Отчет о велопутешествии: как мы проехали 970 километров по Финляндии

Aug 12, 2013 14:44

Вернувшись из Суоми после двух недель и 970 километров путешествия на велосипедах, мы решили составить подробный отчет. С одной стороны, для себя, а с другой - для тех, кто так же, как и мы, впервые отваживается на такой поход и нуждается в некоторой информации и лайф-хаках, которые смогут помочь.

Итак, входная информация: мы не сумасшедшие спортсмены, не крутим педали круглосуточно, любим пиво, а я еще и курю. Это чтобы понимать уровень подготовки. Летом катаемся по Москве, к велосипедам относимся как к средству передвижения.
Идея такого формата путешествия привлекательна тем, что вместо того, чтобы греть пузо на солнце, скучать в отеле и связываться с самолетами-поездами-автобусами, захотелось посмотреть за двухнедельный отпуск конечно, не всю страну, но по крайней мере, какое-то количество городов. Ночевки предполагались в кемпингах, которыми страна богата, либо в недорогих гостиницах типа хостелов.
Финляндия привлекательна хотя бы тем, что Россия с ней граничит и вопрос транспортировки велосипедов куда-то за тридевять земель отпал.

Багаж состоял из двух велосипедных сумок-"штанов". Помимо тривиальных вещей вроде одежды и прочих мелочей:
  1. палатка
  2. спальники
  3. дождевики
  4. газовая горелка + баллон с газом (сразу оговоримся - это идиотизм, работать она все равно отказалась, да и не пригодилась)
  5. кофры для велосипедов
  6. насос (ножной, он намного больше ручного, но лучше подкачивает)
  7. набор инструментов типа ключей
  8. две запасных камеры на случай лопнувшей шины (не пригодились)
  9. посуда - две кружки, небольшая кастрюлька и крошечная сковородка + одноразовые ножи/вилки
Из информации - карта Финляндии, распечатка адресов кемпингов по дороге и планшет тоже с картами, но без интернета, предполагалось купить сим-карту для звонков и gprs.


Начало.
Наш поезд до Питера, в ночь с 25 на 26 июля. Уезжали в дождь, торопились, но все равно погрузились очень нервозно. Нам повезло, рядом ехали отличные ребята, которые тоже ехали с велосипедами в Питер кататься, так что помогли нам загрузиться. Перевозка велосипедов в поезде дело видимо обычное, мы запаковали их в кофры (так они ничего не испачкают) и засунули на третьи полки.
Утром на Ладожском вокзале встретил нас друг Сережа на УАЗе, в который мы погрузились и поехали до границы. Интересующая нас граница - в Торфяновке, Дорога до нее не близкая, больше 200 км. Ехать часа три-четыре. Таким образом, до границы мы доехали часам к шести вечера, а путь свой мы начали еще по Российской земле, потому что километрах в 4х от границы нехорошие люди в форме сказали, что дальше без визы нельзя, так что Сереже и УАЗу пришлось возвращаться, а нам крутить педали.
Границу перейти очень просто, никто ничего не досматривает (распаковывать наши сумки было бы сложновато) , пара вопросов - и штампик.
Далее повествование будет вестись по дням, с указанием города, где мы ночевали.

День 1. [Хамина]
Итак, мы в Суоми. По изначальному плану маршрута допускалась вероятность того, что мы доедем до Котки, и в кемпинг встанем там.Мы сильно ошибались...

