сохраню на всякий случай
Все помнят, что у нас есть три большие проблемы:
Падение стоимости нефти;
Международные санкции в ответ на Крым и Украину;
Плачевное состояние нашей экономики.Антикризисная программа
Антикризисная программа
Честно говоря, мне самому уже немного не по себе от мыслей о том, что нас ждёт в этом году - уж больно мрачным получается прогноз. Да и друзья сетуют: понятно, что всё плохо, убедил, а делать-то что? Вот в этом и хочется разобраться. К сожалению, вопрос настолько серьёзный, что на этот раз придётся обойтись без шуток и выразительных метафор.
Для начала - хорошая новость: не прошло и года, как правительство признало, что мы находимся в кризисе и начало разрабатывать программу по выходу из него. Это радует (без шуток), так как даёт надежду на хоть какую-то их адекватность.
Даже специальная антикризисная комиссия создаётся, в которую войдут первый вице-премьер Шувалов, помощник президента Андрей Белоусов, вице-премьер Аркадий Дворкович, глава Банка России Эльвира Набиуллина, глава Минпромторга Денис Мантуров, министр финансов Антон Силуанов, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев, глава Минтруда Максим Топилин, глава Сбербанка Герман Греф и ещё несколько человек. Смущает, разумеется, что это те самые ребята, которые нас к этому кризису привели.
Теперь о том, с чем именно боремся. Разразившийся кризис, как я уже писал ранее, имеет три основных причины:
Падение стоимости нефти (почти в два раза);
Международные санкции в ответ на Крым и Украину (в основном - запрет на получение кредитов зарубежом);
Плачевное состояние нашей экономики (которую мы сами гробили долгие годы).
Для хорошего, годного кризиса, было бы вполне достаточно и чего-то одного из этого, а у нас на руках джек-пот.
Из-за того, что наши компании не могут перекредитоваться и вынуждены возвращать долги, только за 2015 год придётся вернуть примерно $140 млрд. Падение цены на нефть лишило ВВП еще $180 млрд. в годовом выражении. Таким образом, российский ВВП недополучит ресурсы объёмом $320 млрд. Весь ВВП РФ в прошлом году составил 66 193 млрд. рублей, в этом году ВВП фактически не вырос, то есть равен сумме, чуть большей $1 триллиона. Потеря 30% ВВП это катастрофа поистине эпического масштаба, которую нельзя допустить ни при каких обстоятельствах. 30% это 5-10 потерянных лет, даже если экономика потом будет расти с темпами, которые во всём мире называют «экономическим чудом». Правительственные эксперты прогнозируют падение ВВП всего в 3-5%. Это тоже очень неприятно, но, как видите, нужно ещё очень сильно постараться, чтобы не было хуже.
Пик выплат ($32 млрд.) запланирован на первый квартал. Почти 60% от валового внешнего долга ($84 млрд.), который должен быть выплачен до конца 2015 года, должны компании, работающие в двух отраслях экономики - банковской и нефтегазовой. Обязательства нефтегазовых компаний составляют большую часть предстоящего объема погашений - $62 млрд. или 74% от всего объема. Из этой суммы 70% приходится на кредиты, остальное - на еврооблигации, но это уже не так важно.
Нефтянники
Игорь Сечин (Роснефть)
Самый главный должник это наша краса и гордость - Роснефть. Ей предстоит погасить в 2015 году $35,4 млрд. долга, причем большая доля погашений ($16,1 млрд.) выпадает на первое полугодие 2015 года. Всего на балансе у Роснефти сейчас есть около $18 млрд., остальное придется выпрашивать из госрезервов.
Как же Роснефть умудрилась задолжать такую круглую сумму? Просто: в 2013 году Роснефть решила купить ТНК-BP за $55 млрд., которые компания заняла на международных рынках. Сделка с самого начала выглядела подозрительно, но руководству компании очень хотелось её провести, о мотивах можете догадаться сами. В результате отношение долга к выручке у «Роснефти» стало самым высоким в мире среди нефтяных компаний (после бразильской Petroleo Brasileiro), что крайне рискованно.
