По следам закрытых линий.

May 21, 2012 19:58

Отчёт о поездке в поисках закрытого узкоколейного участка Айнажи - Валмиера - Смилтене с выездом на  бывшие станции Руйена, Мазсалаца, Пуйкуле закрытого ширококолейного участка Скулте - Ипики.





Выпало по графику аж 4 выходных подряд, что является большой редкостью, поэтому пару дней решил полностью посвятить какой либо фотовылазке. Предложил прокатиться своему другу и коллеге Сергею Т., который помимо того, что работает машинистом, является сотрудником железнодорожного музея и узкоколейной дороги Гулбене - Алуксне. Третьим нашим попутчиком согласился стать Артём Л. из Таллина, он же Tallart на форуме Фотолиний, любезно согласившийся стать нашим шофёром на ближайшие сутки.
С погодой в тот день не повезло, то льёт, то моросит и надежды на просветы нет. Ранним утром выбрался из дому и на первой электричке приехал в Ригу, встретились с Сергеем, взяли на дорожку по паре коктейльчиков и в 6.30 отправились из Риги. Дорога долгая, ехать чуть больше трёх часов, но за разговорами и коктейлями пролетела незаметно.

И вот мы в Лугажи, латвийско-эстонская граница, пограничная станция.



Наш дизель ушёл дальше в Валгу, мы же остались ждать Артёма, который вскоре и приехал за нами.
Поехали в латвийскую часть города. Граница разделяет город на две части: эстонская Валга и латвийская Валка. Железнодорожный вокзал находится в эстонской Валге, куда и ушёл наш дизель, мы же поехали к бывшему вокзалу в латвийской Валке. Вокзал произвёл удручающее впечатление, так как железнодорожная линия Валга - Валка не используется и является подъездным путём.


Ну да в этот день нам предстояло увидеть ещё много печального и удручающего.
Планируем нашу дальнейшую поездку, решив проехать по всей узкоколейной линии Айнажи - Валмиера - Смилтене с ответвлением на Стайцеле, попутно посетив закрытые станции Руйена, Мазсалаца, Пуйкуле на закрытом участке широкой колеи Скулте - Ипики.

Схемка нашей поездки



Итак едем на закрытую станцию Руйена. Движение здесь было закрыто в 1997 году, а до этого здесь ходили дизель-поезда Рига - Таллин, Рига - Пярну, Рига - Руйена, было также и грузовое движение из Риги на Пярну.

Приехали на станцию, ещё просматриваются остатки перронов.



Бывший повышенный путь



В кустах виднеется тупиковая призма



Сильный дождь, с погодой не повезло. Пройдясь по станции моментально промочили обувь и ноги в высокой траве.

Едем дальше, в Мазсалацу. Когда то здесь был перрон с павильоном.



В Мазсалацу мы заехали ради двух мостов, сохранившихся до сих пор.
Очень высокий и красивый мост через реку Салаца.



используемый теперь пешеходами



и автомобильный путепровод, расположенный в нескольких сотнях метров от моста через реку.



Возле моста попадается уцелевший пикетный столбик



В городе заехали в туристический инфоцентр и заглянули в весьма уютный барчик, где неплохо пообедали.
Едем дальше, в Стайцеле. Где то здесь было ответвление Стайцеле - Пале, соединявшееся в Пале с линией Айнажи - Смилтене. В Стайцеле нашли бумажную фабрику, от неё и начиналась узкоколейка.

По подвесному мосту переходим через речушку.



Нашли улицу Stacijas (Станционная), но бывший вокзал пока не обнаруживается. Спросили у идущей на встречу пожилой женщины, разговорились и она указала нам точное место. Вокзал сохранился, теперь это жилой дом.

Вот как он выглядел в 1933 году.*



Стараюсь сфотографировать в том же ракурсе



Едем в Айнажи, в самый северо-западный угол Видземе, берег моря и граница с Эстонией. Здесь начиналась ветка Айнажи - Смилтене, здесь же осуществлялась перегрузка в вагоны Эстонской линии и перегрузка на корабли в Айнажском порту.