Тут следует сделать маленькое отступление. При расчете маршрута и ориентировочного времени в пути мы руководствовались следующей логикой:
  1. Наша средняя скорость по Москве 20 км/час, а значит в цивилизованной Европе с велодорожками будет никак не меньше
  2. Из п.1 следует, что если ехать всего лишь 4 часа в день, то между городами ночевок мы легко будем проезжать по 80 километров.
Однако эти доводы разбились о жестокую реальность:
  1. В цивилизованной Европе не везде есть велодорожки (их не было первые 2.5 дня пути)
  2. Оказывается, скалистое побережье южной Финляндии - это совсем не стадион Лужники и даже не Ленинский проспект. Дорога может идти вверх и вверх и вверх... И ни одна карта нормально этого не покажет. Для таких же оптимистов, как мы, поясняем: дорога E18 от Торфяновки и где-то до Ловийсы очень и очень тяжела. Она идет преимущественно вверх.
  3. 4 часа под палящем солнцем в шлеме - думаю, это ад.Постепенно мы устаканили наш формат езды.15-20 минутные остановки каждые 10-15 километров. При реальной средней скорости около 15 км/час это каждые минут 40.
  4. 80 километров в день и 80 километров от пункта A до пункта B по гугл-карте - это не одно и то же. К X километров гугл-карты следует прибавить: километраж до жилья (кемпинги могут быть удалены от центра города километров на 12), мотания по городу в поисках достопримечательностей и т.п.
Так что ни до какой Котки мы в первый день не доехали. Я не знаю, как мы осилили эти 45 километров жестокой дороги до Хамины, как мы потом выдержали несколько кружочков, пока нашли кемпинг (думаю, километров 10-15 на это все можно накинуть). Но мы доехали !
Кемпинг стоил 20 евро (это место для палатки + цена с 2 человек). В кемпинге есть кухня, туалеты, душ и песчаный пляжик на берегу Финского залива. Ну, еще ресепшн с барчиком и халявным wi-fi, всяческие места для гриля, еще, наверное, сауны. Здесь было довольно мило, на кухне - полно посуды, микроволновок и чайников, в душе - всяческие фены.

День 2. [Котка]
С утра - купаться и завтракать. Вода в Финском заливе очень холодная, но очень чистая. Потом смотреть город (напомню, мы были в кемпинге под Хаминой). Городок не очень большой, в центре исторические места сражений и церквушки. Сегодня суббота, так что почти все, кроме магазинов и кафе, закрыто. К слову, мы искали велосипедную мастерскую, потому что на моем велосипеде неприятно стала скрипеть педаль.
Дальнейший наш путь - в Котку. До нее позорно мало - 27 километров, но в свое оправдание можем сказать, что дорога пошла чуть ли не хуже (велодорожек нет, много где идет ремонт дороги), а до кемпинга на самом деле километров 8-10 петляли по лесу.
Цены на кемпинг удивили, но мы сами виноваты, проглядели информацию: в это время в Котке проводится Kotka Maritime Festival , в связи с чем вместо обычных 20-30 евро за палатку и двоих мы заплатили 35 с человека (итого 70).
Разложившись и оставив вещи (кемпинг довольно симпатичный, хотя, например, почти полное отсутствие посуды на кухне не порадовало), быстренько искупавшись (пляж просто отличный !) и поехали смотреть город и фестиваль.
Городок портовый, довольно симпатичный. В связи с фестивалем город гудит, все пьяны и счастливы, лужайки в сквере заполнены. Попали на какой-то местный рок-концерт в открытом клубе. В кемпинг вернулись ночью, поужинали какой-то фигней типа сосисок и уснули. Кстати, здесь мы осознали неработоспособность и бесполезность горелки, которую мы перли от самой Москвы.