Когда имеешь такие долги, нужно вести себя очень аккуратно. Мы же сделали всё возможное, чтобы испортить отношения с кредиторами, а нефть упала в цене. В результате 28 ноября 2014 года капитализация «Роснефти» вместе с ТНК-BP упала ниже тех самых $55 млрд., которые компания взяла в долг и потратила на покупку ТНК-BP. Давайте называть вещи своими именами: Роснефть обанкротилась.
15 декабря Роснефть уже получила от ЦБ 625 млрд. рублей под залог своих облигаций. Разумеется, это была не рыночная сделка - банкротам в долг никто не даёт. Роснефть с грацией слона в посудной лавке конвертировала эту сумму в валюту, чем вызвала дикий всплеск курса до 80 рублей за доллар и рассчиталась с первым траншем своего долга.
Банки
Андрей Костин (ВТБ)
В 2014 году ЦБ уже выдал коммерческим банкам 4,5 трлн. рублей кредитов под залог нерыночных активов, что является беспрецедентной практикой в мире. И это ещё не всё: 4 трлн. рублей было выдано через операции РЕПО с ценными бумагами. Как видим, ЦБ щедро подпитывал банковскую систему. Нельзя сказать, что это не помогло: если бы не принятые меры, у нас уже не было бы банков вообще.
Точно так же, как среди нефтянников выделяется «Роснефть», среди банкиров особнячком стоит банк «ВТБ» со своими сателлитами. Львиную долю денег от государства получает именно он.
В 2014 году 240 млрд. рублей было направлено на выкуп привилегированных акций ВТБ и Россельхозбанка. 30 декабря 2014 года банк ВТБ уже получил транш в размере 100 млрд. рублей из ФНБ. Сейчас планируется ещё более круглая сумма, при том, что капитализация ВТБ на 23.01.2015 составила 826.88 млрд. рублей Дать 650 млрд. буквально за пару месяцев банку, который весь стоит 826.88?!
Единственное реальное достижение ВТБ - зарплаты его топ-менеджеров. За январь-сентябрь 2014 года ВТБ выплатил 1,42 млрд. рублей вознаграждения 11 членам правления (в среднем - по 129 млн. на человека). В состав правления, в частности, входит сын директора ФСБ РФ Александра Бортникова - Денис Бортников.
В ежегодном рейтинге Forbes председатель ВТБ Костин занял первое место с совокупным доходом за прошлый год в 37 млн. долларов. Президенты и гендиректора крупных европейских банков получают значительно меньше. Например, зарплата гендиректора Societe Generale (активы в пять раз превышают активы ВТБ) Фредерика Удеа не менялась с 2011 года. В 2013 году из всего бонуса в 1,4 млн евро на руки он получил лишь чуть более 200 тыс., бонус за 2012 год не получил вовсе, а в 2011-м получил его акциями банка.
Кстати, глава «Роснефти» - Сечин - получил космические 25 млн. долларов, разделив второе место с председателем правления «Газпрома» Миллером. Оба счастливчика, разумеется, скромничают и утверждают, что получили сущие крохи, но верится в это с трудом.
Итак, у нас есть две госкомпании компании - «Роснефть» и «ВТБ», которые так здорово нахозяйствовали, что тянут вниз всю страну, и при этом выплатили своим руководителям поистине грандиозные бонусы.
Программа выхода из кризиса
Медведев выходит из кризиса
Итак, у нас есть:
Кризис, глубокий и ужасный (одна штука);
Причины этого кризиса (три штуки);
Компании, которые успешно тянут страну вниз (две штуки).
Что же планирует делать правительство для выхода из этой ситуации? Логично было бы предположить, что работа по двум основным направлениям: а) убрать или хотя бы смягчить воздействие факторов, вызвавших кризис; б) заняться срочным наведением порядка в наиболее проблемных компаниях.
На самом деле, планируется сделать совсем другое. Правительство планирует потратить примерно 2,7 трлн. рублей следующим образом:
65% этой суммы хотят дать банкам под разными соусами;
6,5% направить на бюджетные кредиты регионам (изначально планировали 9,2%);
6,9% - на индексацию пенсий;
5,8% - на стимулирование кредитования жилищного строительства.
В сумме это более 85% от планируемого антикризисного бюджета. Всё остальное в нём представлено в следовых количествах. Например:
0,07 % - на субсидирование отечественной сельхозтехники;
0,11 % - субсидии высокотехнологическому бизнесу для выхода на внешние рынки;
0,18 % - на поддержку малых инновационных предприятий.