Возле центральной улицы города сохранилось семафорное устройство



А с противоположной стороны улицы, рядом с действующим маяком, о чудо, сохранился входной семафор.


Рядом с семафором, внизу отлично просматривается насыпь от бывшей железной дороги.

Остатки мостика через канаву



Идём к зданию вокзала.



Из дома выходит женщина, объясняем ей цель визита и она приглашает пройти во двор, где и располагались станционные пути.



А вот как это здание выглядело в 20-30-е годы*



Хозяйка дома разрешает походить по двору и фотографировать, сказав при этом, что мы далеко не первые, кто приезжает с такой целью и она уже привыкла к подобным визитам.

С противоположной стороны станции, у берега моря сохранились остатки складов, взорванных во время Великой Отечественной войны.






Виднеется насыпь бывшего разворотного треугольника



В эстонской горловине сохранилась тупиковая призма



Уезжаем из Айнажи и едем к бывшей станции Салаца, здание которой находится прямо на шоссе



Далее Сергей решает срезать путь и не ехать по шоссе в Пуйкуле, а свернуть на насыпь узкоколейки и проехать до Пуйкуле по ней, тем самым захватив ещё несколько бывших станций. На подробной автомобильной карте дорога отмечена как грунтовая, к тому же помимо карты при нас два навигатора, машина всепроходящая, решаем ехать и сворачиваем в лес.
Поначалу всё было неплохо, дорога приемлемая, местами даже со знаками.

Бывший узкоколейный железнодорожный мост через Салацу, капитально отреставрированный






После моста насыпь узкоколейки зарастает и уходит в сторону, вынуждены слегка отклониться от неё. Видим через кусты и деревья хутор, жилой дом, бывшее станционное здание, но к сожалению не можем к нему подъехать.
Дорога всё хуже, забрались в реальную глушь, дождь льёт всё сильней.
Впереди мостик через речушку. Выглядит как то очень жалко и ненадёжно. Артём решает втопить и пролететь его на всех парах. Перелетаем через мост и останавливаемся посмотреть, что же это было



По нему не то что ездить, ходить страшно. Дальше дорога ещё хуже. Упираемся в хутор, которого нет ни на картах ни в навигаторе. Дорога раздваивается, ехать направо или налево не известно. Насыпи узкоколейки нигде не видно. Поле.
Решили ехать налево. Дорога никакая, хотя дорога это очень громко сказано. От ливня грязь раскисла и нас мотает и заносит во все стороны, потоками грязи и жижи обдавая всю машину так, что временами через лобовое стекло ничего не видать. Артём удачно шутит, "чем мощнее джип, тем дальше идти за трактором". Наконец появляются хоть какие то признаки грунтовки. Останавливаемся посмотреть, во что превратилась наша машина.

Артём



Сергей



Рядом находится заброшенный хутор, но он вроде бы никакого отношения к узкоколейке не имеет.



Наконец то дорога становится вполне приемлемой. Следующая станция Арциемс.
Без труда находим бывшее здание вокзала. Во дворе встречает пожилой хозяин дома, выходит и хозяйка. Так же приглашают пройти во двор и сфотографировать.

Арциемс в 1912 году*


и сто лет спустя.



В разговоре с пожилыми людьми слышится грусть, тоска. "Раньше здесь было много народу, люди ждали поезд. Закрыли дорогу, ушли люди, нет надежды на лучшее. Молодёжь в городах, не станет нас и никому это всё будет не нужно, никто не вспомнит. Вы молодцы, что ездите, ищете, фотографируете. Ездите побольше, уйдём мы, и лет через двадцать здесь ничего не будет."
И погода навевает тоску, распрощались с хозяевами, уехали.
Следующая цель поездки станция Пуйкуле, на которой раньше пересекались линии широкой (Ипики - Скулте) и узкой (Айнажи - Смилтене) колеи.

С переезда ещё просматриваются заросшие просеки от бывшей колеи. Подъезжаем к вокзалу, жуть, как в Чернобыльской зоне.



Виднеются перроны, водонапорка.



Заходим внутрь здания, выбитые двери, выломанные полы. Каким то чудом сохранившийся пульт управления в помещении ДСП, перевёрнутый вверх ногами.



