Давно хотел вспомнить свой 2002 и прочитать большую часть классической серии про Фантастическую Четвёрку. Конечно же это была подготовка к новому фильму про этих героев, но я и раньше мечтал перечитать комиксы про ФЧ моего детства, так что фильм Транка лишь придал мне ускорения и мотивации. И это не просто комиксы детства, это были первые в моей жизни комиксы, что я прочитал.
Это та самая серия, которую в начале 2002-ого года официально начали издавать в России на русском языке. Тогда в издательстве ИДК решили занять рынок комиксов в России и стали выпускать у нас новенькие серии "Ultimate X-Men", "Ultimate Spider-Man" и, коль альтимейт версии Фантастической четвёрки тогда не было вообще, про ФЧ они решили издавать классическую серию. Начать они решили с 35-ого выпуска третьего волума, он же 464-ый выпуск первого волума. Marvel вечно то начинали новые тома и обнуляли нумерацию, начиная с первого выпуска, то возвращали нумерацию как раньше, перепрыгивая снова на трёхзначные числа. Как я и сказал, ИДК начали с 464-ого выпуска, который за рубежом вышел в конце 2000-ого. Тем самым наши поклонники комиксов получали выпуски всего на год позже, нежели американские читатели.
Авторы: Карлос Пачеко, Рафаэль Марин - Vol. 3 35-54, Джеф Лоэб - 38-49.
Художники: Карлос Пачеко, Стюарт Иммонен, Джо Беннет, Джефф Джонсон, Том Граммет, Марк Багли.
С этого номера начинается относительно длинный ран Карлоса Паченко и Рафаэля Марин, что заступили на должность сценаристов после Джона Френсиса Мура, что продержался на этой должности всего два выпуска. Ещё важнее тот факт, что до Мура был ран Криса Клэрмонта (целых 29 выпусков), что известен своими великолепными работами на Людьми Икс. После такого мастера новым авторам нужно было что-то делать и как-то заинтересовать читателей, поэтому они с первого же выпуска бросают в действие и ставят перед парочкой фактов.
Во-первых, дела у ФЧ плохи. Недавно Здание Бакстера, постоянный дом героев был уничтожен, поэтому героям приходится ютиться на складе Причала №4 на Манхэттене. Во-вторых, дела у них очень плохи. ФЧ оказываются на грани банкротства и Рид со Сью вынуждены были продать Причал №4 со всем оборудованием и изобретениями Рида компании с очень сомнительной репутации - «Гидеон Траст». Пару сюжетов спустя они выдают себя и свой план - проникнуть в Негативную Зону, поймать Аннихилуса, считающего себя правителем этого измерения, и украсть у него нега-аккумулятор, что позволит «Гидеон Траст» использовать энергию Негативной Зоны.
Ран этих авторов до предела наполнен всеразличными камео и полноценными появлениями многих героев Marvel. Фогги Нельсон, Дардевил, Человек-Паук, Нэмор, Нэморита, Человек-Муравей, Женщина Халк, Серебряный Сёрфер, Капитан Марвел и многие другие время от времени появляются и помогают героям ФЧ, неустанно напоминая читателю о том, что всё происходит в одной вселенной, в Нью-Йорке, доме многих других супергероев. Правда, в одном городе действие не задерживается, и персонажам предстоит посетить то Негативную Зону, то космос, то параллельные вселенные и многие другие удивительные места. Злодеев тоже достаточно: Диабло, Супер-Скрулл, Серая Горгулья, Повелитель Кукол, Доктор Дум, Аннихилус и всемогущее космическое существо Абраксас. Да, скучать знаменитой семье супер героев не приходилось.
Так же хочется отметить одного важного гостя, а именно - Джеф Лоэб, автор знаменитых "Batman: The Long Halloween", "Batman: Dark Victory", "Batman: Hush", "Superman/Batman", "Spider-Man: Blue" и многих других, что пришёл в 38 выпуске, стал третьим автором и тут же принёс за собой Негативную Зону, космические приключения и вообще всячески пытался отдалить приключения от нашей планеты в какие-нибудь другие измерения. Ушёл он после 49-ого выпуска, за которым последовал 50-ый, написанный дуэтом Пачеко и Марин. Это был выпуск, абсолютно лишённый слов, вышедший в рамках ивента Marvel - "Nuff Said". А больше этого дуэта авторов не было, ведь уже в 51-ом выпуске появился третий сценарист - Карл Кесел, который написал один сюжет с Карлосом и Рафаэлем, а после те двое покинули серию, оставив одного лишь Кесела трудиться над сюжетом.
