Новый выпуск "Всё как у зверей" - про то, что не всё как у зверей. Вторая серия нашей коллаборации с Екатериной Шульман. Поговорили про контакты и конфликты поколений. Отличаются ли современные детеныши Homo sapiens от своих родителей, или это всё маркетинговая ересь?
\
Click to view
Немного матчасти:
В начале ХХ немецкий социолог Карл Маннгейм в книге Das Problem der Generationen впервые описал этот феномен: дети похожи не столько на родителей в молодости, сколько на своих ровесников. Каждую пару десятков лет в мире меняются приоритеты, и новая система ценностей формирует характер людей, родившихся в этот промежуток. Их объединяет особый набор убеждений, отношений, ценностей и моделей поведения, потому что они выросли в одних исторических условиях. Так появилось современное понятие поколения.
В начале девяностых Нил Хау и Уильям Штраус присвоили поколениям названия и описали их свойства. Потерянное, Величайшее, Бебу-бумеры, Х, Y, Z, etc.
А в 98 году Джудит Рич Харрис объяснила, как это работает, в крутой и смелой книге "Самонадеянность воспитания: почему дети всё равно получаются такими, какие они есть":
https://r-books.net/wcto/index.htmlОна изучала детей эмигратнов первого поколения, и обнаружила, как быстро в домашнем общении они переходят на язык новой страны, а скоро даже начинают стесняться акцента своих родителей. И пришла к неожиданному, плохо укладывающемуся в голове, но тем не менее справедливому выводу: социальная среда влияет на нас сильнее, чем семья.
Большой поклонник исследований Харрис нейробиолог Роберт Сапольски в "Биологии добра и зла" пишет, что высшие отделы человеческого мозга созревают только к 25 годам. Не потому, что мы такие слоупоки, а именно для того, чтобы нас формировали не олдскульные родительские установки, а актуальные требования общества, в котором мы будем жить.
25 лет это примерно одно поколение по Маннгейму. Совпадение? Может и совпадение.