Совершена очередная поездка для пополнения галереи проекта "Фотолинии". Предстояло два выходных, и погода обещала быть весьма неплохой, поэтому мы с моим другом и коллегой Леонидом О. (Pums) решили прокатиться по наиболее неизведанным и редко посещаемым в плане железнодорожного фотографирования краям.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000cq6xt/s640x480)
Учитвая, что в интересах Лёни в основном фотографирование подвижного состава, а у меня на первом месте стоит фотографирование станций, остановочных пунктов и всего, что с этим связано, заранее с вечера проработали маршрут.
Проснулись в 4 утра, быстро собрались и около 5 уже выехали из Риги. Воскресенье, сонный город, пустые улицы. Выскочили за город, на Московское шоссе, светает, остановились на Statoil на чашечку кофе и погнали дальше. В Айзкраукле свернули с шоссе и по плотине через Плявиньскую ГЭС перебрались на левый берег Даугавы. Там уже пришлось открывать карту и внимательно отслеживать каждый просёлок, чтобы не пропустить подъезды к станциям.
И вот наш первый пункт маршрута, станция Сеце.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000b5f90/s640x480)
Прогуливаясь по горловине услышали издалека шум приближающегося поезда и Лёня сделал пару удачных кадров 2ТЭ116 с составом.
Далее поехали искать закрытый остановочный пункт Стабурагс
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000b6wc8/s640x480)
и после него выехали на станцию Селпилс
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000b71t3/s640x480)
Лёня же на перегоне выбрал живописную S-образную кривую, вскарабкался на холм, но так ничего и не дождался.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000b8wey/s640x480)
Едем дальше, станция Даугава.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000b9ds0/s640x480)
Очень любопытный фонарь у калитки на входе в жилой дом на станции.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000bazr8/s640x480)
Приехали в Крустпилс, бесцельно поблуждали по городу в поисках приемлимого места для завтрака и не найдя ничего подходящего поехали дальше, решив позавтракать в каком либо из придорожных барчиков на трассе.
Следующий пункт поездки ликвидированая станция Зилани. Нашли здание бывшего склада на станции и поехали в поисках здания вокзала. Оказалось, что здесь целый посёлок, когда то заселённый исключительно железнодорожниками, и масса зданий всевозможного назначения, в одном из которых и располагался вокзал.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000bbpfx/s640x480)
В поисках вокзала разговорились с местными жителями, которые посоветовали нам съездить на другой конец посёлка, к одной из жительниц (её имя упоминать здесь не буду), занимающейся сбором исторических и архивных сведений о своём крае. Встретила она нас очень радушно, провела в дом, поинтересовавшись с какой целью мы путешествуем, и мы познакомили её с нашим проектом "Фотолинии". После этого она показала нам невероятное количество уникальных вещей и документов. Из её рассказов выяснили, что в конце XIX - начале XX веков Зилани была крупнейшей станцией региона, имелось паровозное депо на 16 канав и целый городок вокруг станции. В коллекции у неё оригинальные фотографии 1880-х годов, запечатлевшие строительство железной дороги в этих краях, множество документов, удалось полистать журнал выдачи предупреждений на поезда за 1947 год, во дворе всевозможные железнодорожные керосиновые фонари и самая большая неожиданность, сохранившийся щит с названием станции.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000bc0r2/s640x480)
Попрощавшись, едем дальше, на участок Крустпилс - Даугавпилс. Поднимается огромная туча, где то над Ригой вероятно уже льёт дождь.
Разъезд Асоте, построен после 2000 года для увеличения пропускной способности.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000bdh3a/s640x480)
Разъездом управляет дежурная по станции Трепе, заехали и туда.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000beget/s640x480)
Учитывая, что многие объекты на этой линии посещены и пересняты весьма подробно, минуем некоторые из станций и едем сразу на закрытый остановочный пункт Сергунта, недалеко от которого построен одноимённый разъезд.
Заезжаем на станцию Ницгале, только потому что пересекаем на этой станции железную дорогу
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000bgwr1/s640x480)
и едем в поисках закрытого остановочного пункта Ружи. Выезжаем на место, где раньше находился перрон.
Голод берёт своё и около 15 дня мы останавливаемся в придорожном барчике позавтракать. Название его написано такими мудрёными буквами, что мы так и не поняли, как он назывался. Народу мало, порции огромные, цены приемлимые, но не сказал бы, что очень вкусно.
