Комментарий на Трактат Авот. Глава 3 мишна 2 - продолжение

May 10, 2011 19:43

(Ведь поскольку все люди - потомки Первого человека), в каждом из них заключена его структура, и при этом все различаются. Именно так и должно быть: люди должны быть сходны между собой по своему устройству, но обладать при этом каждый своей особой формой. Ведь в противном случае один человек, захотев вернуться к прерванному разговору с другим, не смог бы определить, с кем он только что разговаривал! И поскольку Первый человек был только один, а потомков его много, они не походят на предка своей формой. Из-за этой многочисленности каждый из людей непременно обладает своей особой формой, (хотя бы потому), что каждый из них занимает уникальное место при пересчете: один окажется первым, другой - вторым, еще один - третьим, и так далее. То есть, каждый человек теперь определяется еще и (местом по отношению к другим людям), и это - особое, исключительное свойство каждого из потомков Первого человека, которым сам он не обладал. А если бы человек не был сотворен единственным, этого нового свойства у человечества не возникло бы.

Кроме того, будучи сотворен единственным, Первый человек передал всем своим потомкам это свое особое качество - способность быть единственным, обладать своей уникальной формой. При этом все они объединены общим названием «человек», и в этом смысле Святой, благословен Он, отчеканил их всех своим «штампом Первого человека». Именно потому, что Первый человек был уникальным, каждый из людей, его потомков, тоже уникален. И нет сомнения, что мы говорим здесь о чудесном творении, на какое человек не способен.

Талмуд зав
ершает такими словами: «Поэтому каждый должен говорить (себе): «Ради меня создан мир». Он имеет в виду, что в самой структуре мира заложена необходимость того, чтобы человек был сотворен единственным, - а значит, один человек воплощает в себе весь мир. Этим он отличается от всех прочих творений, ни одно из которых не заключает в себе всего мира в целом. Поэтому Талмуд здесь объясняет, что с точки зрения устройства мира достаточно, чтобы в нем был только один человек, и нет необходимости в других. А поэтому (наша мишна говорит), что (для существования человеческого общества) необходим страх перед государством. Ведь именно царь объединяет и связывает народ в единое целое, именно в этом суть государства. И если бы (царя) не было, человек следовал бы за своей природой, данной ему при сотворении, а природа эта требует его единственности. Поэтому, если бы не страх перед властями, люди друг друга глотали бы живьем, поскольку каждый (стремился бы) прийти в соответствие с замыслом мироздания. Ведь мир сотворен так, что каждый отдельный человек имеет право сказать: «Для меня сотворен мир!», - то есть, считать, что он - тот единственный человек, для которого и был сотворен весь мир. Поэтому каждый стал бы глотать своих товарищей живьем, стараясь остаться в одиночестве. Об этом и говорит раби Ханина: Молись за благополучие властей, ибо если бы не страх перед ними, объединяющий отдельных людей в единое целое, люди друг друга глотали бы живьем. Ведь любой человек тождествен всему миру, и каждый следовал бы этой стороне своей природы и глотал бы других живьем, пока в мире не осталось бы никого, кроме него.

Почему же это наставление помещено именно в этом месте? Потому что перед ним, в предыдущей мишне, сказано, что человеку следует присмотреться к тому, откуда он пришел и куда идет, и что так он никогда не придет к греху. Мишна имеет в виду, что эти вещи требуют к себе особого внимания. Ведь при сотворении человека в его природу была заложена склонность к гордыне, а она уже служит причиной того, что люди друг друга глотают живьем. Поэтому-то после этого наставления Акавьи, сына Маа-лалеля, стоят слова раби Ханины о том, что следует молиться за благополучие властей. Он имеет в виду, что сердце человека склонно к гордыне, а потому, если бы не страх перед властями, человек поддался бы гордости настолько, что пожелал бы, чтобы он один был всем и чтобы в мире никого больше не было, кроме него. Причина этого желания - именно гордость, из-за которой человек не согласен делить мир с кем бы то ни было. И мы уже сказали, что это чувство проистекает непосредственно из природы сотворенного мира, подразумевающей, что один человек заключает в себе весь мир. Поэтому совет раби Ханины помещен сразу за первой мишной. (Дело в том, что оба эти совета объединяются в одно общее наставление). Человек должен быть очень внимательным (к тому, что способно смирить его гордыню). Если же не (приучит себя к этой внимательности), его сердце может вознестись от гордости за то, что он сотворен единственным, то есть, обладает признаками царского величия: царь ведь тоже только один!


(Связь этих двух наставлений можно усмотреть и в другом). Акавья, сын Маалалеля, предостерег человека против гордыни, ведущей к греху. Поэтому за его наставлением следуют слова раби Ханины, который тоже говорит о гордыне, из-за которой люди друг друга глотали бы живьем, если бы не страх перед царем. Таким образом, второе наставление продолжает и дополняет первое, указывая на (степень, до которой может дойти гордыня): до того, что люди будут глотать друг друга живьем.

Однако (мне) представляется, что наиболее ясное объяснение связи этих двух отрывков вот каково. Акавья, сын Маалалеля, и раби Ханина жили в одно или приблизительно в одно время, поэтому и наставления их расположены рядом. По этой же причине сразу за этими двумя отрывками следует наставление раби Ханины, сына Традиона, о том, что если двое сидят и нет меж ними слов Торы и т.д. Он тоже жил в одно или примерно в одно время с ними, и их наставления расположены в том же порядке, в каком следовали друг за другом поколения. И всегда, когда ты встретишь расположенные рядом не связанные между собой отрывки, причина в том, что произнесшие их мудрецы жили в одно или примерно в одно время.

Фрагмент взят из книги Маараля из Праги "Дерех Хаим". Купить книгу "Дерех Хаим" можно здесь.

устная Т-ра

Previous post Next post
Up