Цинмин

Apr 04, 2012 11:22


Наткнувшись утром на  заголовок «фестиваль поэзии закончился стрельбой» (тута), подумал о мощной силе поэзии, а так как нынче Цинмин, то, естественно, вспомнилась другая история, также пронизанная стихами.



(фото Ли Сяобиня)

Как известно, «события 5 апреля 1976 г.» в Пекине (и предшествовавший им «Нанкинский инцидент») были одними из самых заметных стихийных массовых выступлений времен конца «культурной революции», выразившие, как нынче говорят, протестные настроения разных слоёв общества против политики радикальной группировки в руководстве КПК.

Символом этих выступлений стала фигура умершего 8 января 1976 г премьера Чжоу Эньлая, бывшего одним из главных политических соперников «банды четырёх». После его смерти «банда четырёх» при молчаливом согласии Мао Цзэдуна постаралась свести к минимуму траурные мероприятия в честь премьера. Власти пытались ограничить проведение любых поминальных собраний, посещение площади Тяньаньмэнь для выражения скорби по умершему премьеру, ношение траурных повязок, возложение венков, лишние упоминания в прессе и т.п.



Такое отношение вызывало всё нараставшее недовольство населения, в марте во многих городах страны стали снова проходить траурные мероприятия. 24 марта 1976 студенты Нанкинского медицинского института  возложили венок в память о Чжоу Эньлае у Мемориального кладбища героев-революционеров на холме Юйхуатай. По одной из версий, резкое обострение ситуации было спровоцировано тем, что некий фотограф убрал с венка стихотворение, посвященное умершему премьеру. Это было расценено как агрессия со стороны агентов «банды четырёх».

На следующий день ситуация усугубилась запретом, который местные власти наложили на посещение кладбища, а публикация в шанхайской газете «Вэньхуй бао» статьи «Мы должны покончить с теми, кто всё ещё хочет идти по капиталистическому пути» стала последней каплей, переполнившей общественное терпение: в направленной против Дэн Сяопина статье Чжоу Эньлай объявлялся «сторонником капитализма в партийных рядах».

В ответ нанкинские студенты организовали марш протеста на кладбище, на улицах города появились надписи и дацзыбао, распространялись поэтические произведения с призывами защитить память Чжоу Эньлая, с резкими нападками на «Вэньхуй бао» и обвинениями в адрес Цзян Цин и Чжан Чуньцяо. По некоторым данным, 3 апреля почтить память Чжоу Эньлая и выразить протест властям пришло 140 000 человек, а 4 апреля (несмотря на то, что в то воскресенье, совпавшее с праздником Цинмин - днём поминовения усопших, власти отменили выходной день) -  около 80 тысяч.

Несмотря на молчание СМИ, информация о событиях в Нанкине распространилась по стране и подогревала уже возникшее траурное движения в Пекине. Центром этого движения в столице был Монумент народным героям на площади Тяньаньмэнь. К нему приносили венки, на площади произносили речи и также читали стихи, прославлявшие Чжоу Эньлая и осуждавшие его врагов. Попытки властей запретить собрание и убрать венки породили лишь большую ответную реакцию: венков и людей на площади становилось только больше - по разным данным количество собравшихся на Тяньаньмэнь 4 апреля оценивалось от нескольких сотен тысяч до более миллиона человек.

Стихи и речи сменялись барабанным боем и взрывами хлопушек. К выступлениям против членов «банды четырёх» добавились лозунги, направленные  и лично против Мао Цзэдуна (который, в частности, сравнивался с Цинь Шхуаном и Франко).

На экстренном заседании Политбюро было принято решение восстановить на площади порядок. В ночь с 4 на 5 апреля с Тяньаньмэнь были убраны все венки и дацзыбао, люди, которые оставались там на ночь, были задержаны. На площадь ввели войска, отряды рабочего ополчения и милиции.

Но утром многотысячная толпа прорвала заграждения вокруг монумента и вновь возложила венки. Многие говорили о своей готовности умереть, защищая память Чжоу Эньлая, и призывали к борьбе с врагами премьера. Раздавались требования освободить арестованных и вернуть венки. В результате беспорядков в районе Тяньаньмэнь было уничтожено несколько полицейских автомобилей и подожжен объединённый командный пункт, созданный неподалёку властями.

Во второй половине дня началась подготовка к операции по очищению Тяньаньмэнь от митингующей толпы. Из ретрансляторов передавалась речь У Дэ (главы Пекинского ревкома), призывавшего собравшихся не идти на поводу у экстремистов и покинуть площадь. Поздно вечером, когда большая часть собравшихся разошлась, несколько сотен оставшихся манифестантов были окружены, избиты и арестованы.