Едем дальше, близится Даугавпилс и на подъезде к городу множество путевых постов по окружной железной дороге. Заезжаем на закрытый пост 381 км, соединявший раньше участок Крустпилс - Даугавпилс с окружной дорогой.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000bkqfg/s640x480)
От путевого поста поднимаюсь на железнодорожный мост и сразу попадаю на путевой пост 8 км, на котором железная дорога из Шауляя разветвляется и уходит на окружную дорогу и на станцию Даугавпилс-сорт. Видно, что движение здесь слабое, путь не раскатан.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000bp9f0/s640x480)
Пока Лёня на мосту ждёт поезд из Крустпилса, я пешком иду на соединительную ветку и выхожу на пост 383 км, где Шауляйская ветка соединяется с Крустпилсской и идёт на Даугавпилс сортировочный.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000bqf3x/s640x480)
Начинается дождь. Надо ехать в город, найти отель для ночёвки, кинуть вещи и потом выехать на участок Даугавпилс - Турмантас, где Лёня хочет поймать пассажирский Вильнюс - Питер. Перед этим заезжаем на закрытую станцию Любисте на окружной ветке.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000brpgt/s640x480)
Первая часть нашего плана выполнена, едем в город. Некоторе время помотались по городу в поисках подходящего варианта для ночлега и толком не определившись вновь поехали на перегон, тем более что начало пробиваться солнце.
Впереди участок Даугавпилс - Турмантас.
Заехали на станцию Грива.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000bscwt/s640x480)
И оттуда поехали сразу в конец участка, к литовской границе.
Закрытый остановочный пункт Земгале, красивейшее здание вокзала.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000bt2k2/s640x480)
После демаркации латвийско-польской границы, станция Турмонти (Турмонт) оказалась на территории соседнего государства. Возникла необходимость постройки новой, теперь уже пограничной станции. В 1923 году было начато строительство вокзала, который был открыт в 1928 году. Новый вокзал был в числе самых крупных из подобных сооружений, построенных в Латвии до 1940 года.
В ходе военных действий во время Второй мировой войны часть здания была разрушена. После окончания войны станция больше не функционировала. В наши дни перестроенное здание вокзала используется в качестве костёла Земгальского римско-католического пастората.
Напротив здания вокзала, у бывшего перрона находится предупредительный входного светофор, удивило, что обозначения на нём литовскими буквами, хоть и расположен светофор в Латвии.
Граница рядом, прокатимся, посмотрим.
Станция Турмантас, Литва. Очень необычно, государственная граница проходит по горловине станции, входные стрелки в Литве, а входной светофор в Латвии.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000bw3hf/s640x480)
Неподалёку от входного светофора дот, со времён латвийско-польской границы, когда вся эта часть Литвы входила в состав Польши.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000bxc0w/s640x480)
Возвращаясь через Земгале едем к латвийской пограничной станции Курцумс. Скоро должен пройти Вильнюс - Питер. Лёня облюбовал местечко в живописной кривой, ждём, комары грызут, солнце садится, у меня бутылочка пивка, классный вечерок. Слышем шум, мчит, ТЭП70БС с составом, снял на видео, Лёня сфоткал.
Едем в Курцумс. Тихий, глухой разъезд.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000byxss/s640x480)
Начинает темнеть, возвращаемся в Даугавпилс. Заскочив по пути в магазин, устраиваемся в отель. Душ, ужин, телевизор и моментально вырубаемся, усталость зверская.
Проснулись в 7, солнечно, позавтракали, собрались и в путь, на участок Даугавпилс - Эглайне.
На выезде из Даугавпилса вновь заглянули на несколько путевых постов по окружной ветке.
Разъезд 3 км с Вильнюсского направления и виднеющийся за ним мост через Даугаву.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000bz9hp/s640x480)
Выехали за город и едем искать закрытый остановочный пункт Свента. Судя по карте, дорог к нему нет. Сворачиваем на какой то лесной просёлок, проезжаем через чьи то хутора, дворы, огороды. Въезжаем в лес, дорога всё хуже, постепенно превращается в тропинку и та вскоре исчезает. Просто едем среди сосен и невероятно, выезжаем точно на о. п., точнее то, что от него осталось.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000c0ka3/s640x480)
Вроде как показался вдали шум поезда, стоим, прислушиваемся. Тишина. Выбираемся из леса на шоссе, мчим дальше.
Илуксте.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000c2q8k/s640x480)
Состав из грузовых вагонов на отстое, пара скучающих работников станции у входа в здание. Движение на этом участке слабое.
