Наконец-таки закончил играть в "Damned", которую медленно изучал ещё с конца августа-начала сентября. Это очередной инди-хоррор, который, если верить разработчикам и отзывам обычных игроков, сможет напугать вас до ужаса, после чего вы не сможете спать, и вообще это 10 из 10, шедевр и лучший в мире хоррор. Впрочем, ничего нового. Примерно каждый второй инди-хоррор клеймят так, а в итоге всё оказывается иначе.
В случае с "Damned", всё вышло весьма недурно, ведь пусть игра и не 10 из 10, и явно не шедевр, но напугать она способна, а также увлечь на пару месяцев, если играть не самыми длинными сессиями пару раз в неделю. Дело в том, что в отличие от многих других игр этого жанра, в "Damned" отсутствует режим одиночной игры. Никакого сюжета, никаких жалких персонажей, никаких нелепостей и глупостей, никаких абсурдных объяснений, ничего этого тут нет. Спасибо разработчикам, что решили не играть в сценаристов, которые не зная своего дела пишут банальный и беспомощный сценарий, а потом считают себя гениями писательского ремесла (что обычно и происходит с инди-хоррорами).
В партии может принимать участие до 5 человек (минимум 2), из которых хотя бы один примерит на себя личину монстра. Цель игры невероятно проста, что для людей, что для монстра - первые должны не умереть, второй должен убить первых. «It’s simple, we kill the Batman», да. Если подробнее, то выжившие должны найти выход с локации, на которой их заперли, на что в среднем уходит от 10, до 40 минут (в зависимости от навыка игроков, ведь грамотные выжившие могут сбежать и минут за 8, а грамотный монстр может их всех убить минут за 5).
Локации в основном повторяются: есть несколько видов психиатрических лечебниц, несколько видов отелей, фабрика, жуткий лес, напоминающий арену из "Mortal Kombat" и некоторые другие. Чтобы сбежать из этих восхитительных мест нужно уничтожить доски, которыми заколочен выход (для чего нужно найти молоток или монтировку) и найти ключ от этого самого выхода. В распоряжении игрока только фонарик, который поможет лишь в помощи ключей, батареек, да молотков с монтировками (нет, Гордон, эта монтировка только для уничтожения досок на дверях, против монстров использовать нельзя). Против монстров же не помогает ничего, ведь от них нужно только убегать или прятаться, закрывая и удерживая двери комнат или шкафов.
На монстрах нужно остановиться поподробнее, ведь если 4 персонажа человека отличаются только моделькой, ведь никаких игровых особенностей для них не придумали, то все 4 монстра могут похвастаться разным игровым процессом.
Люркер похож на типичного гуля, большую часть времени проводит в призрачной форме, в которой он не может атаковать и не видит игроков, а игроки не видят его. Суть этой формы в том, что в ней он может ставить ловушки на различные предметы типа ламп, кроватей, досок, и многих других, что при активации людьми начнут издавать громкие звуки, по которым игрок должен искать выживших. Также в призрачной форме накапливается энергия для входа в физическую форму, в которой монстр может видеть и убивать людей. Играя с этим монстром нужно в основном полагаться на слух, чтобы слышать активацию ловушек.
Фантом представляет из себя половину туловища человека, что парит в воздухе, всё время проводит в физической форме, постоянно может атаковать и может пролетать сквозь двери. Его минус в том, что он очень медленный и не может видеть людей, которые его самого прекрасно видят. Ориентироваться же играя за него приходится снова на слух, ведь он начинает видеть людей, если кто-то бегает или ходит рядом, а не передвигается на цыпочках, или если кто-нибудь хоть раз щёлкнет фонариком.
Мэри похожа на типичную мёртвую девушку из хорроров. Она также постоянно находится в физической форме, но атаковать может лишь при накопленной шкале «ярости», что накапливается сама собой и если игроки рядом или светят на Мэри. Её фишка в том, что за неё можно потратить часть «ярости», чтобы телепортироваться в произвольную точку на карте. Если не телепортироваться самому, то игра сама примерно раз в минуту отправит в небольшое путешествие. Место назначения всегда случайно и зависит лишь от удачи игрока, ведь можно пасть в закрытую комнату, в которой придётся сидеть и скучать, а может телепортировать прямо за спину людям.
Четвёртого монстра добавили на хэллоуин этого года. Это Падшая, статуя ангела, что отдалённо напоминает ангелов из "Доктора Кто". Однако смотреть на эту статую не стоит, это не поможет. Падшая, как и Люркер, начинает игру в призрачной форме, в которой также расставляет ловушки на предметы. За каждые три ловушки на локации появляется статуя-клон Падшей, которая блокирует путь выжившим и сообщает о местоположении людей. За десятую ловушку активизируется режим охоты, в котором вам дадут перейти в физическую форму, если вы обнаружите выживших.
Компания монстров подобралась крайне разношерстная, против каждого из которых нужно играть по-разному. Разработчики в основном позволили самим игрокам пугать друг друга, ведь когда поведение монстра не запрограммировано, это открывает огромное количество способов напугать игроков. Конечно, есть всякие случайные события, плюс атмосферу очень неплохо нагнетают как музыкой, так и весьма давящими локациями, но всё-таки, основной источник страха тут - это другие люди, и ты никогда не знаешь когда и как они тебя напугают.
Про техническую часть игры сказать особо нечего. Стандартная для инди-хорроров тёмная картинка, с малым количеством света и бедненькими текстурами и моделями персонажей. С другой стороны игра берёт дизайном локаций, большинство из которых отличаются давящей атмосферой, в которой неприятно и жутко находиться. Так же была проделана великолепная работа с музыкой, как с той, что играет для людей и давит на них, так и стой, что была написана для монстров (особенно хочется отметить великолепие музыкального сопровождения для Падшей).
Плохо то, что многие локации слишком сильно похожи друг на друга, а некоторые этапы, например фабрика, очень уж серые и скучные, а не давящие и атмосферные. Из минусов ещё стоит отметить багги, не очень частые, но всё же имеющие место быть. То игра продолжает считать умершего персонажа живым, и показывать его в режиме наблюдения, то заедают двери и ящики столов, то просто всё может намертво зависнуть, то не дают выбрать персонажа в лобби.
Однако надо отдать должное создателям - игра вышла в октябре 2013, а они не бросили поддержку, а до сих пор выпускают патчи, в которых корректируют баланс, исправляют баги и даже добавляют новых героев, как было в последнем патче в конце октября 2015. Крайне интересный проект, на который стоит обратить внимание и поиграть пару вечеров в компании друзей.
8.0./10.