Авторы: Карл Кесел - Vol. 3 51-56, Vol.1 514-516, 525-526, Vol. 4 13-16.
Художники: Марк Багли, Стюарт Иммонен, Пако Медина, Том Граммет, Рафаэль Иенко.
Сценаристом над этой серией Кесел проработал очень недолго. Всего парочка выпусков, и те разбросаны то тут, то там, не позволяя создать цельную историю, а вынуждая продолжать и дополнять других авторов. Так и ладно бы просто разбросаны, но и написаны они почти все были в соавторстве. С 51-ого по 54-ый он писал вместе с Пачеко и Марин, где авторы чуть лучше раскрыли Виктора Фон Дума. 55-ый выпуск представляет собой весьма несуразную и не смешную историю, основанную на шутке. 56-ой уже чуть серьезнее, но там в центре оказывается второсортный, никому не нужный суперзлодей. Примерно то же самое происходит в 514-516-ых выпусках, которые Кесел писал вместе с Уэйдом и натравил на четверку целую команду второсортных и скучных злодеев, которых хотят унизить главных героев. 13-16 снова писал не один, а с Фракшеном. Единственное, что более-менее представляет интерес из всех работ этого автора, так это выпуски 525-526, в которых описано возвращение Диабло, а также чуть лучше раскрывают центральных персонажей благодаря… снам!
Но если в целом, далеко не самый интересный период в жизни четвёрки. Он гораздо слабее дуэта Пачеко/Марин, гораздо слабее он и рана Уйэда, о котором ещё придёт время поговорить.
Авторы: Адам Уоррен - Vol.3 57-59.
Художники: Керон Грант.
Однако, если возвращаться к Кеселу, то уж кому он не проигрывает в качестве, так это Адаму Уоррену, которому довелось написать для ФЧ всего один сюжет, после чего он ушёл из жизни дружелюбной семьи супергероев навсегда. Его 57-59-ый выпуски направлены лишь на то, чтобы отнять у Бена возможность превращаться в человека по его желанию. Сюжет представляет из себя скучную и банальную чушь о том, как из панциря Бена начали появляться его злобные копии, отчаянно жаждущие смерти Бена и ФЧ. Бестолковый рисунок, беспомощный сюжет, бессмысленный экшен ради экшена, вот и всё, чем отличился Уоррен за три выпуска.
Авторы: Марк Уэйд - Vol. 3 60-71, Vol. 1 501-524, Карл Кесел - 514-516.
Художники: Майк Вайринго, Марк Бакингем, Кейси Джонс, Говард Портер, Пако Медина.
И вот настало время для знаменитого рана Марка Уэйда, который длился целых 36 номеров, и в которых успело произойти просто невероятное количество нереальных событий. Куда только не заносило наших героев и с кем им только не приходилось сражаться благодаря фантазии и смелости Уэйда. Взбунтовавшийся искусственный интеллект, другие космические расы, Галактус, Доктор Дум, что творил такую сатанину (почти в буквальном смысле), которую редко можно было увидеть, плюс у Четвёрки снова возникают финансовые проблемы, из-за которых Джонни наконец-таки приходиться взяться за голову и стать более ответственным. Про часть событий даже шепотом говорить не стоит, чтобы не заспойлерить крайне необычные события и повороты.
Мистика, фантастика, магия, драма, юмор, великолепные камео, раскрытие главных персонажей, невероятные враги, в этом ране есть всё, что только нужно для счастья. При этом большую часть выпусков рисовал Майк Вайринго, который вместе с Марком Уэйдом умудрился создать великолепную по атмосфере картинку, пусть и слишком мультяшную. Плохими в этом ране были лишь несколько через чур дурашливых и наивных выпусков, три из которых были написаны в соавторстве с Карлом Кеселом. Но в основном Уэйд удачно выдерживал тон, то выдавая весёлые и радостные выпуски, то становясь невероятно серьезным и драматичным. Ран Марка - это великолепные, атмосферные истории, не устающие напоминать о том, что ФЧ - это в первую очередь дружная семья, а не команда супергероев.