День 3. [Ловийса]
Упомянутый ранее оптимистичный маршрут предполагал, что из Котки мы махнем сразу в Порвоо. Километраж:
Котка-Пюхтяя 20
Пюхтяя-Ловийса 25
Ловийса-Порвоо 40
В Пюхтяя делать, думаю, совсем нечего, в городе мы видели кладбище, церковь, да и все, зато пообедали на заправке ABC на въезде в город, для путешественников годное место, там годные бургеры, супермаркет и Alko (магазин сети, где можно купить алкоголь крепче пива).
К вечеру въехали в Ловийсу и решили больше над собой не издеваться, а заночевать здесь, благо кемпинг в городе был заявлен. Мы купили сим-карту, выпили по баночке пива в сквере и совсем уже расслабились, как вдруг в кемпинге оказался закрыт ресепшн, а мужчина - хозяин кемпинга авторитетно подтвердил: "We are closed. And I don't need tents.".
К такому жизнь нас не готовила ! Оперативно мы стали гуглить в свежекупленном интернете какие угодно варианты размещения и спрашивать у окружающих, не знают ли они чего-то. Милый хозяин дома по соседству с кемпингом очень хотел помочь и даже предложил заночевать в палатке у него на лужайке. Но мы решили попытать счастья в отеле.
И вот, что мы нашли. Это прекрасное место состоит из нескольких очень симпатичных домиков, и за 65 евро милая девушка сдала нам комнату в домике с огромной ванной, кухней, еще тремя незакрытыми комнатами и множеством милых вещей hand-made, книг и прочего прочего прочего. Место удалено от центра, может быть, на 1-2 км. (для такого маленького городка это, наверное, расстояние, но для нас - глупость). Посмотрите фотографии по ссылке и влюбитесь в это место, или поверьте на слово: там настолько мило и уютно, что я бы прожила там месяц.
Город мы поехали смотреть по традиции ночью, часов в 12. На улицах ни души, леса, кладбища, железная смотровая вышка и прочие радости из фильмов ужасов. Хотя на самом деле, я думаю, в городке можно пожить недельку, покататься по заливу на многочисленных корабликах, поездить по музеям. Приятный город.

День 4. [Порвоо]
Проснувшись, умывшись и заплатив за комнату (тот еще квест - найти девушку, объясниться с ней по-английски, уровень которого у нее не лучше нашего, коллективно понять, как работает аппарат для оплаты по кредитке... :) ) мы двинулись дальше. Володя настойчиво предлагал ехать до Хельсинки. Километраж:
Ловийса-Порвоо 40
Порвоо-Хельсинки 57 (но это до центра, а кемпинг там немного поближе).
За утренним чаем я перечитала всю макулатуру по достопримечательностям и мы решили немного свернуть по дороге в местечко под названием Пернайя, посмотреть на часовеньку и искупаться неподалеку.
Да, про макулатуру: ее полно: карты, адреса-телефоны всего, чего можно и прочие полезные вещи. Макулатура бесплатная, валяется в кемпингах/отелях, а также - почти в каждом городе есть киоски Tourist Info. Это правда очень полезно, потому что даже имея андроидный планшет с картами гугл/навителл + иногда владея интернетом, мы все равно иногда плутали и выручали именно старые добрые бумажные карты.
Дорога к Пернайе была не из легких, если пока мы доехали до часовни/пляжа мы были полны оптимизма, то обратно на трассу мы выехали прилично запыхавшиеся, да и надпись Порвоо 37 была не очень кстати.
В общем, в Порвоо я почувствовала себя крайне несчастной и уставшей, поэтому Хельсинки мы решили перенести на завтра. В Порвоо есть кемпинг, так что проблем не было. Вечером/ночью осматривали город, он маленький и довольно милый, а в самом центре отличный бар Old Town.
В кемпинге познакомились с русскими туристами: муж с женой, уже прилично в возрасте, также путешествовали на велосипедах (тоже приехали из Ловийсы и направлялись в Хельсинки).

