеш (дурак), богатый или бедный, здоровый или больной... И только одна вещь не предопределена "на небесах": будет человек праведником или злодеем. Таким образом еврей м.б. дураком и быть праведником, а м.б. хахам и быть злодеем. Надо ли вставать перед хахамом злодеем?
И там же (30б) написано, что перед рождением ребенка приводят к присяге, он клянётся, что будет праведником, а не злодеем. Пишет hаРаяц (шестой любавический реббе), что для того, чтобы выполнить, поставленную перед человеком работу быть праведником, ему должны выдать инструменты, которые позволят эту работу проделать. И что же является "инструментом" для реализации этой работы?.. Вот именно: та самая еврейская радость, которой насыщают душу. Для тех кто не знает иврит: "привести к присяге" и "насытить" - одно и тоже слово (маШбиим/маСбиим). Получается, что иначе человек и не сможет выполнить то, в чём поклялся перед тем, как его запустили в этот аквариум.
דדריש ר' חנינא בר פפא אותו מלאך הממונה על ההריון לילה שמו ונוטל טפה ומעמידה לפני הקדוש ברוך הוא ואומר לפניו רבונו של עולם טפה זו מה תהא עליה גבור או חלש חכם או טיפש עשיר או עני ואילו רשע או צדיק לא קאמר כדר' חנינא דא"ר חנינא הכל בידי שמים חוץ מיראת שמים שנאמר ועתה ישראל מה ה' אלהיך שואל מעמך כי אם ליראה וגו'
תלמוד בבלי מסכת נדה דף טז/ב
וכיון שבא לאויר העולם בא מלאך וסטרו על פיו ומשכחו כל התורה כולה שנאמר לפתח חטאת רובץ ואינו יוצא משם עד שמשביעין אותו שנאמר כי לי תכרע כל ברך תשבע כל לשון כי לי תכרע כל ברך זה יום המיתה שנאמר לפניו יכרעו כל יורדי עפר תשבע כל לשון זה יום הלידה שנאמר נקי כפים ובר לבב אשר לא נשא לשוא נפשו ולא נשבע למרמה ומה היא השבועה שמשביעין אותו תהי צדיק ואל תהי רשע
תלמוד בבלי מסכת נדה דף ל/ב
ויש לאדם שני מיני חיות, האחד החיות המלובש בגוף שעליו יצדק מיתה במות הגוף ויש לחיים אלו גבול במדת ימיו שכל ימי חייו יש לו חיות זה של הנפש השופעת בגוף שזהו חיי עולם הזה שבחיים אלו הוא היגיעה דמצוות ומעשים טובים, ויש עוד חיות הנצחי דנפש מצד עצמה ולא מצד התלבשותה בגוף ומצד עצמה אין בה חסרון שיצטרך לעבודה דתפילה רק קול תורה הוא חיי עולם שנטע בתוכינו שזהו עסק הצדיקים בעולם הזה, דעולם הבא נברא בי' הוא על שם החכמה כנודע ועולם הזה בה' הוא ה' תתאה הרומז לתפילה כנודע, ועיקר הוא ודאי התורה כמו שאמרו (שבת שם) מניחים חיי עולם ועוסקין בחיי שעה רק מכל מקום גם זה אמת דברי האומר שם דברי תורה לחוד, כי באמת ראשית חכמה יראת ה' ואי יראת ה' אוצרו אין כי יגיעה דחיי שעה הכנה לזכות לחיי עולם כמו שאמרו (אבות ד', ט"ז) התקן עצמך בפרוזדור וכו' ומי שלא טרח בערב שבת וכו':
ולכן נקרא התורה לקח טוב נתתי וגו' לקיחה ומתנה כי באמת היא מתנה טובה שנתן ה' יתברך בעולם הזה מעין עולם הבא, ועל זה נאמר (שמות ל"ג, י"ט) וחנותי את אשר אחון בלי שום השתדלות דהרי חכם או טפש הוא בתולדה רק צדיק או רשע לא קאמר (נדה ט"ז ע"ב) והכל בידי שמים חוץ מיראת שמים, וזו היראת שמים שהוא השתדלות אדם הוא הראשית חכמה ואם כן נראה כלקיחה תמור השתדלותו ביראת שמים, והיינו תפילה דנקרא יראה כידוע בזוהר וכמו שאמרו בברכות (ט' ע"ב) על פסוק (תהלים ע"ב, ה') יראוך עם שמש, וכמובן דמצד היראה הוא התפילה דיראה הוא מצד החסרון ועל ידי זה הוא התפילה בקשת ההשלמה, ותורה הוא ההשלמה כי החכמה תעוז לחכם ומסיר היראה רק על ידי היראה הקודמת אז התורה נקראת עץ חיים, פירוש שיש בה חיות ולא משפה ולחוץ
ספר ליקוטי אמרים - אות יא
Сказали мудрецы, что когда еврей учит Тору какого-нибудь умершего праведника - губы этого праведника шевелятся, повторяют слова этой Торы. Пишет рабби Нахман, что если еврей во время изучения Торы не думает об этом, не имеет ввиду, что он сейчас задействует праведника - этот еврей хуже падали.
