Начну издалека (как и всегда, ага). "Бёрдмена" я ждал, ибо много чего про него слышал и читал, но не могу сказать, что был прямо в предвкушении, что ждал шедевра или чего-то в этом духе. Ждать не ждал, а лучший фильм 2014 года получил. Он свалился как снег на голову, это был чистый восторг, который ещё и усиливался после каждого пересмотра. Вполне естественно, что после такого я уже не мог не ждать "Выжившего", не мог не верить в него и не мог не сидеть в предвкушении чего-то особенного. В таких случаях надо помнить про синдром завышенных ожиданий и чуть поумерить свой пыл, чтобы на разочароваться если что. Всё так, вот только это не тот случай.
Иньярриту скучный, ведь он убивает интригу. Сначала он снял лучший фильм 2014-ого года, после которого никто не снял ничего лучше, теперь он снял лучший фильм 2015-ого года, и как-то даже мыслей нет, чей фильм этого года может быть лучше, разве что картина Тарантино, но это предстоит выяснить позже, а сейчас время Иньярриту.
Если в прошлом году он снял трагикомедию, в которой рассказал про некогда популярного актёра, то в этот раз повествование напрочь лишено юмора и сцен, в которых бы можно было смеяться до слёз вместе с героями фильма. Практически беспросветная и созерцательная трагедия, вот что вышло в этот раз. История охотника Хью Гласса, которого ужасно калечит медведица, после чего группа решает оставить с раненым нескольких людей, включая сына Хью и двух других охотников, чтобы они дождались смерти Гласса и достойно похоронили его. Однако Фицджеральд убивает сына Гласса и убеждает второго охотника бросить умирающего. Воля к жизни, сила духа и стремление отомстить становятся главным оружием умирающего, который несмотря ни на что выживает и отправляется вслед за предателем.
Совсем недавно у нас был другой великолепный фильм о выживании в невероятных условиях для жизни ("Марсианин" Ридли Скотта), но какие же они разные во всём. "Марсианин" слишком много времени уделял спокойной жизни на Земле, постоянно отнимая экранное время у самого главного героя, обрывая связь зрителей с ним. В фильме про выживание было уделено не так уж и много времени самому выживанию, что довольно иронично и грустно. Чаще Марк Уотни спокойно сидел в тепле, слушал диско, отпускал шуточки, за обе щёки уплетал горячую картошечку, а оператор переводил внимание на людей с нашей планеты, которые и пытались спасти Марка. Хью Гласс же прошёл девять кругов ада, включая дикую природу, суровую зиму, жестокость других людей, отсутствие пищи и это ещё с невероятно тяжёлыми травмами после схватки с гризли. Фильм Скотта позитивный, вдохновляющий и жизнеутверждающий, но без особого упора на выживание. Фильм Иньярриту очень жесток, мрачен, суров, и полностью сконцентрирован именно на выживании, столь подробно и натурально показанном.
Многие сцены могут шокировать своей жестокостью, подробностью и натуральностью. Этому способствует и эффект присутствия, вызываемый блистательной операторской работой, включающей в себя огромное количество длинных планов, во время которых камера творит что-то невероятное. Третий год подряд Любецки вызывает подлинный восторг своим мастерством. Иньярриту же вызывает восхищение второй год подряд, на этот раз тебе удивительными видами, что он выбрал для фильма и своим маниакальным стремлением сделать всё идеально. Настоящая природа, съемка при естественном свете и огромное количество длинных планов - вот что делает картинку идеальной.
Я люблю играть в ассоциации, меня радует, когда что-то хорошее тянет из памяти что-то другое хорошее, пусть иногда похожесть видится лишь мне, и смысл имеет лишь для меня. Это мало относится к фильму, но лично мне депрессивные и холодные виды напоминали иногда о визуально бесподобном "Макбете", правда там ещё и играли с цветовой гаммой, светом, а также замедлением и ускорением времени, а тут картинка выглядит чистой и нетронутой, словно это не кино, а настоящий мир. Композиторская работа в "Выжившем" также изредка заставляет вспомнить холодную и жутковатую музыку из "Макбета", а ещё почему-то отдаленно всплывали в голове мотивы некоторых работ Акиры Ямаоки, может потому, что над музыкой в картине Иньярриту работал другой талантливый японец - Рюити Сакамото. В любом случае, музыкальное сопровождение вышло очень красивым и атмосферным.
Наконец то самое, о чём хотел высказаться с самого начала. Я люблю ДиКаприо, я тоже часто шутил про Оскар, и тоже грустил, когда он не получал наград, но в то же время понимал, что он всегда попадал на крайне сильных соперников, поэтому всё было справедливо. Примерно такое же происходит с другим великим актёром, Хоакином Фениксом. Но суть в том, что вот она, одна из лучших ролей Леонардо, за которую у него есть все шансы наконец получить Оскар. Настолько тяжёлая роль, что пришлось не только выложиться на максимум, но ещё и многое пережить и выдержать. Это был колоссальный труд и невероятно испытание, которое ДиКаприо прошёл идеально. Одной из лучших ролей в карьере стала эта работа и для Тома Харди, что мастерски сыграл омерзительного Джона Фицджеральда. Хороши были и Донал Глисон, который в последнее время удивляет всё больше и больше каждым своим появлением на экране, и Уилл Поултер, которого до этого видел лишь в комедии "Мы - Миллеры", поэтому особой прыти от него не ожидал, однако он оказался очень и очень хорош.
Изумительное в своей красоте кино, что поражает не только своими видами, атмосферой, сюжетом, основанным на реальных событиях, драмой и игрой актёров, но и ужасает своей натуралистичностью и теми страшными вещами, которые оно не боится демонстрировать на протяжении своего объемного хронометража. В это кино веришь, боишься его и проникаешься им, ведь на два с половиной часа ты словно сам попадаешь в тот ад, так подробно и натуралистично показанный на экране.
10./10.