Авторы: Джозеф Майкл Стражински - Vol. 1 527-541.
Художники: Майк МакКоун.
Затем последовал ран ещё одного невероятно знаменитого автора - Джозефа Майкла Стражински, что заставил четвёрку сражаться не только кулаками с суперзлодеями, но и умом с бюрократами, что хотели отнять детей у Сью и Рида, а также сердцем заставлять выбирать сторону во время печально известной Гражданской Войны.
В своём ране Стражински достаточно много размышляет и поглубже залезает в головы центральной четвёрки персонажей, от того в его сюжетах не так много какого-либо яркого действия, зато много вопросов и попыток на них ответить. Завершает он ран подготовкой ФЧ к Гражданской Войне, а также будням команды в те тяжёлые дни. Великолепно показано то напряженное и печальное время войны, а также раскол внутри команды, после которого семья распалась.
Наконец, такими великолепным этот ран делает рисунок Майка МакКоуна, что рисовал каждый выпуск, который писал Стражински. Итого, всего 15 выпусков, но настолько красивые и эмоциональные, что их вполне можно поставить примерно на ту же ступень, на которой стоит ран Уйэда.
Авторы: Дуэйн МакДаффи - Vol. 1 542-553.
Художники: Майк МакКоун, Пол Пеллитер.
МакДаффи попал в самое пекло - ему нужно было не только завершить историю ФЧ во время Гражданской Войны, но и писать комикс про знаменитую команду героев, без самих героев. Рид и Сью решили покинуть команду на время, поэтому новыми членами ФЧ стали Чёрная Пантера и Шторм, которым довелось геройствовать на страницах серии всего один сюжетный арк, во время которого комикс носил гордое название "Новая Фантастическая Четвёрка".
У Дуэйна получилось заинтересовать новым составом, да и Рида со Сью он из виду не упускал. Так же стоит отметить неплохой первый сюжет, в котором вновь фигурировал Галактус и Серебряный Сёрфер, а также радовала химия между старыми и новыми героями. Дальше в сюжете вновь начала фигурировать Ужасающая Четвёрка, потом появился Дум из будущего, история завертелась вокруг путешествий во времени, после чего начался какой-то сумбур. Не лучшее время для ФЧ, но и не самое худшее.
Авторы: Марк Миллар - Vol.1 554-569, Джо Ахерн - 568-569.
Художники: Брайан Хитч.
Существует шутливая игра - "Шесть шагов до Кевина Бэйкона", основанная на теории шести рукопожатий. Мол, Бэйкон так много играл в кино, что снимался с людьми, работавшими со всеми голливудскими актёрами, поэтому можно найти связь между любым актёром и Бэйконом не более чем за 6 переходов. Даже Элвис Пресли прекрасно подходит под эту игру, ведь снимался с Эдвардом Аснером, который играл с самим Бэйконом, тем самым выходит, что у музыканта число 2.
К чему я вспомнил это всё? Просто иногда у меня возникает ощущение, что Миллар - это Бэйкон от мира комиксов. Порой кажется, что его чересчур много и он буквально в каждой бочке затычка, на каждой серии, про каждого героя. Судья Дредд, Супермен, Бэтмен, Флэш, Лига справедливости, Люди Икс, Росомаха, Альтимейтс, Человек-паук, Фантастическая Четвёрка - этот шотландец просто вездесущ. Помимо этого он успешно пишет глобальные события и не забывает придумывать своих героев, истории про которых постоянно экранизируют, из-за чего имя Миллара всегда на слуху.
Именно поэтому я совершенно не удивился, когда увидел его в авторах классической серии про ФЧ. Не удивился я и содержимому. Благодаря автору, этот ран точно можно назвать самым пафосным и самым эпатажным, а также одним из самых масштабных. Экшен, жестокость, убийства, взрывы, девушки с модельной внешностью, всё как всегда у Миллера, и рисунок Хитча только подчёркивает любовь Марка к голливудскому лоску. Зато без чего обошлось в этот раз, так это без пошлых и глупых шуточек, мата, а также откровенной жести типа жёстокого изнасилования несовершеннолетней девушки.