Пишет рабби из Камарно, что если еврей во время изучения Торы не прилепляет свою душу к буквам Торы - он хуже падали.
Есть ли спор между рабби Нахманом и рабби из Камарно? Или они согласны между собой и для того чтобы не быть хуже падали требуется и то и другое? А м.б. есть ещё требования для того, чтобы не быть хуже падали? И что есть именно в падали сравнивать именно с нею и почему ХУЖЕ падали? И почему это так критично выполнение этих требований, что их невыполнение приводит к такому определению?
Сказал Реш Лакиш, что человек может быть набит заповедями как гранат и быть пуст. Гранат настолько заполнен зёрнами, что разрывается (поэтому в военной промышленности назвали ручные взрывающиеся штуки "гранатами"). Т.е. человек использовал всё свое время, все свои возможности, весь свой потенциал для выполнения заповедей и тем не менее возможна ситуация, что он пуст. Как такое может быть? Чего нет? Тот, кто знаком с этим блогом и уже видел взаимосвязь между Азбуками может догадаться чего нет. Особенно учитывая то, что этот пост про "Радость Торы"... И что, это настолько важно, что человека без... мудрецы называют пустым, несмотря на набитость заповедями как гранат? Да, этот мир создан для счастья, а не для накапливания знаний. И Тора предупреждает о наказании изгнанием, если будет служение Творцу без... Граната может взорваться. Почему это так критично?
...כי ריקנים שבך מלאים מצוות כרמון אף שהמצוות הם ריקנים...
ספר מאור עינים - פרשת וירא
"Даю уроки математики бесплатно".
Вы когда нибудь видели такое объявление? Я - нет. Ради чего обучать математике бесплатно? А Торе, вообще-то, надо учить бесплатно. Если еврей счастлив, если его внутри распирает тепло и удовольствие - он хочет это на кого-то "выплеснуть", поделиться, сделать и других счастливыми. И он это будет делать бесплатно. А если внутри пусто, то зачем такой человек будет учить Торе бесплатно? Разве что ради почёта, уважения и чтобы потом заплатили. А бесплатно он будет готов только полаять. Ведь ничего другое не распирает и больше нечего "выплеснуть"... Придут времена, когда "лицо поколения как лицо собаки".
ג] וכשפוגם בתאות אכילה, ועל - ידי - זה נפגם הכבוד ואין לו פנים כנ"ל, על - ידי - זה מתגברין עזי פנים, דהינו שנופל הכבוד, שהוא בחינת מלכות, ואזי נוטלין כבוד העזי פנים שבדור. כי 'עזות מלכותא בלא תגא' (סנהדרין ק"ה), הינו כשאין בחינת מלכות, בחינת השלחן שבקדשה, בשלמות כנ"ל, אזי מתגבר העזות, שהוא 'מלכותא בלא תגא', בלא כתר מלכות הנ"ל:
וזה בחינת (ישעיה נ"ו): "והכלבים עזי נפש לא ידעו שבעה", הינו על - ידי תאות אכילה, בחינת (משלי י"ג):
"בטן רשעים תחסר", וזהו: "לא ידעו שבעה", הפך "צדיק אוכל לשבע נפשו" (שם), על - ידי - זה מתגברים העזי פנים, שהם בחינת כלבים עזי נפש, בחינת (סוטה מ"ט:) 'פני הדור כפני הכלב'. וזהו (שם בפסוק "והכלבים עזי נפש" הנ"ל) "המה רעים לא ידעו הבין", שהם נעשים רועים ומנהיגים אל הדור. כי הכבוד נפל אליהם, ויש להם כל הכבוד. אבל כשמשברין תאות אכילה, בבחינת "צדיק אוכל לשבע נפשו", על - ידי - זה הוא נשיאות פנים. ואזי אין שום פקידות ושררה להעזי פנים, כי יניקתם הוא רק מהסתרת פנים, על - ידי תאות אכילה כנ"ל
ספר ליקוטי מוהר"ן - מהדורא קמא סימן סז
http://jidovska-morda.livejournal.com/11425.html
http://jidovska-morda.livejournal.com/13476.html
Поэтому если Вы видите, что человеку, рядом с которым Вы находитесь, нет до Вас никакого дела, то какой бы длины не была его борода, знайте: спасение утопающих - дело самих утопающих, Вам не сто́ит расчитывать, что МОООЖЕТ БЫТЬ этот человек поможет Вам хотя бы советом. Сказали мудрецы: "злодеи при жизни называются мёртвыми". Вы будете ожидать помощи от мертвеца?
