11. В главе Торы на эту неделю сказано, что Аврагам попросил Элиэзера: "Положи руку свою под бедро мое"44. Гмара делает их этого вывод45, что тот, кто хочет поклясться, должен взять в руки какой-нибудь предмет, связанный с заповедью. Рав Папа говорит, что имеется в виду свиток Торы, то есть что клятву нужно произносить со свитком Торы в руках и что судья, произнесший клятву, не прикасаясь к свитку Торы, ошибается в толковании Мишны и должен произнести клятву заново.
Однако в Гмаре мудрецы делают вывод, не соответствующий мнению рава Папы, и считают, что свиток Торы необходим только до самого действия клятвы, a post facturn, если действие уже имело место, необходимым для клятвы священным предметом могут быть и тфилин, не обязательно свиток Торы. А ученый в Торе, как уважаемый человек, может и сначала решить произнести клятву,
держа в руке тфилин, и не обязателен для этого свиток Торы. Это обсуждение закона в Гмаре относится к случаю, когда дающий клятву частично признает утверждение противной стороны.
Здесь непонятны две вещи.
а) Вопрос, который в этом месте задает комментарий Тосафот: поскольку этот закон основан на действии Аврагама, у которого не могло быть частичного признания утверждения противной стороны, почему из его действия выводится закон о частичном признании? Из этого можно было вывести закон о дающем произнесенную клятву или клятву о залоге46? Вопрос Тосафот остается невыясненным.
б) У Аврагама не было ни свитка Торы, ни тфилин, у него была другая заповедь (обрезание). Каким же образом из его действия выводится закон о том, что необходимы свиток Торы или тфилин?
12. Законы о клятвах детально объясняются
в "маамаре" Алтер Ребе47, а также еще более детально в "маамаре" Ребе Цемах-Цедека. В этих "
маамарах" объясняется, что швуа ("клятва") имеет также значение сова ("насыщенность", "сытость"). То есть это нечто данное Свыше. Поэтому существует закон, обязывающий выполнять клятву48 об исполнении заповедей49, хотя такая клятва была уже произнесена человеком на горе Синай50, ибо клятва придает человеку силу еще более высокого качества. Тот же смысл имеет клятва, которой заклинают человека перед его рождением: "Будь праведником и не будь грешником"51.
Для того, чтобы такая данная Свыше сила могла вступить в связь с человеком, чтобы он ее получил и соответствующим образом использовал, необходимо нечто связывающее человека с дарованной Свыше клятвой. Эту роль выполняет заповедь, ибо заповеди являются посланницами Всевышнего, как сказано: "Почитайте заповеди, ибо они Мои посланницы"52 и "Посланник человека то же, что он сам"53. Поэтому заповедь может связать человека с данной Свыше силой.
Этим объясняется, почему при клятве нужно держать в руках предмет, с которым обычно исполняется заповедь, так человек вступает в связь с силой, данной Свыше.
13. Этим объясняется, почему нужно при произнесении клятвы держать в руках священный предмет. Но почему именно свиток Торы или тфилин?
Сказано: "Всевышний ничего не сотворил, в чем не было бы нужды"54. Поэтому где бы ни находился еврей, он из всего должен делать святое. Разумеется, и клятву он должен для этого использовать силу, которая дается ему Свыше, и делать это он должен по отношению ко всему, что есть в мире. Связь силы, данной Свыше через человека, со всем миром происходит силой Торы. Ведь Тора - посредник между Всевышним и миром, как об этом говорится в "маамаре" "смотрел в Тору и сотворял мир".
В связи с этим становится понятным также, почему во время произнесения клятвы нужно держать в руке тфилин. Тфилин одна из тем Торы, как это объясняется в "маамаре"55, начинающемся со слов "Сказано в Мидраше Тегилим56: «Раби Элиэзер говорит: "Сказали евреи Всевышнему: ,Владыка мира! Мы хотим усердно заниматься Торой днем и ночью, но нет времени'. Сказал им Всевышний: ,Соблюдайте заповедь тфилин, и Я вам это зачту, как если бы вы усердно занимались Торой днем и ночью'"». Это понятно и из сказанного мудрецами, что тфилин сравнимы со всем свитком Торы.
Это объясняется таким образом: Тора привлекает свет от интеллекта к чувству. То же происходит и от возлагания тфилин. Когда человек возлагает тфилин внизу, это происходит и Наверху, как сказано, что Всевышний как бы возлагает тфилин51. Всевышний это За, мидот (сфирот, относящиеся к области эмоций и нравственных качеств), а тфилин это мохин, интеллект. То, что Всевышний возлагает тфилин, означает, что происходит привлечение Б-жественного Света от мохин к лшдога58.
Поэтому, держа в руке тфилин во время произнесения клятвы, а смысл тфилин заключается в подчинении Б-гу разума и чувств59 можно достичь связи силы, которая выше мира, с миром, как это происходит и во время изучения Торы.
Однако все это может быть только post factum, как это ясно сказано в Мидраше, что евреи готовы усердно заниматься Торой днем и ночью, но так как "нет у нас времени", post factum это можно сделать также и путем возложения тфилин, и это подчинение разума и чувств Б-гу по крайней мере с начала дня, и это состояние сохраняется потом в течение всего дня.
14. Однако об ученом в Торе сказано, что он может произнести клятву, держа тфилин с самого начала, а не post factum. Как это понять?
Сказано в книге "
Зогар"60, что ученого в Торе называют "субботой". Намек на это мы находим и в Гмаре61. В ней рассказывается следующее. Ученый в Торе пришел в гости и ему справили большую трапезу. Он спросил, как возможно было устроить такую трапезу, ведь его не ждали? И ему ответили, что это приготовили к субботе, и когда он пришел, ему отдали субботнюю трапезу.
Сравнение ученого в Торе с субботой заключается в следующем: суббота отделена от будних дней, то есть от дел физического мира. То же можно сказать и об ученом в Торе: от также отделен от дел физического мира62. Поэтому сначала (даже сначала, а не post factum) он не должен держать в руках свиток Торы при произнесении клятвы, ибо роль свитка Торы, как об этом уже говорилось, служить связующим звеном между силой, данной Свыше, и миром. И так как ученый в Торе отделен от мира, ему нет в этом надобности.
Что же касается тфилин, то ученый в Торе также должен пользоваться ими при клятве. Ибо тфилин возлагают, чтобы подчинить ум и сердце Б-гу, а это связывает силу, данную Свыше, с человеком, в отличие от Торы, связывающей эту силу с миром.
Фрагмент взят из книги "
Беседы Любавичского Ребе. Книга Берешит"