Ошибка в понимании сути скромности и гордыни

Feb 13, 2012 01:16


Теперь мы должны разобраться, что представляют собой дурные черты характера. В мире нет ни одного человека, характер которого был бы совершенным без малейшего изъяна каждому есть, что добавить, в чем себя усовершенствовать. Однако природа человека побуждает его не замечать своих недостатков. Я пересказывал уже однажды правило, которое услышал от праведного мудреца раби Э. Гроссбарда, благословенной памяти: если человек ощущает недостаток в своих душевных качествах, это показывает, что он обладает хорошими душевными качествами. Если человек ощущает себя гордецом, можно полагать, что на самом деле он им не является. Я наблюдал это воочию: один человек жаловался мне на свою гордыню, хотя я прекрасно знаю его и могу сказать, что он вовсе не гордец, хотя и не стоит на той высочайшей ступени скромности, которую описывает Ховот алевавот в разделе о смирении. Когда человек ощущает, что его душевные качества недостаточно хороши - это весьма благоприятный признак, доказывающий совершенство этих качеств.

Очень часто встречаются ошибки в понимании сути скромности и гордыни. Эти качества скрыты внутри и не воспринимаются непосредственно, в отличие от гнева, явственно заметного. Многие ошибаются, многие не знают, что такое на самом деле гордыня. Я слышал, что некоторые полагают, что радость Торы есть гордыня, хотя очевидно, что это совершенно не так. Напротив, заповедь требует изучать Тору с радостью. Ведь слова мишны (Авот 6:6) о том, кто «радуется своему уделу», относятся и к области духовного. И каждый день, произнося благословение на изучение Торы, мы просим: «И сделай сладкими слова Торы в наших устах». Духовное наслаждение при изучении Торы это величайшее наслаждение, несравнимое с радостью обладания деньгами или почетом этого мира.


Следует знать, что хорошие душевные качества подразделяются на огромное, бесконечное число ступеней. Рабейну Иона сказал это в Шаарей тшува (3:17) о склонности «идти по путям Б-га», о которой говорит стих (Дварим 28:9): «И ходи Его путями». Он объясняет, что это высочайшая ступень желательных душевных качеств, обладание которыми заповедано предписывающей заповедью. И главнейшее хорошее свойство души - скромность, о которой сказано (Авода зара 206), что она важнее всех остальных, - тоже делится на множество ступеней, вплоть до уровня Моше-рабейну, который сказал (Шмот 16:7): «А мы ничто». Способы избавиться от гордыни и обрести скромность разъяснены во всех книгах мусара; а Месилат йешарим и Ховот алевавот еще и разъяснили подробно, что такое скромность и что такое гордыня. Дело в том, что не все, что люди принимают за гордыню, на самом деле является ею. Например, если человек отдает себе отчет в том, какими талантами обладает, - это не гордыня; но если он считает, что эти таланты придают ему значимость, - это гордыня. Ему не следовало бы забывать, что все свои таланты он получил как дар Небес, подобно нищему, получающему милостыню... Фрагмент взят из книги "Подготовка ко Дню Суда".

философия

Previous post Next post
Up