ועוסקים בלימוד התורה שהן סובבין בעיר בתורתן ומגינין על בני עירן כמעט שעברתי מהם עד שמצאתי פי' גם בין השומרים הנ"ל לא מצאתי רק כמעט כמ"ש ראיתי בני עלייה והמה מועטין כי רובם סרו מה' גם בלימוד תורתן כנודע זה על ידי שאינו לשם שמים ובלא דעת נפש לא טוב וכמו שאמרו רז"ל זכה נעשה לו סם חיים לא זכה נעשה לו סם המות ח"ו וכמ"ש רשעים בחייהם קרויין מתים פי' אפילו במה שהוא חיות וקירוב אל הבורא ב"ה שהיא עסק התורה ומצות מכל מקום עם חייהם עם עסק התורה שלהם קרוים מתים שנפסקים על ידם דוקא מחי החיים שהוא הבורא ב"ה
ספר מאור עינים - פרשת ראה
נפסק מחיות הבורא ברוך הוא אף שהוא חי מכל מקום חיי החיים שהוא הבורא ברוך הוא וברוך שמו אינו שוכן בתוכו וזהו רשעים בחייהם קרויים מתים רצה לומר בחייהם לבד שאין להם חי החיים שהוא השם יתברך ברוך הוא ואינו מקבל מהשפע שיורד מנהר העליון ומהארבע ראשים שהוא האחד פישון רצה לומר פי שונה הלכות אשר שם הזהב ושם הנהר השני גיחון כפירוש רש"י מלשון יגח לשון תלמידי חכמים המנגחים זה את זה בהלכה ושם הנהר השלישי חדקל חד קל ונהר הרביעי הוא פרת שמימיו פרים ורבים הוא הדעת שבא לכלל יראה ואהבה ומכח זה בא לכלל מעשה
ספר מאור עינים - ליקוטים
Две истории из жизни.
1) Как-то раз встретились два еврея. Один - из страны X. Другой - из страны Y. В ходе разговора обнаружили, что когда-то оба учились в одной и той же ешиве в стране W. Стали выяснять и оказалось, что учились там в одно и тоже время и даже сидели недалеко друг от друга. Ешивы нет, местечко уничтожено, один оказался в X, другой - в Y...
2) Написано, что 12 тысяч пар учеников рабби Акивы были уничтожены Творцом за то, что относились друг к другу неуважительно. В чем это неуважение заключалось? Почему сказано "12 тысяч пар", а не "24 тысячи учеников"? Учились парами и кто к кому относился неуважительно? Может быть к своему коллеге-напарнику относились с уважением, а кто и что вокруг - и дела нет? Осталось только понять почему.
... Почему поселение евреев в Земле Израиля было уничтожено, а евреи изгнаны в разные страны?..
... Почему мы сейчас находимся впритык перед очередным уничтожением и разбросом?..
... Написано в Торе, что евреи вернутся в землю Израиля на выжженную землю...
... Говорят сказал гаон из Вильно, что последняя война продлится несколько мгновений...
... Говорят написано в "Хесед леАвраhам" кабала беядейну, что машиаха в земле Израиля встретят 7 тысяч евреев...
Ещё парочка идиотских вопросов ("гулять так гулять") для особо крепких на нервы и умеющих думать (на идиотов эти идиотские вопросы не рассчитаны).
а) ученики рабби Акивы нарушали субботу?
б) Вы помните чем согрешили евреи в Шитим (перед входом в землю Израиля, Пинхас)? Не согрешили ли ученики рабби Акивы в том же?
Click to view
Про рабби из Камарно, главу ешивы и помидорку.
Пишет рабби из Камарно (свободный перевод): Знай! Слышал я от своего святого отца, что по таким вещам (каббала) нельзя вводить себя в материальные ассоциации, задавать вопросы... И он сказал мне, что слышал это от святого рабби Еhуды Лейба из Разли, который сказал, что основное в этой учёбе - это не набраться знаний, а оживить свою душу святыми словами и посредством их приклеиться к Творцу ещё сильнее. И так я принял на себя никогда в жизни не задавать кушиёт на Аризаля. И конечно же, вне всякого сомнения, никогда никому не отвечал, разве что только если давно знал и любил этого человека и знаю, что есть у него простая еврейская вера без всяких внешних мудростей. Такому я отвечу из уважения к его святой Торе и попрошу премногоуважаемого и пресвятейшего на будущее таких вопросов не задавать, а если он будет достоин - Творец сам ему всё объяснит.
