Dec 27, 2020 00:07
В Армении становится все интересней и интересней и крайне любопытно, куда все это приведет. На данный момент, ан масс, у них стадия между торгом и депрессией, а мы пока рассмотрим поближе армянский социум, глубинный народ и постараемся понять, что является армянской национальной идеей. Данный момент крайне важен, потому что от него зависит дальнейший вектор развития страны. Если национальная идея сильна, то страна сохранится, если нет, то стране приходит конец, она или разваливается или подпадает под плотную опеку более сильных соседей и теряет свою независимость, оказываясь под внешним управлением.
Какая национальная идея у Армении и армянства, какие у них "скрепы"? Единственный плюс, который, вроде бы, дает мононациональная страна, это внешняя легкость, с которой можно ставить знак равенства между этносом и страной, но это лишь внешняя легкость. Даже в очень мононациональных странах существует несколько субэтносов, которые надо принимать во внимание и принимать во внимание их цели и задачи, их идею, если она у них есть. В Японии это достаточно сильные социокультурные различия между жителями островов, в Грузии это социокультурные и лингвистические различия между картвелами, менгрелами и сванами, в Казахстане это различия между северными и южными жузами, в Чечне это различия между тейпами, итд. Иногда, субэтносы мононациональных страны объединяет общая идея, иногда нет. Во втором случае, без объединяющей идеи, даже мононациональные страны редко существуют хоть сколько продолжительное время. Что же мы имеем в ситуации с Арменией?
В Армении есть три основных субэтноса и два типа диаспор:
- Первый субэтнос - потомки гайков, наиболее многочисленный субэтнос, так называемые "ереванские". Происхождение их - переселенцы на Южный Кавказ из Ирана, Сирии, Ливана, Передней Азии начиная с 1828. Данный субэтнос находится в стадии обскурации. (Этот субэтнос делится на тру-ереванских и амшенцев, но это сейчас не важно. Амшенцы это все не ереванские, к примеру Мегри, Сюник или там Кафан)
- Второй субэтнос - потомки тех, кого переселяли из Ливана и Сирии после окончания Второй Мировой, второй по многочисленности субэтнос. По сути те же "ереванские", но не совсем правильные, с точки зрения ереванских, так называемые "ахпары". Как и ереванские, ахпары находятся в стадии обскурации
- Третий субэтнос - карабахские армяне, самый малочисленный, так называемые "шуртвацы". Происхождение их - автохтоные племена, которые, после ликвидации Церкви Кавказкой Албании в 1836 году и передачи всего имущества Армянской Апостольской Григорианской церкви (ААЦ), приняли главенство ААЦ. Будучи молодым, это субэтнос находящийся на фазе подъема.
По сути своей, современная Армения это нижнеспособное государственное образование, так как два из трех субэтносов за короткий срок прошли период акматического подъема с начала 19 до начала 20 века, потом крах, переход в фазу надлома, инерционная фаза на которую пришелся период Армянской ССР, небольшой акматический подъем начала 90-ых годов и фаза обскурации начиная с начала нулевых. Третий же субэтнос войдя в акматическую фазу в начале 90-ых годов 20 века, и пребывает в ней.
Но, у Армении есть еще один интересный момент, который находится за пределами Армении, но сильно влияет на нее - так называемая диаспора. Есть условные две армянские диаспоры
- "советская" - диаспора стран бывшего СССР. Это бакинские, московские, тбилисские, батумские, краснодарские и прочие армяне бывшего СССР.
- западная. Армяне западные это как и иммигранты из самой Армении, так и иммигранты из Ливане, Сирии в западные страны, так и живущие в Ливане, Сирии итд.
Наиболее сильной среди "советских" является московская диаспора и она тоже делится на старая московскую диаспору, которая образовалась во времена СССР и сразу после распада и на новую. Старая московская диаспора, в которой есть в большом количестве бакинские армяне, является, наряду с тбилисской, наиболее ассимилированной армянской диаспорой. Старая московская армянская диаспора воспринимает новую московскую диаспору, состоящую из "ереванских" и "шуртвацев" без особого восторга и является наиболее вменяемой среди всего армянства.
Наиболее сильной из "западных" диаспор, является французская диаспора. Все западные диаспоры стоят на крайне националистических позициях, агрессивна и недоговороспособны. "Западная" диаспора не воспринимает "советскую" диаспору, хотя с точки зрения экономики, "советская" диаспора куда больше дает Армении.
Получается довольно пёстрая картина и что объединяет все эти субэтносы, диаспоры? Что будет дальше?
Карабах,
Азербайджан,
Армения,
проект "Армения"