Эфраим Моше Лилиен. "Еврейский Бердслей"

May 21, 2014 16:09

"В художнике Э.-М. Лилиене, сыне бедного ортодоксального еврея, резчика по дереву из Дрогобыча, я впервые встретил еврея Восточной Европы и тем самым еврейство, о силе и цепком фанатизме которого я до сих пор ничего не знал".
Стефан Цвейг. "Вчерашний мир" (воспоминания).



"Земля обетованная"


"Адам Кадмон"


Эфраим-Моше Лилиен. Автопортрет



Писатель познакомился с художником в студенческие годы, вероятно, в начале 1903-го. Эта встреча и первые творческие годы художника-самоучки и описаны в книге  воспоминаний Цвейга.  Убежденный космополит (книга "Вчерашний мир" имеет многозначительный подзаголовок "Воспоминания европейца", Цвейг с глубоким чувством пишет об идее национального возрождения еврейства, активным носителем которой являлся Э.М. Лилиен. Тем самым демонстрируя, что созданное Лилиеном является зерном национального еврейского искусства.
"В Лилиене чувствуется могучая сила требовательного и чистого искусства, которая иногда дремлет в людях этой несгибаемой и упрямой расы", - напишет Цвейг о Эфраиме-Моше Лилиене.




Эфраим-Моше Лилиен

Кто же этот удивительный художник, которого считают еврейским Обри Бердслеем, предтечей Марка Шагала, создателем сионистского изобразительного языка, но не сионистом; человеком, фотографировавшем Палестину начала ХХ века, но не фотографом; представителем югендстиля, но не реалистом.
Итак…
Ли́лиен Эфраим Моше или Мозес (Lilien Ephraim Moses) - еврейский художник-график, работал в стиле модерн как иллюстратор и гравер, особенно известен своими произведениями на еврейских и сионистских темы.  Его иногда называют «первым художником-сионистом".


Открытка к Пятому Сионистскому конгрессу. 1901


"Восток и Запад"
Начало пути
Родился  Эфраим Моше Лилиен в 1874 году, в Дрогобыче (Галиция). Сейчас это город областного значения в Львовской области Украины, и в нем нет ни единого памятного свидетельства о художнике… Не обязательно монумент во весь рост, но уж мемориальную досочку - не разорились бы. Живописец он был действительно незаурядный.


Рос Лилиен в традиционной еврейской семье, отец был  резчиком по дереву (изображение его головы как символ энергичного рабочего Лилиен использовал в иллюстрациях к "Песням труда" Розенфельда). Мальчик, как водится, получил традиционное еврейское воспитание и с детства проявлял тягу к искусству.
После четырех классов гимназии его отец должен был прервать учебу сына. Его жизненный путь определили нищета семьи и  очевидные способности к рисованию. Для совершенствования в этом искусстве юный Лилиен вместо школы был отдан в учение к живописцу, занимавшемуся изготовлением вывесок.
Но скромная поддержка родственников позволила вернуть его и в школу, в реальное училище.



"Песни Гетто"


"Песни Гетто"
А вскоре фортуна повернулась к Лилиену и еще более благосклонным боком. Финансовые поступления позволили юному таланту покинуть училище, он стал посещать Академию художеств в Кракове, которой тогда руководил великий польский художник Ян Матейко. Лилиен там учился живописи и графике с 1890 по 1892 год.
Вообще, Лилиен трижды пытался получить профессиональное образование, но денег каждый раз не хватало. «Поддержка богатых родственников, посылавших мне регулярно 10 марок, - писал Лилиен, - была слишком мала, для того чтобы жить и оплачивать самое дешевое жилье, но слишком велика, чтобы умереть с голоду…»


"Диббук"
На хлеб себе молодой человек зарабатывал изготовлением вывесок (даром что-ли он провел время вне школьных стен) и копированием картин для желающих повесить на стену нечто красивое, но стесненных в средствах на оригинал.
«С невероятным напряжением, подобно утопающему, из последних сил стремящемуся к берегу, искал он поддержки, опоры, но не мог ее найти. Темное море нужды, затягивающее в свои глубины забвения тысячи людей, выбросило его в 1892 году назад, на родину» - пишет об этом Цвейг.


"Песни Гетто"


"Песни Гетто"
Лилиен опять в Дрогобыче. Он опять пытается покинуть родное местечковое гнездо и вернуться к настоящей жизни, вернуться туда, где были возможности работать,  писать, расти таланту художника. Чем больше угнетала его нищета на родине, тем лихорадочнее горели в его сердце мысли о социальной несправедливости.


