Учили мудрецы: «Пятеро сидели на одной [4] скамье и не сломали ее. Пришел еще один человек, сел и сломал ее. Тот, кто сел последним, обязан возместить ущерб». Сказал рав Папа, что говорится о случае, когда тот, кто сел последним, был полный, [б] как Папа бар Аба16. Об этом случае также можно сказать, что тот, кто сел последним, создал источник ущерба частично. Гмара отвечает. О каком случае говорится? Если речь идет о случае, когда без [7] его участия скамья бы не сломалась, то очевидно, что он обязан платить, и говорить об этом излишне. А если и без его участия скамья все равно сломалась бы, то что же он сделал, чтобы его можно было обвинять?! Следовательно, мишна не имела в виду этот случай.
Но в конце концов, [9] как следует понимать закон, приведенный в барайте? Ведь говорить о том, что севший последним обязан платить либо излишне, либо неверно!
Гмара отвечает. Закон, приведенный в барайте, относится к случаю, когда без его (севшего последним) участия скамья [10] сломалась бы через два часа, а сейчас, вместе с ним, она сломалась через [11] час17. В данной ситуации тот, кто сел последним, обязан платить, так как остальные могут сказать ему: Если бы не ты, то мы посидели бы немного и встали. Гмара возражает. Но пусть он ответит им: Если бы не [13] вы, то только из-за меня скамья бы не сломалась!
Гмара предлагает другое объяснение. Закон, приведенный в барайте, относится к случаю, когда человек, который пришел последним, сломал скамью [14] в тот момент, когда он оперся о тех, кто сидел там раньше. Гмара возражает. Но ведь это очевидно: тот, кто оперся, должен платить! Ущерб произошел только из-за него! Отвечает гмара. Обязанность платить в этом случае не очевидна. Ты можешь [15] сказать, что результат усилия человека не расценивается как его непосредственное действие, и тот, кто оперся о других, не обязан платить. Так можно было предположить, поскольку человек не сломал скамью непосредственным действием, а только надавил на других людей, и в результате скамья сломалась. Для этого барайта привела закон, который сообщает о том, что результат усилия человека расценивается как его непосредственное действие. Ведь во всех случаях, когда человек ломает предмет непосредственно, он также ломает его, прикладывая усилие18.
ПРИМЕЧАНИЯ
16. Пояснение рава Папы не добавляет существенной информации для вывода закона, так как даже если тот, кто сел последним, был худой - закон не изменится. Эти слова были сказаны в шутку (Меири). Было принято, что перед началом серьезного обсуждения, учитель шутил, чтобы привлечь внимание учеников. Об этом сказано: «Перед началом учебы Раба рассказывал шутку, и мудрецы смеялись. После этого садился в трепете и начинал обсуждение» (Шабат ЗОб).
Однако некоторые комментаторы считают, что слова рава Папы сказаны серьезно, и они имеют значение для вывода закона (Рашбам).
17. Тем не менее, этот закон отличается от закона, приведенного в мишне "создал источник ущерба частично", пример которого приведен в барашке, когда человек углубил яму с девяти до десяти ладоней. Яма глубиной в девять ладоней уже способна нанести ущерб частично, поэтому углубивший яму лишь довел источник ущерба до состояния, в котором он способен нанести максимальный ущерб. Поэтому о нем сказано "создал источник ущерба частично". Но в ситуации со скамьей, первые сидящие не являлись причиной ущерба, и если бы они встали через час, то скамья
осталась бы целой. Следовательно, тот, кто сел последним, являлся источником всего ущерба, и о нем нельзя сказать "создал источник ущерба частично".
18. Здесь упомянуто правило кохо кэгуфо дами (дословно: его сила подобна его телу). Оно заключается в том, что действие, которое произошло в результате усилия человека, относится к этому человеку, и он несет за него ответственность. Например, если человек бросил камень и нанес ущерб, то это действие относится к нему, так как оно является результатом его усилия. Несмотря на то, что ущерб произошел без непосредственного контакта тела человека, он несет ответственность за это действие. Гмара аргументирует это правило, поскольку любое действие человека является результатом его усилия. Следовательно, действие относится к тому, кто приложил усилие для его выполнения, а не к тому, кто находился в непосредственном контакте с объектом.
Фрагмент взят из книги: "
Вавилонский Талмуд. Раздел Ущербы. Трактат Бава Кама".