В каббалистической литературе (см. Шаар га-Гилгулим, Врата переселения душ, 30 и далее) много внимания уделяется различию между двумя видами душ: душами корня Гевеля (Авеля), продолжающимися через потомство Шета (там же, 2д), и душами корня Каина. Это отнюдь не разделение на «хороших» и «плохих», ведь в тех же источниках приводится перечень многих мудрецов и руководителей еврейского народа, души которых восходят к корню Каина. Данное различие указывает скорее на свойства характера: души корня Гевеля особенно чисты и притягательны; души корня Каина сильнее их и обладают большим творческим потенциалом.
Эта разница сказывается и в описании Торой сыновей Адама: Каина, Шета и их потомков. Мы помним Каина, в основном, в связи с
совершенным им (возможно, по мировоззренческой ошибке) убийством своего брата, однако это не все, что о нем рассказывает Тора: Каин - это первый в мире человек, который что-то построил. Именно он возвел город. Адам жил многие сотни лет, он был сведущ во всех областях знания, но первый город построил Каин. Из рассказа о сыновьях Лемеха, потомка Каина, также наглядно видно, что они совершенствуют мир, занимаются творческой деятельностью. Один из них был пастухом, но не просто пастухом, а «отцом живущих в шатрах со стадами», второй изобрел музыкальные инструменты: он был «отцом всех играющих на гуслях и свирели», а третий сын положил начало кузнечному делу: он был «шлифующим и кующим всякую медь и железо». Судя по всему, потомкам Каина была присуща творческая, созидательная мощь, которую не встретишь у потомков Шета. Каин в этом смысле напоминает о характеристике, которую дает Яаков своему старшему сыну, Реунену: «Избыток достоинства и избыток могущества» (Берешит, 49:3). Эти качества не обязательно получают положительное выражение: так, Каин стал и первым убийцей, - но, вместе с тем, он первенец Адама, его первое дитя, о котором сказано: «Приобрела я человека с Г-сподом». Произнося эти слова, потрясенная Хава словно восклицает: «Я, вместе с Г-сподом, создала человека!»
О потомках Шета нам известно немногое, а то, что о них рассказано, не совсем понятно. Про его сына, Эноша, сказано так: «Тогда начали взывать именем Г-спода», - и совершенно неочевидно, имеют ли эти слова положительную или отрицательную коннотацию. Про другого потомка Шета, Ханоха, сказано: «И не стало его, ибо его взял Б־г». Здесь также возможны полярные интерпретации, и мидраши по-разному объясняют, почему Всевышний забирает Ханоха. В одном из них {Берешит раба, 5:24) говорится, что Всевышний забрал его на небеса, дабы он не развратился, а в другом (Берешитрабати, 5:24) сообщается, что Ханох стал высшим ангелом Метатроном. Еще один источник (Тосфот, Хулин, боа) объясняет, что ангел, именуемый «князем мира сего», - не кто иной, как Ханох.
На основании поверхностного прочтения текста может сложиться впечатление, что современное человечество происходит от потомков Шета, через Ноаха, ведь все потомство Каина погибло в водах потопа. Однако все не так-то просто. Про Ноаму, дочь Лемеха, сообщается, что она породила демонов (Зогар, Берешит, 1:14). Однако, согласно другому мнению (Берешит раба, 23:3), именно она стала женой Ноаха. Если это действительно так, стало быть, не все потомство Каина погибло в водах потопа. Начало новому миру после потопа положили два человека: потомок Шета, Hoax, и его жена Ноама, потомок Каина. Таким образом, потомство Каина получает свое продолжение в той же мере, как и Ноаха, и это хорошо объясняет некоторые особенности человеческой природы и поведения.
Отрывок взят из книги "
Вечный мир" рава Адина Штейнзальца