День близится к вечеру, дождь перерастает в ливень, рано стемнеет. На сегодня хватит, едем в Валмиеру, где мой друг и коллега Паша выдумал для нас шикарный вариант ночлега, в бунгало на горнолыжной базе. В городе закупились поужинать и поехали к месту ночлега, куда подъехал и Паша, привезя 5 литриков отличного сельского пива с Бренгульской пивоварни.

Вид нашего бунгало превзошёл все ожидания. Супер!






В домике душ, туалет, холодильник, телевизор, Wi-Fi, что ещё надо.

Две уютных спальни с шикарными кроватями.



За пивком и разговорами засиделись за полночь, построили планы на завтра и легли спать.

На утро солнечный день, наконец то.
Ознакомились с нашим лагерем.

Лыжный спуск.



Вид с вершины спуска.



Подъёмник.



Ночной ливень слегка отмыл наш вездеход от вчерашней грязи. Пора уезжать.



На сегодня решили отыскать бывшую узкоколейку в пределах Валмиеры и доехать до конца линии в Смилтене.

Первым делом поехали к узкоколейному железнодорожному мосту через Гаую, который нынче используется как пешеходный.



А вот этот же мост в 1928 году. *



От моста поехали в центр города на железнодорожную станцию



На данный момент через станцию проходит 4 пары пассажирских и около 20 пар грузовых поездов.

Сохранилась старинная водонапорная башня, неподалёку стоит и современная, типовая и безвкусная.



Идём в чётную, Рижскую горловину, где когда то участок Рига - Валга пересекался с узкоколейкой Айнажи - Смилтене.



Проходим мимо огромного элеватора



И выходим к входному светофору, где то здесь и было пересечение с узкоколейкой.



По перегону идёт дорожный мастер, Сергей интересуется у него о месте пересечения и тот сразу указывает нам нужное место. Вот она, насыпь, раньше уходила под железную дорогу широкой колеи, теперь этот мост засыпан.



Возвращаемся на станцию и идём к зданиям узкоколейного паровозного и вагонного депо, которые виднеются в стороне.



Недалеко от депо расположено здание бывшего узкоколейного вокзала.



По Валмиере все цели найдены, едем к конечной станции участка Смилтене.
Здание Смилтенского вокзала было взорвано в войну и незадолго до закрытия линии, в 60-е годы, построено новое, типовое и ничем не примечательное здание.

Перрон и бывшее здание вокзала.



Отлично сохранился старый перрон и лестницы к нему



На здании сохранилась табличка "Uzgaidāmā telpa, Зал ожидания"



На станции также располагались склады, локомотивное депо, поворотный круг.

Всё, преодолён весь участок Айнажи - Смилтене. В августе этого года ему исполнилось бы 100 лет, ещё живы люди, работавшие на этом участке и нам довелось с ними побеседовать.

А вот последние дни этого участка в 1978 году.*



Уезжаем в Цесис, к Рижскому дизелю.

По пути делаем остановку у моста через реку Рауна, на перегоне Лоде - Янямуйжа, который является памятником архитектуры,



и высочайшим железнодорожным мостом Латвии.



Узнав, что ближайший поезд ожидается не очень скоро, решаем ехать в Цесис, пообедать, и уезжать в Ригу.
Небольшая прогулка по городу, попрощались с Артёмом, который возвращаясь в Эстонию вновь подъехал к Рауновскому мосту и сделал несколько удачных кадров, поблагодарили его за участие в нашей поездке, отличную компанию и услугу шофёра.

Уезжаем, поезд Цесис - Рига.



Краткий итог поездки: в дороге с 6 утра до 17 дня следующих суток, преодолено около 380 км, посещено 12 станций и остановочных пункта, сделано около 150 фото.

Все фото станций Руйена, Мазсалаца, Пуйкуле, Валмиера, Цесис выложены на Фотолиниях.

* - исторические фото отсканированы из книги "Железные дороги в Латвии", автор Том Алтбергс, издательство "Jumava" 2009 год.
Previous post Next post
Up