"...попросил Одиссея похоронить его хорошенько"

Jan 12, 2014 15:18

Принимала два дня - в четверг и в пятницу - экзамены по античной литературе у вечернего отделения.

Были еще ЕН, конечно (она и читает античку) и Л - моя ровесница, но по аспирантуре намного-намного старше.

Первый день оставил ужасные впечатления. Это я не о студентах, конечно, а о внутреннем отклике. Экзамен произвел впечатление мучительной и странной процедуры. Кто знает материал и учил - нервничают страшно, до слез. Не все, но многие. Одна девушка села отвечать, заговорила быстро-быстро и расплакалась, сказала бы даже, разревелась. Утешала и успокаивала ее как могла, кажется, утешениям она не особенно поверила (экзаменатор-то всяко воспринимается не как "сочувствующий", а как человек по ту сторону баррикад, что ли), потом барышня успокоилась, ответила. Ужасно, что людей так колотит перед сдачей!

Некоторые отвечают очень спокойно,так что экзамен больше похож просто на разговор, и это самое лучшее.

Л. спрашивает, как мне кажется, подолгу, задает много вопросов. Я для себя пока решила, что раз экзамен - это лотерея, достаточно, чтобы человек ответил на попавшиеся ему в билете вопросы, если что-то не так - на смежный с билетными вопросик. И все. Что их мучить вопросами по всему курсу? Многие садятся - и сразу видно, на что человек ответит, готов или нет.

Кто-то начинает выпрашивать оценку "отлично", я их понимаю, не хочется портить аттестат, но очень горько видеть человека живого, симпатичного, неглупого, в такой некрасивой ситуации. Одна девушка рассказывала (это она ЕН сдавала, я рядом сидела), что у нее греческие корни, и таким образом пыталась компенсировать свой не очень удачный ответ. Очень симпатичная барышня и правда что в ее внешности и прическе было что-то греческое.

В конце стабильно идут юноши, которые почти совсем не готовы. В начале юноши вообще не идут. Более-менее готовые юноши идут в серединке, но все равно ближе к концу. А кто не готов, пытается - сама удивилась - очаровать экзаменующего.

Посмотрим, что будет летом и на будущий год. Странно - и не знаю, что с этим делать, не во время же экзамена глубоко с этим разбираться! - многие очень плохо говорят. Понятно, что к экзамену в голове каша, это нормально, но мысли с трудом они формулируют не из-за этого. В принципе эти русские люди говорят и подбирают слова и иногда даже примериваются к употреблению падежей так, словно говорят на не очень простом иностранном языке. Я вот так вот по-гречески говорю, стараясь подобрать слова и во многом очень сильно ошибаясь. Один парень не знал, что такое антропоморфизм (а у них о нем вопрос в билете), думала, догадается, спросила, что такое антропология. Кажется, слова этого он не знал и вообще впервые его слышал, но догадался, что, раз "логия", стало быть, наука. Аргонавтов тоже не знал: "Какие-то аргонаты".

Никто (!) не смог сказать, что такое тотемизм и тотем. Говорили много слов из учебника, но во что-то единое и понятное эти слова не связывались. Про тотемизм тоже вопрос есть. Никто не знал про Омфал. Рассказывала им миф про Зевса - слушали с интересом. Про тотемизм билет попался нескольким людям, каждому рассказала, что это, студенты шли не один за другим, то есть они выходили и имели возможность тем, кто за дверью, ответ пересказать (так обычно и делается), и я все ждала, когда же придет тот, кто мне перескажет мой же ответ. Не пересказал никто, но это ладно.

Были и забавные ответы:

"Афродита сделала Парису предложение, от которого он не смогу отказаться"
"....и один воин попросил Одиссея похоронить его хорошенько"
"...и мама Энея, как-то её звали...вот чёрт! ой, простите..."
(последнее - из рассказа одного кавказского студента про "Энеиду". Он и так говорил очень колоритно, а после эмоционального восклицания я совсем не смогла сдержаться и расхохоталась)

Пока ко всему этому процессу присматриваюсь, энтузиазма преподавать нет совсем и вообще кажется, что к этому я совершенно непригодна. Но так вот загадывать нельзя. Буду готовиться к коллоквиумам (они весной, первый - по Гофману), а там уже делать выводы из реального опыта.
Previous post Next post
Up