Три вещи продлевают дни человека

Jul 10, 2014 00:50




брахот, 54Б-55А

И [еще] сказал рав Йегуда: три вещи продлевают человеку дни и годы: долгая молитва, долгая трапеза и долгое пребывание в уборной.

“Долгая молитва”. Так ли это хорошо? А ведь сказал рабби Хия бар Аба, сказал рабби Йоханан: всякий, кто продлевает молитву свою и ждет, чтобы она исполнилась, придет к сер дечной боли1, как сказано: “Надежда продолжительная истомляет сердце” (Миишей, 1з:12)2. И сказал рабби Ицхак: три вещи напоминают [Богу] о грехах человека и таковы они: покосившаяся стена3, ожидание исполнения молитвы4 и когда поручает он Небу суд над своим товарищем5.
[Отвечает Гемара:] Нет в тот трудности6: одно относится к тому, кто продлевает и ждет, чтобы она исполнилась, а другое-к тому, кто продлевает и не ждет. Как же он поступает? Приумножает просьбы о милосердии.

“И долгая трапеза”. [Она тем продлевает годы,] что вдруг придет бедный, и он подаст ему [со своего стола], ведь написано: “Жертвенник деревянный в три локтя высотой и длиной и два локтя” (Йехезкелъ, 41:22)-и написано [в продолжении того же стиха]: “и сказал он мне: это стол, который пред Господом”7. Начал о жертвеннике, а закончил столом? Рабби Йоханан и рабби Эльазар, говорили они оба: все то время, когда существует Храм, жертвенник искупает [грехи] Израиля, а теперь-стол человека искупает его [грехи]8.

“И долгое пребывание в уборной”. Так ли это хорошо? Ведь мы учили [в барайте]: десять вещей приводят к геморрою: тот, кто ест листья тростника, и виноградные листья, и усики виноградной лозы, и шершавые внутренние покровы животного9, и рыбий скелет, и не проваренную как следует соленую рыбу, и пьющий винные дрожжи, и подтирающийся известью и глиной, и подтирающийся камнем, которым подтирался другой, а некоторые говорят, что также и тот, кто сидит на корточках по нужде слишком долго.

[Отвечает Гемара:] Нет в тот трудности10: одно относится к тому, кто слишком долго сидит на корточках, а другое-к тому, кто сидит на стульчаке.

Как вот эта [история]: сказала одна госпожа11 рабби Йегуде, сыну рабби Илая: похож ты лицом на свиноводов и ростовщиков12. Ответил он ей: право же, оба этих занятия мне запрещены13, но двадцать четыре уборные есть по пути от моего подворья14 к дому учения, и, направляясь туда, я в каждой себя проверяю15.

1 Т. е. будет разочарован в своих ожиданиях.
2 Ср. Брахот, 326, во фрагменте “В четырех вещах надлежит укрепляться”.
3 “Покосившаяся стена” является в данном случае общим символом опасного места.
4 Требовательное ожидание того, что произнесенная им молитва исполнится, выражает уверенность человека в том, что он заслужил ее исполнения.
5 Требующий справедливого наказания для другого может побудить Бога к тому, чтобы и в его отношении была проявлена справедливость, которая далеко не всякому сулит благоприятный приговор.
6 Т. е. нет обязательного противоречия между приведенными высказываниями р. Йегуды и р. Йоханана.
7 Стих из пророчества Йехезкеля о размерах и форме будущего Храма. В начале этого
пророчества Йехезкель сообщает: “На двадцать пятом году изгнания нашего, в начале
года, в десятый день месяца, в четырнадцатый год по разрушении города, в тот самый
день, была на мне рука Господня, и привел Он меня туда. В видениях Божьих привел
Он меня в землю Израиля и поставил меня на горе высокой весьма, а на ней словно бы город строящийся, с южной стороны. И привел Он меня туда, и вот-муж, вид его по-добен виду меди, и шнур льняной в руке его, и трость измерения, и стоит он в воротах" (Йехезкелъ, 40:1-3). Этот ангел устраивает Йехезкелю “экскурсию” по будущему Храму и, в частности, говорит ему о жертвеннике: “это стол, который пред Господом”.
8 Тем, что он кормит бедных со своего стола.

В оригинале используется выражение מורע, בהמה (моригей бегема), объясняемое коммен-гаторами как общее название для шершавых внутренних покровов животного, как то: нёбо, язык, сетка (второй отдел желудка у жвачных, расположенный между рубцом и книжкой), кутикула мускульного желудка и т. п.
9 Т. е. нет обязательного противоречия между приведенным высказыванием р. Иегуды и этой барайтой.
10 В оригинале используется слово מטרוניתא (матронита), употребляемое обычно в Талму-де, когда речь идет о знатной нееврейской женщине.
11 Раши объясняет, что свиноводы и ростовщики часто получают большую прибыль без обременительного труда и потому имеют здоровый вид.

Фрагмент взят из книги: Эйн Яаков. Том 1

устная Т-ра

Previous post Next post
Up