Но лишь два года спустя, в 1894 году, случай помогает Лилиену вырваться из Дрогобыча: ему поручается изготовление Диплома Гражданина известному польскому поэту Уейскому.
На полученный гонорар он уезжает в Вену, чтобы поступить в Академию профессора Грипенкерля. Однако неприятное открытие мешает ему пройти приемные экзамены - денег не хватает для оплаты. Снова «еврейское счастье» отбрасывает его, униженного, домой - «Здравствуй, Дрогобыч»!


Но в 1895 г. наш упорный мальчик таки поступил в Мюнхенскую академию художеств. Четыре года Лилиен блуждал в беспросветной тьме, и вот появился какой-то просвет. Вообще говоря, событий, способствующих карьере художника, не произошло. Ему протягивает руку случай, а первый успех порождает следующий.


Экслибрис

Лилиен и югендстиль


Эфраим Моше Лилиен предлагает только что основанному (с 1896 г.) журналу "Югенд", пропагандировавшему югендстиль - немецкий вариант стиля модерн, серию одухотворенных, поэтических рисунков, которые и сегодня благодаря их прелести и плутовской грации представляют огромный интерес. Это "Нимфа и сатир", "Гирлянда роз", "Милая фройляйн, осмелюсь ли...", "Музицирующий фавн", "Волшебная флейта", меланхоличный "Возлюбленный".



"Музицирующий фавн"



"Нимфа и сатир". Журнал Югенд. 1897
Лилиен   в своих ранних работах - типичный представитель югендстиля. В иллюстрациях для журнала «Югенд» - главного рупора этого направления  - Лилиен как стилистически, так и сюжетно работает в рамках этого стиля: на его листах появляются нимфы, сатиры, фривольные эротические сцены; линии причудливо извиваются, цветочные орнаменты вплетаются в изображение.




Лилиен зарабатывет на жизнь рисунками для различных журналов, рисуя со скоростью принтера. Да, они не так впечатляют, как работы позднего периода, да, много заимствований и повторов, но очень хотелось кушать,  и ... рисовать. И важно, что начало профессиональной деятельности художника было наконец положено. Впервые у него появилась возможность работать в любимой им области.


Лилиен и сионизм
В 1897 году, помимо работ для журнала «Югенд», Лилиен создает иллюстрации к социалистическим публикациям. Они значительно менее декоративны, более реалистичны (для югендстиля, разумеется).
А в 1900 году выходит книга поэм Берриса фон Мюнхгаузена «Юда» с иллюстрациями Лилиена.


Фронтиспис. Юда. 1900


Соединение библейских сюжетов и еврейской символики (Менора, магендавид и пр.) в исполнении мастера югендстиля привлекли внимание сионистских кругов. И хотя в книге эти символы лишены идеологической нагрузки, деятели сионизма нашли изобразительный язык издания подходящим для выражения новых идей.



Рахав. Юда.
Благодаря соединению символизма и реализма при умеренном новаторстве Эфраим Моше Лилиен оказался подходящей фигурой для создания нового сионистского искусства, не тяготевшего к слишком авангардному художественному языку.








Почти одновременно Лилиена приглашает журнал "Южнонемецкий почтальон", для которого он, кроме тонких сатирических рисунков, создает суровую символическую работу "У наковальни", социальные композиции, по своей энергичной силе остро контрастирующие с сердечной легкостью рисунков, выполненных для журнала "Югенд".


"У наковальни"


Издательство "Форвертс" поручает ему иллюстрацию не заслуживающего особого внимания романа Вильденрада "Таможенник из Клаусена", и он создает к этому роману ряд стилизованных под архаистику листов в технике гравюры на дереве, с художнической точки зрения неравноценных.
В общем, в югендстиле Лилиен вскоре стал настоящим мастером.
В 1898 г. Лилиен переселяется в Берлин, много иллюстрирует, прежде всего в журналах "Грациен", "Вальтшпигель", "Ост унд Вест", в некоторых известных издательствах.






В Берлине Лилиен первым из художников-евреев примкнул к сионистскому движению. Теперь его в шутку стали называть основателем «юденстиля».


Один из образцов новой сионистской символики в исполнении Лилиена - гравюра «Еврейский май» из иллюстраций к книге Мориса Розенфельда «Песни гетто» (1902). Пожилой еврей, скованный ветками тернового куста, протягивает руки в направлении солнца, восходящего с горы Сион. Простая и понятная каждому еврею диаспоры символика призвана была пробуждать мечты о Сионе.

