Начало деятельности Рабби Саадии Гаона (882 - 942) приходится на период тяжелой борьбы, которую вело традиционное еврейство с сектой караимов**. Рав Саадья решил, что необходимо дать обоснованный и грамотный ответ сектантам и вступил в острую полемику с ними. Он написал множество сочинений, доказывающих, что текст Торы не может быть правильно понят без тех сведений, которые хранит еврейская устная традиция. Борьба гениального мыслителя с теми, кто оставил веру отцов, была настолько решительной и непримиримой, что многие поколения караимов и после его смерти видели в нем своего главного врага. Сам факт, что иудаизм выстоял перед опасностью влияния караимов, в достаточно большой степени - заслуга рава Саадьи Гаона.
Так рав Саадья Гаон внес значительный вклад в создание раввинской литературы, дающей ясные и четкие ответы на все галахические вопросы. Великий мудрец в первую очередь заботился о том, чтобы и простым людям была предоставлена возможность приобрести глубокие знания во всех областях Торы. Именно поэтому сочинения по галахе он частично написал на арабском языке. Для тех кто не знает порядка ежедневных и праздничных молитв, он составил комментированный сидур на арабском языке, снабдив его текстом, содержащим краткие галахические постановления. Он перевел на арабский язык ТаНаХ и прокомментировал его текст. Для йеменских евреев его комментарий, который известен под названием "Таспир", служит основным разъяснением текста Торы и книг пророков. Саадия Гаон составил комментарий к Мишне. Большое значение имеет его философская работа Сефер а-эмунот вэ а-деот ("Верования и убеждения"), в которой он показал, что при правильном осмыслении древнегреческой философии можно устранить все противоречия между иудаизмом и выводами Аристотеля. В этой работе Саадия Гаон подверг критике мнение, согласно которому верующему человеку не следует стремиться к образованию и расширять круг своих представлений о мире.
Он писал: "А если скажут: "Как можно полагаться на логику и научный подход - ведь они ведут к неверию?!" - отвечу: "Так думают только невежды. Их убеждения похожи на предрассудки людей, которые думают, что всякий, кто доберется до Индии, станет богачом, а в лунном затмении виноват крокодил, глаз которого проглатывает луну. Подобные представления о мире вызывают смех. Они возникают там, где отказываются от науки и логического анализа. Не может быть, чтобы логический подход и беспристрастное исследование были врагами веры - ведь вся мудрость от Всевышнего. Единственное условие, необходимое для того, чтобы наука стала средством расширения знаний, а не разрушителем веры, - это признание всего сказанного пророками: исследования и логические построения не должны сопровождаться априорным отказом от святых текстов.
Человек, используя методы научного исследования как средство укрепления веры во Всевышнего, преследует две цели: понять то, что получено через пророков, и найти ответы на вопросы и возражения оппонентов.
Если верно используемая логика не только не может привести верующего человека к противоречиям, но и укрепляет его убеждения, почерпнутые из Торы, то в чем же причина и источник неверия?
1. Вера налагает на человека обязанности и ограничения. Человек не любит этого, потому и говорят люди "горькая правда", "жестокая правда".
2. Многие люди, будучи глупы и поверхностны, не способны сделать правильные выводы из того, что они изучают и, сочетая глупость с самоуверенностью, произносят слова, за которыми ничего не стоит.
3. Людям свойственно следовать своим страстям и прихотям.
4. Люди быстро утомляются от глубоких мыслей и отмахиваются от важных вопросов, говоря: "Я об этом уже думал и сделал выводы".
5. Незнание часто приводит к наглости и грубости мировосприятия.
6. Есть люди, легко подвергающиеся влиянию - и часто одного слова, услышанного от неверующего, оказывается достаточно, чтобы приблизить их к неверию.
7. Есть целый ряд людей, которые, услышав неудачные доказательства истинности нашей веры от одного из верующих, начинают пренебрегать Торой.
8. Порой в основе неверия лежит личная вражда к одному из верующих. Ненависть к нему превращается в ненависть к Б-гу.
* Гаон - звание главы иешив Сура и Пумбедита в Персии (на территории исторического Вавилона). Вошло в употребление примерно после 600 года, когда закончилась эпоха формирования Талмуда. Последний из гаонов Пумбедиты - Рав Хай Гаон - умер в 1038 году. В более поздние периоды в европейских странах гаонами стали называть выдающихся мудрецов Торы.
** Караимы - секта, отделившаяся от традиционного иудаизма. Образована в Персии после 760 года Ананом бен Давидом, происходившим из семьи Главы диаспоры. Караимы отказались от устной традиции (в значительной степени нашедшей на тот момент свое выражение в талмудической литературе). Они настаивали на прямом и непосредственном понимании текста Торы. Однако со временем оказалось, что емкость текста Торы настолько велика, что невозможно изучать его не сопровождая комментариями. Через сто лет после возникновения секты Биньямин Неэвенди разработал вульгаризированные правила комментирования Торы, ставшие основой караимской традиции. В IX-XI столетиях секта караимов обрела много последователей среди евреев, проживавших в странах, население которых исповедовало ислам. Благодаря постоянной разъяснительной работе еврейских мудрецов секта караимов к началу ХП-го столетия утратила свое влияние, остались лишь небольшие общины, придерживающиеся верований и законов караимов. Во время второй мировой войны караимы не подверглись преследованиям и уничтожению. В настоящее время большинство караимских общин переместилось в Израиль, общая их численность составляет около 10 тысяч человек.
фрагмент взят из книги
"Еврейский календарь месяц за месяцем. Ияр"