Несмотря на то, что и на следующий день у Монумента народным героям снова собрались люди, движение уже не имело прежней силы, и постепенно на Тяньаньмэнь и в округе воцарилось относительное спокойствие.

8 апреля в «Жэньминь жибао» была опубликована статья, в которой эти события оценивались как «преднамеренный, спланированный, организованный контрреволюционный инцидент». Волнения в Пекине также стали  поводом к очередному смещению Дэн Сяопина со всех постов.

Апрельский инцидент не только стал одним из ярких выражений общественного протеста конца периода «культурной революции», но и продолжал играть важную роль после смерти Мао Цзэдуна 9 сентября 1976 года и последовавшего за ней ареста «банды четырёх». Острым вопросом оставалась оценка этих событий, в основном колебавшаяся между двумя формулировками: был ли это «контрреволюционный инцидент», направленный против КПК в целом и её руководства (включая председателя Мао Цзэдуна) в частности, или же это было народное выступление против деятельности «банды четырёх». Однозначного ответа на этот вопрос не было не только у властей, но и у самих участников событий.

Хуа Гофэн, занявший после ареста «банды четырёх» пост председателя КПК, имел прямое отношение к «событиям 5 апреля» и не торопился ни изменять официального отношения к этому инциденту, ни реабилитировать его участников. Несмотря на то, что политический статус Хуа Гофэна в тот период не был однозначным, а его роль в развитии апрельской ситуации на площади Тяньаньмэнь не была решающей, именно он, начиная с 1 апреля, председательствовал на заседаниях Политбюро, на которых были приняты решения о действиях властей в отношении собравшихся на площади демонстрантов, а подводя итоги заседания,  происходившего с 5 на 6 апреля, он однозначно определил произошедшие события как «контрреволюционный инцидент».

9 января 1977 г., в годовщину смерти Чжоу Эньлая на площади Тяньаньмэнь вновь прошёл памятный митинг, среди лозунгов которого были требования снять несправедливые обвинения с участников «событий 5 апреля». В центре Пекина (в том числе и на ограде строительной площадки мавзолея Мао Цзэдуна, у южного окончания Ванфуцзин и других местах) появились дацзыбао с аналогичными призывами. Кстати, эти акции, призывающие освободить арестованных участников «событий 5 апреля» и изменить официальное отношение к этому инциденты, стали важным элементом среды, в которой формировалось т.н. пекинское демократическое движение.

В некотором смысле история реабилитации «событий 5 апреля» также не обошлась без поэзии. Ещё в марте 1977 г. Хуа Гофэн, выступая на рабочем совещании ЦК КПК заявил, что хотя большинство собравшихся на площади в апреле 1976 г. пришли выразить свою любовь премьеру Чжоу Эньлаю, там  «точно присутствовала небольшая группа контрреволюционных элементов, стремящихся нанести удар по великому вождю, председателю Мао Цзэдуну. Воспользовавшись удобным моментом для осуществления контрреволюционных действий, эти люди организовали “контрреволюционный инцидент на площади Тяньаньмэнь”».

Несмотря на призывы общественности и многих политических деятелей окончательно разрешить этот вопрос, он долгое время продолжал оставаться открытым. Уже по радио передавали стихи, которые читались на площади Тяньаньмэнь, была поставлена посвящённая «событиям 5 апреля» пьеса, но ярлык «контрреволюционного инцидента» официально всё ещё не был снят.

Вопрос реабилитации «событий 5 апреля» был неоднократно затронут в ходе заседаний рабочего совещания ЦК КПК в ноябре 1978г.  Но ситуация изменилась только после публикации 15 ноября в «Бэйцзин жибао» отчёта о результатах расширенного совещания пекинского Горкома. В большом тексте был помещён маленький абзац, в котором говорилось, что стремление народных масс, собравшихся на площади Тяньаньмэнь, чтобы почтить память премьера Чжоу Эньлая,  «было абсолютно революционным движением» и ни слова не упоминалось о какой-либо контрреволюционной группе.

Этот фрагмент был выделен агентством «Синьхуа», «Жэньминь жибао» и «Гуанмин жибао» в самостоятельную новость, появившуюся под заголовком «Пекинский Горком партии постановил, что «события на площади Тяньаньмэнь» были абсолютно революционным движением».

18 ноября неофициальным свидетельством реабилитации «событий 5 апреля» стала каллиграфическая надпись, лично сделанная председателем Хуа Гофэном на изданном собрании стихов, которые читались на площади Тяньаньмэнь. А уже 25 ноября на очередном заседании рабочего совещания  Хуа Гофэн от имени ЦК КПК объявил об окончательной реабилитации «событий  5 апреля», которые были признаны «абсолютно революционным народным движением».

Previous post Next post
Up