Миниатюрная вилла Фарнезина на улице Лунгара - компактная шкатулочка, исписанная чудесными фресками изнутри, вся пронизанная светом, переливается на солнце. Я села на стул в зале Амура и Психеи, так, чтобы через огромные стёкла видеть зелень раскинувшегося сразу за стенами виллы милого парка, и рассматривала фрески на потолке, переливающиеся всеми пастельными оттенками, мимо меня ходили туристы и как всегда прекрасные охранники. Вообще такое впечатление, что чтобы работать охранниками, официантами мясниками и булочниками в Италии нужно пройти специальный конкурс красоты, и только если ты похож на Апполона, тебя возьмут. Рядом со мной прекрасный охранник, который явно прошёл конкурс, с широкими плечами, легким загаром и средиземноморской внешностью стеснялся сделать замечание группе слишком громких школьников, делая несколько шагов в их сторону, отступал назад каждый раз, ругаясь "mortacci.." (чёрт возьми), в итоге он не выдержал, и обратился к учительнице, возглавлявшей свору, чтобы та попросила их не шуметь. Как это трогательно, средиземноморский принц стесняется громко сделать замечание. Даже не знаю, что на меня произвело тогда большее впечатление: Галатея на стене или эта сцена! Но я сидела и воображала, как по этим комнатам спокойно расхаживал граф Киджи, счастливо женатый на своей любимой, как просыпался в спальне на усыпанной золотом и драгоценными камнями кровати, как смотрел в окна из своей шкатулочки.
И совершенно сумасшедше сделать фото самой себя на фоне Рафаэля! Ведь вроде как ты и Рафаэль - вы в одном кадре, и между вами почти тысяча лет, да и разве что он двухмерный, а ты трехмерная, но этот кадр - это то, что вас объединило! Особо впечатлительным не стоит этого делать.
Самое красивое для меня - это когда на фреску попадает свет, и вследствие этого, оконные рамы вот таких маленьких музеев. Когда космический свет падает на такую рукотворную красоту, она становится ещё милее и тоньше, и как здорово, пока средиземноморский охранник отвернулся, прикоснуться к такому рисунку и ощутить, что между вами века.
Но конечно, чтобы ощутить красоту, в Италии не обязательно идти на виллу Фарнезина, а достаточно просто выйти на улицу. Выходишь из виллы - напротив палаццо Корсини с античными амфорами с внутренней стороны, многоуровневый ботанический сад (вернусь сюда позже - думаю я), и иду по Трастевере, мимо цветочной лавки, благоухающей всей радугой ароматов, мимо грязных закоулочков и туристических тратторий.
Чтобы найти красоту, достаточно спросить дорогу у милого дедушки, а пока он отвечает на вопрос (а в Италии на вопрос отвечают не менее 10 минут), рассмотреть его галстук. Тёмно-синий галстук, на котором вышиты миниатюрные желтые лошадки, подобран так, чтобы сочетаться с цветом поношенных брюк. Ярко-оранжевый пиджак будет оттенять всё это и так сидеть на плечах, как будто дедушка в этом пиджаке родился. Наконечник на тросточке с перламутровым ободком, туфли вычещены и сверкают коричневым. “Grazie mille”, благодарю я дедушку за десятиминутный монолог, хотя и понятно было, куда идти, через первые 30 секунд, остановить его невозможно, а главное - невозможно оторвать глаз от его причудливого и с таким вкусом подобранного комплекта.
Однажды, выйдя из Piramide, я не могла понять, где остановка автобуса, что идёт в Трастевере, и, перехватив вот такого дедушку на углу, стала выслушивать, что мой автобус непременно 3 или 3B, а вот кстати он и отправился от остановки, которая прямо напротив. Пока дедушка рассказывал мне маршрут 3В, я наблюдала, как отправился и он, и так пропустив пару автобусов, еле ушла. Всё это прощаешь за красоту, которая распределена по всему Риму, люди её носят на себе, обустраивают ею свои дома, парки, дороги. Из принципа красоты конструируются автомобили и мужские брюки, выкладывается паста на тарелку и высаживаются цветы на балкон. Так шьются сумки, издаются книги, набиваются рисунки на ткани, и именно поэтому официант подворачивает рукав рубашки. Красота при этом обязательно соседствует с небрежностью и простотой, и это намекает на естественное, а вовсе не вычурное и искусственно сконструированное её происхождение. То есть рукав у официанта подвернут, но небрежно, лошадки на галстуке перекликаются с пиджаком, но не идеально в тон, паста выкладывается быстро и с брызгами соуса на салфетку. Как известно, вселенная подчинена принципу энтропии - разрушению всего, но у нас есть возможность задержать его или сделать, по крайней мере, приятным - выгладив рубашку, купив красивую вещь, а не некрасивую, ухаживая за собой, за домом, за тем, что нас окружает. И пусть оно будет немного не в порядке, с недостатками, каждая вещь в своей свободе и живет свою жизнь, каждая ткань отражает тебя, как и весь твой мир отражает тебя. И как ты не можешь быть постоянно прекрасен, так и вещь не может застыть в своей красоте, но лучше жизнь будет переплетением красивого и уродливого, чем только уродливым. Как фрески Фарнезины перекликаются с цветом твоих глаз, так и тёмный закоулок Трастевере перекликнется с темной частью твоей души, но если есть Фарнезина или Бельведер Ватиканских музеях… Закругленное пространство, идеальное, с античными мраморными статуями и фонтаном посередине, и этот дворик словно является воплощением идеи красоты на земле, идеальный, гармоничный, и как будто даже энергия не размазывается по углам, как в обычном пространстве, а медленно ходит по кругу, успокаивая твои мысли.
И я почувствовала что вот евроремонт - это когда просто тебе ничего не мешает, а чтобы пространство вдохновляло… это сложно. А уж если живешь в Купчино то с пространством нужно всё время бороться и тратить на это энергию. Сколько ответственности в руках тех, кто создает пространства, в руках архитекторов и строителей, столько и в руках модельера и портного, и обувщика. Столько же ответственности в руках каждого из нас, поскольку каждый делает что-то, по крайней мере, наливает чай или кофе каждое утро, и если чашка для него будет из хорошего фарфора, вымыта, то чай совершенно точно кажется вкуснее! Синдром Стендаля - это крайности, но если все вокруг нас стремится подчиниться принципу гармонии в форме и цвете,если в это заложена еще и красивая идея, жизнь расцветает всей палитрой.
Вся эта красота вливается в меня, обновляет меня, и лучи этой красоты освещают все толщи воды моего озера, она радуется, бурлит, очищается…