Так же этот ран является одним из самых яро пытающихся шокировать своего читателя и вызывать у него бурю эмоций от всеразличных, неожиданных сюжетных поворотов. Не скрою, Миллар шокировать умеет, умудрился он это сделать и сейчас, особенно в арке про Дума и его хозяев, что возвращаются на Землю, чтобы проверить своего ученика. В последний раз такого грозного Дума я видел разве что у того же Миллара в "Ultimate Fantastic Four", но даже тот Виктор меркнет в сравнении с этим. Марк наглядно показывает, почему Виктор Фон Дум является одним из лучших злодеев в комиксах Marvel.
Не забыл он за 16 выпусков и про семейные отношения и общую душевность серии, но этого было гораздо меньше, нежели эффектного действия и спасения мира. Так же любопытной показалась идея почти в каждом выпуске давать читателям почитать личный блог Валерии, дочери Рида и Сью, что позволяет ещё лучше взглянуть на всё происходящее глазами ребёнка.
Авторы: Джонатан Хикман - Dark Reign: Fantastic Four 1-5, Fantastic Four, Vol. 1 570-588, FF, Vol. 1 1-23, Fantastic Four, Vol. 1 600-611.
Художники: Шон Чен, Дейл Иглшем, Нил Эдвардс, Стив Эптинг, Ник Драготта, Стив Эптинг, Барри Китсон, Грег Точини, Хуан Бобилло, Габриэль Эрнандес Вальта, Андре Дима Араджо, Рон Гарни, Майк Чои, Джузеппе Камунколи, Райан Стегман.
После относительно недолгих ранов наступила эра Хикмана, что был с четвёркой на протяжении очень-очень долгого времени. Начал он с лимитки "Dark Reign: Fantastic Four", которая не только дала старт многим событиям в основной серии, но и позволила заглянуть в Здание Бакстера во времена Тёмного Правления. После же он основательно взялся за основную линейку.
Миллар устраивал взрывы, показывал экшен и удивлял смертями, Хикман же почти сразу вернул ФЧ в то русло, в котором команда была изначально - удивительная семья, что исследует, открывает и разрабатывает, а не только воюет и дерется. Серия резко ушла в науку и заиграла новыми красками. Теперь стало интересно узнать не как кто-нибудь кому-нибудь врежет, а кто же и как изобретет что-нибудь новое и интересное, или какой новый мир с новой расой откроют.
Не забывал Джонатан и про масштаб - другие миры, космические приключения, параллельные вселенные и опять путешествия во времени. Иногда мне кажется, что время - это тема, которая кажется самой интересной авторам комиксов о ФЧ, иначе как объяснить тот факт, что вот уже который автор, уже в который раз использует этот приём. Правда, Хикман подошёл к этому делу очень серьезно и выстроил очень длительный сюжет вокруг гостей из будущего.
Разумеется, стоит вспомнить, что Хикман не только великолепно обращался со временем, но и был тем самым человеком, кто убил одного из членов Фантастической Четвёрки в арке «Тройка», после которого стартовала новая серия - "Future Foundation". Да, это не такое уж и новаторство, ведь герои и раньше умирали, у того же Уэйда, например. Однако тогда герои слишком мало времени оставались мёртвыми, их быстро воскрешали, про всё забывали, всё снова становилось весело и радужно, как так и надо. Хикман же в начале финального арка заявил, что кто-то умрёт, но не сказал кто именно, потом начал давить напряжённой атмосферой, до последнего держал интригу, а потом очень уж сильно всё подал. Пожалуй, это был самый серьезный, трагичный и эмоциональный, если не ран, то арк точно.