Процесс уже пошёл:
На днях Совет директоров Агентства Страхования Вкладов утвердил список банков, которые получат государственную помощь. Сумма господдержки составит 830 млрд. рублей, которую поделят между собой 27 банков с капиталом выше 25 млрд. рублей.
Чтобы вы понимали: 25 крупнейших банков владеют 90% всех активов банковской системы. То есть, в помощи нуждается вся банковская система РФ. Мелким банкам предоставят возможность выкручиваться самостоятельно, то есть будут их санировать и банкротить. Это не так страшно для физических лиц - на покрытие вкладов населения в маленьких банках денег ещё хватит, а вот если упадут 2-3 крупных банка, то тогда действительно будет беда.
Итак, куда же пойдут деньги? Банкам группы ВТБ АСВ выделит 307 млрд. рублей: банку ВТБ - 193 млрд. рублей, его розничной «дочке» ВТБ24 - 65,8 млрд. рублей, Банку Москвы - 49 млрд. рублей Газпромбанку выделят 125 млрд. рублей, Россельхозбанку 69 млрд. рублей.
Из частных банков господдержку могут получить Альфа-банк - 62,8 млрд. рублей, банки группы «Открытие» - 65 млрд. рублей, Промсвязьбанк - 30 млрд. рублей, Московский кредитный банк - 20 млрд. рублей, банк «Россия» - 13 млрд. рублей, банк «Уралсиб» - 12 млрд. рублей, МДМ Банк - 9 млрд. рублей.
23 января 2015 года «Роснефть» направила очередную заявку на получение средств из Фонда национального благосостояния на общую сумму в 1 триллион рублей - это как раз 15 млрд. долларов, которых компании недостаёт на выплату следующей части долга. Просят, разумеется, под 28 программ, 17 из которых ориентированы на развитие добычи, а 11 - на развитие переработки нефти. И то и другое с такими ценами на нефть нам нужны, как рыбе зонтик, но просить деньги на «отдать долги» как-то «не по пацански».
Ещё 450 млрд. рублей из ФНБ пойдут на три транспортных проекта: Центральную кольцевую автодорогу (ЦКАД) в Московской области, высокоскоростную железнодорожную магистраль Москва - Казань и модернизацию Транссиба. Президент уже подписал соответствующий указ. Не знаю, насколько нам сейчас нужны новые высокоскоростные дороги и что мы по ним будем возить: но импорт точно снизится, а внутреннее производство пока не растёт. Знаю только, что нигде так не воруют, как на строительстве дорог.
И знаете что? На вторую антикризисную программу денег нет. Весь Фонд Национального Благосостояния сейчас составляет 2,7 трлн. рублей. Какие-то деньги есть у АСВ, что-то у ЦБ и Минфина (потратят на поддержание курса рубля), что-то даст стремительно пустеющий бюджет, но это не так уж и много. Всё, что накоплено за 15 лет благоприятных цен на нефть, уйдёт такими темпами в лучшем случае за год.
Малому бизнесу
Фига малому бизнесу
Когда гиганты во время кризиса падают на колени, всех выручает малый бизнес. Люди что-то выращивают, что-то производят, чем-то торгуют, что-то делают полезное друг для друга и таким образом помогают друг другу выживать.
Правительство не забыло про малый бизнес и хочет поддержать его. Правда, меры по поддержке опять выбраны экзотические: в основном они сводятся к тому, чтобы отменить или хотя бы отложить на время введение новых поборов и требований, которые само же правительство предложило ввести ранее. Экономию от заморозки этих губительных для бизнеса мер они сами же оценивают в 1,3 трлн. рублей. Возрадуйтесь, предприниматели! Неэффективным госпредприятиям мы дадим триллионы, а у вас просто не будем их пока отнимать.
Впрочем, я не стал бы радоваться раньше времени. Например, правительство Москвы планирует в очередной раз обобрать мелкую розничную торговлю, заставив закупить новые ларьки вместо тех, которые заставило купить всего три года назад. Каждый ларёк стоит от 300 тыс. рублей до 1 миллиона, всего по городу их около 7,7 тыс. Итого сумма, которую они хотят выжать из торговцев, составит от 2,3 до 7,7 млрд. рублей. Ну и что, что кризис? Получите и распишитесь.
