Теперь мы должны разобраться, что представляют собой дурные черты характера. В мире нет ни одного человека, характер которого был бы совершенным без малейшего изъяна каждому есть, что добавить, в чем себя усовершенствовать. Однако природа человека побуждает его не замечать своих недостатков. Я пересказывал уже однажды правило, которое услышал от праведного мудреца раби Э. Гроссбарда, благословенной памяти: если человек ощущает недостаток в своих душевных качествах, это показывает, что он обладает хорошими душевными качествами. Если человек ощущает себя гордецом, можно полагать, что на самом деле он им не является. Я наблюдал это воочию: один человек жаловался мне на свою гордыню, хотя я прекрасно знаю его и могу сказать, что он вовсе не гордец, хотя и не стоит на той высочайшей ступени скромности, которую описывает
Ховот алевавот в разделе о смирении. Когда человек ощущает, что его душевные качества недостаточно хороши - это весьма благоприятный признак, доказывающий совершенство этих качеств.
Очень часто встречаются ошибки в понимании сути скромности и гордыни. Эти качества скрыты внутри и не воспринимаются непосредственно, в отличие от гнева, явственно заметного. Многие ошибаются, многие не знают, что такое на самом деле гордыня. Я слышал, что некоторые полагают, что радость Торы есть гордыня, хотя очевидно, что это совершенно не так. Напротив, заповедь требует изучать Тору с радостью. Ведь слова мишны (Авот 6:6) о том, кто «радуется своему уделу», относятся и к области духовного. И каждый день, произнося благословение на изучение Торы, мы просим: «И сделай сладкими слова Торы в наших устах». Духовное наслаждение при изучении Торы это величайшее наслаждение, несравнимое с радостью обладания деньгами или почетом этого мира.
Следует знать, что хорошие душевные качества подразделяются на огромное, бесконечное число ступеней. Рабейну Иона сказал это в Шаарей тшува (3:17) о склонности «идти по путям Б-га», о которой говорит стих (Дварим 28:9): «И ходи Его путями». Он объясняет, что это высочайшая ступень желательных душевных качеств, обладание которыми заповедано предписывающей заповедью. И главнейшее хорошее свойство души - скромность, о которой сказано (Авода зара 206), что она важнее всех остальных, - тоже делится на множество ступеней, вплоть до уровня Моше-рабейну, который сказал (Шмот 16:7): «А мы ничто». Способы избавиться от гордыни и обрести скромность разъяснены во всех книгах мусара; а
Месилат йешарим и
Ховот алевавот еще и разъяснили подробно, что такое скромность и что такое гордыня. Дело в том, что не все, что люди принимают за гордыню, на самом деле является ею. Например, если человек отдает себе отчет в том, какими талантами обладает, - это не гордыня; но если он считает, что эти таланты придают ему значимость, - это гордыня. Ему не следовало бы забывать, что все свои таланты он получил как дар Небес, подобно нищему, получающему милостыню... Фрагмент взят из книги "
Подготовка ко Дню Суда".