ובודאי בלי ספק לא השבתי לאיש אחר אלא מחמת אהבה ישנה, ויודע אני ומכיר אותו שיש עליו עול מלכות שמיים בלי שום חכמות חיצוניות, לזה אשיב מפני כבוד התורה שבו, ומהיום והלאה אבקש מכבוד מעלת תורתו הקדושה שלא יקשה עוד. אלא לימודו יהיה כדי להידבק בהבורא ב"ה בעת התפילה והמצוות, שיבא מזה למידות טובות ומעשים טובים בכל יום אמן
הרבי מקאמארנא - תשובת מהרא"ץ זי"ע ריש זוהר חי ח"ד
...какое счастье учиться у святых людей и какое счастье никогда в жизни не нарушить то, что они сказали...
А теперь давайте представим ситуацию.
(c)
http://photootchet.livejournal.com/ С одной стороны раввин, глава ешивы. Ему ещё до рождения было предначертано быть хахам. Он родился и вырос в большом городе, всю жизнь он ходит по асфальту, дышит выхлопными трубами автомобилей, быстро заглатывает полуфабрикаты из супера, которые надо только разогреть и заглотить, живую корову или курицу он не видел, они существуют для него только в целофановой упаковке, овощи и фрукты, которые он ест, были сорваны задолго до их созревания, так что у них нет ни вкуса ни аромата, да и если бы и был он это заглатывает с такой скоростью, что все-равно ничего бы не заметил. Почему он торопится? Учить Тору, набираться знаний, ещё лист гмары, ещё лист гмары, ещё лист гмары, ещё комментатор, ещё комментатор, ещё комментатор...
А с другой стороны у нас будет простой крестьянин. Ему ещё до рождения было предначертано быть дураком типеш. Он родился и вырос в деревне. Он ходит по живой земле, покрытой травой. Он дышит свежим воздухом трав, соломы, сена и навоза и парного молока. Он выращивает помидоры. Каждый день он видит как его помидоры из маленьких семян прорастают, становятся ростками, кустами, расцветают, завязываются плоды, плоды растут, они поначалу зеленые, затем краснеют, затем приходит время сбора.
И вот он берет буханку хлеба, отрезает от неё ломоть, намазывает маслом, сделанным его женою из молока его коровы, солит ломоть, берет пучок зеленого лука со своего огорода, берет помидорку и... О-Т-К-У-С-Ы-В-А-Е-Т. Вокруг стрекочат кузнечики, в траве ползают муравьи, жужжат мухи, а он медленно, затаив дыхание, Ж-У-Ё-Т. И в его голове/сердце/душе проходят все месяцы работы от вскапывания и посадки до полива, созревания и сбора. В его душе проходят все чувства, которые он испытывал на протяжении всех этих месяцев. И он их сейчас В-П-И-Т-Ы-В-А-Е-Т в себя вместе с этой благоухающей, свежей, только что сорванной, помидоркой.
А по вечерам наш крестьянин, будучи кошерным евреем, учит Тору. И вот у обоих возникает вопрос по Аризалю. Оба приходят к рабби из Камарно и задают вопрос.
Рабби смотрит на крестьянина и он его знает и он знает, что этот "мужик" пропитан до мозга костей ощущением постоянного творения жизни Творцом, он этим живет от момента просыпания до момента засыпания. И рабби ему отвечает.
И рабби смотрит на раввина главу ешивы, набитого заповедями как гранат и пропитанного асфальтом, выхлопными газами машин, консервантами и химическими "пищевыми" добавками вкуса/цвета/запаха и криками "быстрее! быстрее! надо учить Тору". Есть ли у этого раввина еврейская вера? Ответит ли ему рабби из Камарно? В
Азбуке 3 мы привели его слова, что тот, кто делает один шаг без ощущения того Кто даёт (сейчас!) ему силы сделать этот шаг - глупец шоте.
אין בן-אדם עושה עבירה אלא אם נכנסת בו רוח שטות
Свято место пусто не бывает. Чтобы вошел один дух - другой должен выйти.
Достаточно ли сделать один шаг без еврейского мироощущения, чтобы рабби из Камарно счел это отсутствием веры и не ответил? Каков минимум, чтобы не войти в разряд падали? И какая связь между еврейской верой и еврейской радостью?