Примерно то же самое происходит и с либерализацией законодательства. В декабре, в очередном послании Федеральному Собранию Президент опять произнёс мантры «хватит кошмарить бизнес», «давайте ограничим количество проверок», «дайте людям спокойно работать», а уже с прошлой пятницы Роспотребнадзор, в соответствии с вступившим в силу федеральным законом, получил право проводить внеплановые проверки магазинов, ресторанов и производителей продуктов питания без предварительного уведомления за 24 часа, чего сроду не было.
31 декабря 2014 года Путин подписал закон, вносящий изменения в существующий порядок изъятия недвижимости в пользу государства. По нему с 1 апреля 2015 года на согласование условий изъятия будет отводиться три месяца. Если за этот срок договориться о размере компенсации не получится, то недвижимость будет принудительно изыматься через суд. Раньше на это уходило больше года, так что теперь отжимать бизнесы станет куда проще.
Очевидно, что отношение к малому бизнесу не изменилось, реальной поддержки не было, нет и не будет.
Что делать
Путину пора в отставку
Критикуешь - предлагай, скажете вы. Понятно, что всё плохо, но что же делать? Отвечаю:
Все помнят, что у нас есть три большие проблемы:
Падение стоимости нефти;
Международные санкции в ответ на Крым и Украину;
Плачевное состояние нашей экономики.
Вам не кажется очевидным, что именно их и нужно решать, вместо того, чтобы тупо раздавать последние резервы неэффективным госпредприятиям? Резервы быстро закончатся, а проблемы не только останутся, но и усугубятся. Обама, например, в очередной раз пообещал усилить санкции и у меня нет оснований ему не верить.
Начнём по порядку:
С падением стоимости нефти можно только смириться. Реальные рычаги воздействия на рынок сейчас есть только у американцев. Всё, что мы можем сделать - взорвать в районе нефтедобычи на Ближнем Востоке ядерный заряд и попытаться свалить это на ИГИЛ. Я искренне надеюсь, что никому из наших «стратегов» этот вариант не придет в голову, но после Крыма и ДНР/ЛНР не удивлюсь уже ничему.
Санкции можно снять, можно даже попросить на западе финансовую помощь. Для этого всего-навсего нужно вернуть Крым, вывести войска из восточной Украины и выслать в Гаагу чучело Путина, набитое опилками. Выбор прост: на одной чаше весов крымская Массандра, украинские шахтёры и престарелый отечественный автократ, на другой - будущее России.
Решить внутренние экономические проблемы немножко сложнее. На первом этапе нужна реальная либерализация законодательства и льготные кредиты для малого бизнеса. Сельскому хозяйству - субсидии на закупку сельхозтехники, скота, семян, удобрений. Производственным предприятиям - налоговые вычеты на покупку основных средств и нормальные условия кредитования. Кстати, большая часть проблем отпадёт сама собой после снятия санкций. С Роснефтью и ВТБ - отдельный разговор. По хорошему, им светит банкротство, санация, смена управления.
Самое сложное - обеспечить устойчивость экономики. Для этого потребуется обеспечить предпринимателям реальные гарантии, что их бизнес банально не отберут, а так же профессиональное, экономически грамотное правительство. И вот тут мы упираемся в независимую судебную систему и честные, конкурентные выборы.
Даже не представляю, как ещё донести до людей, что «демократические права и свободы» это не выдумка и не фетиш, а просто необходимые условия для жизни и работы, без которых обойтись не получится, как ни старайся.
Возможно, кто-то скажет, что в этом плане не хватает конкретики, кому-то не понравится его пессимистичный тон, но суть не в этом. Сейчас бессмысленно говорить о проработке деталей и нюансах подачи. Я не вижу реальных возможностей для его реализации до тех пор, пока не произойдут два взаимосвязанных события:
- народ почувствует на своей шкуре ошибочность текущего курса;
- сменится действующий политический режим.
К сожалению, до этого нашей экономике доведется пережить худшие времена. Всё, что вы можете сейчас сделать - сохранить себя, свои накопления, свой бизнес, если таковой у вас есть, вопреки происходящему в экономике. Для тех, кто рискует только своими сбережениями, я уже дал свой совет в короткой статье «7 правил поведения в валютный кризис». С бизнесом всё сложнее, постараюсь написать об этом в ближайшее время.