Особенности комментариев РамбаНа на Тору

May 30, 2014 14:10



Рамбан - раби Моше бен Нахман. Один из величайших ришоним, мудрецов раннего средневековья. Родился в городе Герундия, Испания в 1194 году. В 1267 году после публичного клерикального спора с выкрестом по имени Пабло Кристиани, который ему навязали король и церковная верхушка Католины, вынужден был покинуть Испанию, так как понятно, что последние признали его неправым. В том же году несмотря на опасности приехал в землю Израиля, и основал заново еврейское поселение в Иерусалиме, которое до этого было разрушено татарами.
Рамбан был сведущ во всех областях Торы. Кроме того обладал обширными знаниями в светских науках того времени: математике, геометрии, химии, истории и медицине. Кроме всего прочего, он был лечащим врачом.  Все это нашло отражение в его многочисленных трудах. Он был величайшим мудрецом своего поколения, и многие из ришоним считают его своим учителем.

Его комментарий на Тору считается классическим. В своем роде он уникален: все его обширные знания нашли применение в этом труде. Известно, что Тора имеет 4-е аспекта понимания: пшат, т.е. простое понимание текста; драш, более глубокое понимание, приходящее через углубленное изучение текста и сопоставление его с другими стихами писания. Ремез - намек на вещи, которые не выходят на прямую из самого текста. Сод - кабалистические тайны, скрытые в тексте, а иногда и в сочетании букв. В своем комментарии Рамбан освещает все 4 аспекта. Он очень скрупулезно трудится, чтобы найти правильное простое понимание. Часто полемизирует с великим Раши в двух направлениях: и в самом понимании, и, иногда, в том, что Раши приводит слова мудрецов, как простое объяснение. Рамбан же часто считает, что это намек, ремез, а по пшату понимать нужно иначе. Он также объясняет намеки, при этом нередко полемизирует с Эвен Эзра, показывая, что тот недопонял сказанное мудрецами и соответственно, показывает истинное значение их слов.
Кроме того, Рамбан был из семьи, владеющей кабалистическую традицией. Поэтому, он приводит и кабалистические объяснения, правда, в основном, намеками, а не прямым текстом, так что непосвященному человеку зачастую невозможно понять значение сказанного. С другой стороны, нужно помнить, что во время ришоним, часть кабалистической традиции была утеряна, ее восстановил Аризаль, получив ее напрямую от пророка Элияу. Поэтому не следует удивляться, если читатель встретит противоречие между словами Рамбана и тем, что он выучил у Ари, и его последователей.

Еще одна уникальная вещь включена в этот труд. Обладая удивительной мудростью и знаниями истории, Рамбан иногда показывает нам, как Тора предсказывает будущее. В частности, существует известное правило: «произошедшее с праотцами знак для потомков», что означает, что жизнь праотцев духовный корень нашей истории. Так вот Рамбан иногда показывает, на что намекают события книги Берешит, доказывая это очевидными параллелями.

И так, комментарий Рамбана - это очень основательный труд, который обогатит читателя обширными знаниями во многих областях Торы и иудаизма.

танах

Previous post Next post
Up