Еврейский май. Песни Гетто. 1902


Переписчик Свитка Торы
Участвовал Лилиен как член Демократической фракции и в трех сионистских конгрессах (1901, 1903, 1905) и в основании (1902) в Берлине издательства «Юдишер ферлаг», в котором был не только иллюстратором, но и редактором, заведующим хозяйством, агентом по рекламе.


"Песнь Труда"






Очень популярны стали его художественная фотография Т. Герцля на мосту через Рейн и оформление (в 1901 г.) «Золотой книги» Еврейского национального фонда.



Теодор Герцль
Художник часто использовал Герцля в качестве модели, учитывая как в его чертах выходит на сцену истории идеальный  "новый еврей" (в хорошем смысле). Вообще, Лилиен, в духе времени считал, что теперь окружающая реальность подчинится человеку, и Творцу на Небе придется слегка подвинуться...


"Плывущие в Небесах"
В творчестве Лилиена преобладали еврейские (в частности библейские) темы: иллюстрации к библейским балладам немецкого поэта-просиониста Б. Ф. фон Мюнгхаузена «Юда» (1900), к стихотворению М. Розенфельда (1902), к Песни Песней (1905) и другим произведениям.


"Принцесса Суббота"


"Песнь Песней"


Авраам






Моше


Моше разбивает первые Скрижали




Ковчег Завета (Мишкан)


Рут


Йегудит


Шимшон


Йошуа бен Нун


Царь Давид


Как член сионистского движения, Лилиен появляется в Османской Палестине несколько раз между 1906 и 1918 годами.
В 1906 г. Лилиен сопровождал еврейскую делегацию во главе с Борисом Шацем  в Иерусалим, чтобы помочь основать художественное училище - Школу искусств и ремесел «Бецалель». В ней Лилиен преподавал около года.


Хотя Лилиен, разделяя идеи сионизма (еврей должен жить в земле Сиона, своей земле и бороться за еврейское государство) несколько раз приезжал в Палестину и помог основать первое еврейское художественное учебное заведение в Иерусалиме, и сам Эфраим-Моше Лилиен, и его жена Хелен Магнус, оставаясь ассимилироваными еврейскими интеллектуалами, становились все более поглощенными немецкой буржуазной жизнью, так и не переехали в Святую Землю. Настоящим сионистом Лилиен так и не стал.


В 1908-12 гг. он издал три тома собственных иллюстраций (перо, тушь) к Библии, в которых орнаментальная композиция в духе Обри Бердслея, чье влияние типично для всей графики модерна, сочетается с патетической величавостью образов библейских персонажей.


"Левиафан"




Многочисленные пейзажные и бытовые зарисовки, сделанные Лилиеном в Эрец-Исраэль и при посещении (до 1913 г.) Бейрута, Дамаска, России, Турции, Швейцарии легли в основу серий и отдельных листов офортов (преимущественно на еврейские темы), над которыми с 1908 г. он увлеченно работал до конца жизни. Строго реалистичные, они сохраняли культивируемый модерном контраст выразительной черной линии и белого фона изображения.

Несмотря на то, что его пребывание в стране было недолгим, он оставил  неизгладимый след в создании особого стиля Эрец-Исраэль, размещая библейские сюжеты в сионистском контексте и  мотивы экзотики Востока в идеализированном контексте  западного дизайна.

В первые два десятилетия века, работы Лилиена послужили базисом для художественной школы «Бецалель».
Около 1914 г. Лилиен вновь прибыл в Эрец-Исраэль как офицер австро-венгерской армии, но был вынужден эвакуироваться с ее частями на исходе Первой мировой войны.
Одна из улиц Тель-Авива названа его именем.
В 1923 году выставка его работ открылась в Нью-Йорке.
Эфраим-Моше Лилиен умер в Баденвайлере (Германия) в 1925 году.


Экслибрис для Максима Горького (да, да, они были знакомы)




В истории Эфраим Моше Лилиен остался как, пожалуй, самый известный книжный иллюстратор начала ХХ столетия.







Рабочий кабинет Художника

Статья о Эфраиме-Моше Лилиене в журнале "Лехаим"
http://www.lechaim.ru/ARHIV/92/zweig.htm

югендстиль, живопись, сионизм, еврейское

Previous post Next post
Up