В горловине огромнейшая нефтебаза, за заборами, под видеокамерами и охраной.
Едем дальше. Эглайне. Пограничная станция на ветке Даугавпилс - Шауляй.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000c3yzz/s640x480)
За эту поездку прибавил сразу 2 посещённых мною пограничных перехода Латвийской железной дороги, Курцумс и Эглайне. Ранее до этого посетил Реньге, Мейтене, Индру и Лугажи.
Раздумываем, заехать в Литву или вернуться в Даугавпилс и решаем вернуться, ибо Лёня хотел поснимать поезда Бигосовском ходу под тягой Белорусских 2ТЭ10, да и я планировал ещё покататься по Даугавпилсскому узлу и окрестностям.
Разворачиваемся. В Даугавпилс вернулись быстро, от границы до города всего 25-30 км по шоссе. Выехали на Даугавпилсское кольцевое шоссе и сразу завернули путевой пост 1 км по обводной ветке.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000c4g31/s640x480)
Совсем рядом с ним путевой пост 191 км.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000c53e4/s640x480)
Презжаем мимо посещённых вчера Любисте и поста 8 км и заезжаем на станцию Гиянтари. Когда то здесь велась грузовая работа по Даугавпилсскому узлу, теперь станция закрыта и этот участок обводной ветки не используется. Огромная погрузочная площадка, сохранившаяся насыпь на месте разобранных боковых путей и водонапорная "падающая башня".
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000c6t4b/s640x480)
На грузовой площадке запечатлел Лёню с нашим стальным конём.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000c7sap/s640x480)
Выехали на Бигосовский ход, в районе станции Науйене, участок с оживлённым грузовым движением. Ждём. И ещё ждём. И снова ждём. Ничего нет. Позже узнали, что в этот день было "окно", в которое мы как раз и попали. Лёнин план поснимать локомотивы БЧ провалился.
Погнали назад к Даугавпилсу и завернули на участок Даугавпилс - Резекне. Время поджимает, пора двигать в Ригу, но решаем посетить здесь хоть несколько станций.
Заезжаем на бывший о.п. Кудрайне.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000c983p/s640x480)
и сразу мчим дальше. Станция Залюми, очень ухоженная, вся в цветах.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000ca11s/s640x480)
Заехали на бывший остановочный пункт Медупе.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000cb06e/s640x480)
и просёлочными дорогами погнали в Вишки. На поле огромное стадо коров, некоторые из них занимались чем то неприличным, но как только мы остановились сфотографировать эту порно сцену, все быки сразу отошли в сторонку и начали мирно жевать травку.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000ccf17/s640x480)
Приехали в Вишки. Чисто, ухоженно. безлюдно.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000cdg2s/s640x480)
Впервые проезжал по этому участку и все станции приятно удивили своей ухоженностью.
Далее заехали в Виганти, пусто, безлюдно. Станция на управленни диспетчера.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000ceb80/s640x480)
Затем заехали на бывший о.п. Ардава, но ничего напоминающего о нём не нашли. Судя по карте он был здесь.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000cfpa5/s640x480)
И последний пункт этой поездки, Аглона.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000cg3t1/s640x480)
с очень красивой водонапорной башней.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000ch4a3/s640x480)
Как по заказу прошло сразу два грузовых поезда, засняли и их.
Единственная станция на этом участке, где есть дежурная по станции, немного пообщались с ней, заскочил в магазин взял пивка на дорожку и через Прейли поехали на Ливани, где поймали работавший на перегоне рельсошлифовальный поезд SPENO.
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000ck3wd/s640x480)
В Плявиняс, проезжая вдоль песчаного карьера увидели скучающий ТГМ23
![](http://pics.livejournal.com/jevgenij_m/pic/000cpdhp/s640x480)
Заехав за город, остановились в придорожном барчике Liepkalni, в котором мы всегда останавливаемся перекусить, проезжая по этой трассе. Невероятно огромные и вкусные порции, наконец то пообедали, хотя точнее сказать поужинали, день завершается. Едем домой. На подъезде к Риге влупил сильнейший дождь, главное что оба дня продержалась погода. В Риге были в сумерках, двое суток пролетело.
Краткий итог. В дороге с 4 утра воскресенья до 9 вечера понедельника, более 800 км, 32 посещённых станций и остановочных пунктов, более 250 фото и масса впечатлений.
Всё о проектк "Фотолинии"
www.railwayz.info/photolines/