У Вас есть другое понимание слов рабби из Камарно? - בכבוד!
Послесловие.
1) В последние годы в Израиле вошло в жизнь мусорное слово: "как-бы". Почему?
2) Есть евреи, которые думают, что быть евреем - это соблюдать заповеди и учить Тору и ждать награды.
Не просто придумать бо́льшую глупость. От такой глупости да самоуничтожения - один шаг. Тот, кто решит быть религиозным - его эта глупость может сделать хуже падали. А у другого это вызовет отвращение и он отвернётся от всего, что связано с иудаизмом и реализует себя кем и чем угодно, но только не тем, ради чего он пришел в этот мир. Второй вариант встречается чаще.
Еврейская жизнь - это быть праведником, это превратить себя в "ходячую Тору", в переносной Храм, Храм в котором обитает Творец. И для реализации этой цели предназначены заповеди.
Мицва - это от слова цавта: быть вместе. Заповеди (в т.ч. изучение Торы) - это инструменты, предназначены для установления и укрепления связи с Творцом (и со всем сотворённым). Инструментами надо учиться пользоваться. Чтобы не быть хуже падали и не быть пустышкой, набитой заповедями как гранат. Неправильное использование гранаты может привести к катастрофе.
Написано "все твои заповеди - вера" (Псалмы 119, 86). Надо уметь это делать.
3) В Азбуках 12 и 13 мы говорили о том, как трудно ашкеназу "войти". Среди миллионов евреев единицы-десятки-сотни решаются это попробовать. Мало того, что трудно войти, даже если Вы и вошли - на Вашем пути может оказаться "длинная борода" (аллегория, в жизни это м.б. человек вообще без бороды), которой до Вас нет никакого дела. Если к тому же он лает или Вы просто ЧУВСТВУЕТЕ, что/кто перед Вами - не обманывайте себя, не тешьте себя иллюзиями.
Тут возможны несколько вариантов.
а) всё бросить.
б) смириться и быть как все "бородатые", решив, что Вы не правы, а право большинство.
в) не смириться, не быть как все, но ничего не делать и надеяться на человеческое отношение, на помощь, на совет, что м.б. когда-нибудь у кого-нибудь все-таки проявятся человеческое и Вам кто-то чем-то поможет, подскажет.
Все три варианта смертельны (особенно первый).
Единственный, наверно, выход - попытайтесь быть лучше. А заодно не смириться и искать ответы в книгах и искать "длинную бороду" с которой будет приятно: которая ПОМОГАЕТ людям. Это хороший признак того, что за бородой что-то есть, что это не пустышка и не падаль, набитая Талмудом. Разумеется есть люди, которые помогают за зарплату и это надо различать.
4) Пишет "Арух ланер": "Конечно тот, кто не специалист в Устной Торе, а только умеет читать и понимать письменную Тору - так же считается "старцем, приобретшим мудрость" и перед ним надо вставать" (Макот 22б).
Получается, что достаточно знаний и наличие знаний уже обязывает встать даже если он злодей. И этот злодей пустышка гордо проходит между вставшими перед ним людьми...
Перед человеком, перед которым все встают, надо встать, иначе это будет публичное унижение. За такое у человека нет доли в будущем мире.
5) Рабби из Камарно пишет не судить людей и не копать кто и что они из себя представляют. Люди, обладающие особым зрением, видят, а те, кто не видят - на нет и суда нет. Данный текст написан не для того, чтобы начать всех выслеживать/подозревать/обвинять, а для того, чтобы не уничтожить самого себя (см. выше пункты 2 и 3).
6) Оскорбление талмидей хахамим - вещь чреватая серьёзными последствиями. И хотя в современные талмидей хахамим - это вовсе не то что было во времена Храма и Талмуда, тем не менее игры с огнём - не самое лучшее занятие. Особенно рабби из Камарно выделяет глав поколений: даже если кто-то из них чего-то не достоин, тем не менее на них есть особое божественное влияние ради сохранения всего народа.
7) Тана девей Елияhу: наступят времена когда Творец объяснит Тору тем, кто её учил, хоть и не было у них сердца понять её, как сказано у пророка Ирмияhу (31, 7): и соберу Я обратно евреев, среди них слепых и хромых и сказано у пророка Йешаяhу (42, 18): и глухие услышат и слепые увидят и сказано там же (11, 9): и не будут больше ... потому что наполнится земля ощущением постоянного творения жизни Творцом. (свободный перевод и компиляция, 14, 4-8)
Click to view
Click to view
Шабат Шалом.
На главную страницу блога