После него, как я уже писал, стартовала серия Future Foundation, которая начала выходить вместо оригинального цикла комиксов, для которого выпуск под номером 588 стал последним. Не навсегда, но на некоторое время. Место павшего героя занял Человек-паук, который и так до этого очень часто появлялся в серии, будучи хорошим другом ФЧ. Также стоит отметить наличие в ране Хикмана огромного количества детей, которых семья супергероев приютила в своём доме. Интересен не сам факт, а то, что малолетние вундеркинды не становятся раздражающей обузой, не ведут себя как капризные дети и не превращают серию в чтиво для детей. Фантастической науки, исследований и открытий с приходом детей становится не меньше, а только больше. Правда, это касается лишь основной линейки комиксов.
Дело в том, что после 11-ого выпуска серии "Future Foundation" вышел не только 12-ый, но и 600-ый выпуск основной линейки. Тем самым получается, что в ноябре 2011-ого про ФЧ стало выходить сразу две полноценные серии, поэтому команды разделили. Основная команда продолжила геройствовать в рамках своей основной серии с 600-ого выпуска, а вот всех детей оставили в серии "Future Foundation". И именно с этого момента, когда из серии исчезли практически все основные герои, а остались лишь дети Сью и Рида, а также их многочисленные малолетние друзья, вот тогда серия начинала немного сдавать в качестве. Слишком много неадекватных и капризных детей, считающих себя самыми умными, слишком много сумбурных событий, сменяющих друг друга со скоростью света, слишком много действия ради действия. Ну а из-за того, что Хикману пришлось работать сценаристом сразу на двух серия одновременно, появлялось ощущение, словно Хикман уделял основной линейки гораздо больше времени, ибо она была определённо ровнее.
Ровнее была, но точно не идеальна. Проблема финальных арков заключается в том, что количество основных и второстепенных персонажей начинает исчисляться десятками. Примерно то же самое, но в чуть меньшей степени, происходит с количеством событий, происходящих во всеразличных мирах. Добивают же постоянные флэшбеки и флэшфорварды, происходящие то в прошлом, то в настоящем, то в будущем. Хикаман заигрался со временем и уделил ему столько внимания, сколько авторы комиксов про ФЧ ещё не уделяли.
Но даже не смотря на финальный сумбур и перенасыщенность, работа Джонатана остаётся одной из самых сильных и эмоциональных в классической серии комиксов про Фантастическую Четвёрку.
Авторы: Мэтт Фракшен - FF, Vol. 2 1-3, Fantastic Four, Vol. 4 1-16, Кристофер Себела - 11-15, Карл Кессел - 13-16.
Художники: Майкл Оллред, Марк Багли, Андре Дима Араджо, Рафаэль Иенко.
Рид узнаёт о том, что у него неизвестная, смертельная болезнь, которая также может быть и у других членов команды. Чтобы найти лекарство он решает отправиться с семьёй в путешествие сквозь время и пространство. Для них должен пройти целый год в этом путешествие, но на Земле пройдёт всего четыре минуты. На всякий случай ФЧ нашли себе замену, чтобы эти четыре минуты землю охраняла пусть и другая, но всё же Фантастическая Четвёрка.
Фракшен писал сразу две серии, оригинальную про обычную ФЧ, и "FF", Vol. 2 про новую четвёрку героев и тех самых детей из Фонда Будущего. Первую серию прочитал полностью, вторая не заинтересовала, ведь отлично помню что бывает, когда в серии нет главных героев, зато есть десяток раздражающих детей, поэтому прочитал и отметил лишь первые три выпуска, но их гораздо больше.
Первые десять выпусков были довольно неплохими, пусть и опять про путешествия во времени, которые ну никак не могут оставить в покое. Финальные же номера были каким-то совершенно безумно сумбурными, страдающими переизбытком прыжков во времени, параллельных вселенных и бездумного, бесконечного экшена. В общем, те же проблемы, что и у Хикмана, только у того был в целом великолепный ран, если забыть про последние номера, а у Фракшена ран просто ок, если исключить финальные выпуски.
В целом, какими-то вот такими и были комиксы про Фантастическую Четвёрку, выходившие с ноября 2000-ого года по март 2014-ого. В большей степени чтивом остался доволен, особенно бы посоветовал раны Пачеко/Марин, Уэйда, Стражински, Миллара и Хикмана. Но теперь нужно взять перерыв и немного отдохнуть от комиксов, а то очень уж устал читать эти 186 выпусков ФЧ.