День 5. [Хельсинки]
Дорога до Хельсинки была легкой и мы наконец-то поняли, как нужно ездить, чтобы не выбиваться из сил, а получать удовольствие: 40-50 км. проезжаются часа за 3, при этом - минимум два привала + один большой привал на поесть где-нибудь в бургерной.
Кемпинг в Хельсинки так себе (даже чайников нет, только электроплитки), но в целом ничего. Приехали часам к 6, быстро поставили палатку - и кататься.......Сначала надо доехать 12 километров до центра :)
Дело в том, что Хельсинки, как и другие большие города, устроен следующим образом: центр (KESKUSTA по-фински) - это фактически и есть город, там достопримечательности, кафе и все дела, короче жизнь. У него есть четкая граница, за которой начинается что-то вроде спальных районов. Не то, чтобы в них не было ничего , нет, найти поесть/магазин везде можно, но делать там особенно нечего, так как вся "культурная" жизнь в центре. Если бы мы поняли это сразу, мы бы возможно остановились бы в хостеле/отеле, но в центре города, потому что 12 км. до кемпинга, это 25 км. туда-обратно :(

День 6. [Хельсинки]
Накануне мы "немножко покатались по городу": велокомпьютер показал 95 км за весь день. С утра ломило спину, отваливался хвост, да и Хельсинки мы посмотрели далеко не весь, поэтому было решено остаться еще на один день. Раз уж выдался такой лайт-дэй, сначала мы поехали искать ремонт велосипедов, потому что педаль трещала уже так, что люди на улицах оборачивались. (Афигеть, оказывается педаль по-английски так и будет - pedal !!! А я все никак не могла вспомнить...).
Мы поспрашивали прохожих, милый финн, ковырявшийся в машине, хотел даже самостоятельно починить, но не вышло.
Мы поехали в большой магазин, торгующий велосипедами (это в районе метро Itakeskus), где мы и нашли ремонт. Лысый татуированный дядя за две минуты и совершенно бесплатно пофиксил проблему, поразив нас до глубины души своей щедростью.
Зашли поесть: в Финляндии кстати очень много пиццерий/кебабов (про них будет сказано ниже). А вот пиво пьют только в баре (ну или на улице, здесь с этим совершенно спокойно), то есть, или ты ешь, или пьешь, эти два процесса здесь не смешивают. Мы заказали пиццу, которую сделали прямо при нас :) Стоит это удовольствие 6-8 евро, но порция отличная, нам на двоих вполне хватало.
Потом зашли в бар напротив (процессы-то не смешивают, но если проголодаешься в процессе пьянки - тебе в соседнюю дверь), он был относительно полон людьми в возрасте, многие из которых уже плохо стояли на ногах :) Мы немного не успели на Happy Hours, когда выпивка чуть дешевле, так вот эти часы - с 9 до 18, то есть, в девять утра бар уже работает !)) Вот такой сухой закон.
Весь вечер мы катались по Хельсинки, но посмотрели далеко не все. В городе полно зайцев, они у них как у нас кошки бегают по лужайкам (правда только после того, как стемнеет).
Да, и еще - небольшой лайфхак, случайно обнаруженный :) Общественные туалеты в Хельсинки стоят 50 евроцентов, и там полная автоматика. Так вот, если подождать, пока из туалета кто-то выйдет и придержать дверку, система не понимает толком, что произошло, и платить не надо :) Выдумывался не специально, просто пока я пыталась понять, как пользоваться этим сумасшедшим изобретением, кто-то вышел, и я, ничего не поняв, зашла.

День 7. [Лохья]
С утра лил дождь и было довольно холодно. Палатка промокла, были даже мысли остаться еще на один день, но снять в том же кемпинге комнату в домике.
На часам к четырем распогодилось и мы решили ехать. Следующий кемпинг по дороге был слишком далеко - в Сало, и мы предполагали ночевать в городе Лохья в хостеле, оптимистично предположив, что они всегда открыты 24.
У Хельсинки есть город-сателлит -  Эспоо. Оба города - мегаполисы, прилично разросшиеся, и когда мы выехали из Хельсинки и въехали в Эспоо мы не поняли. Дорога приличная, везде вдоль трассы велодорожки (все-таки город). Эспоо мы не посмотрели вообще, даже не заезжали в центр. Может быть, зря, но нас ждал неблизкий путь !
Проезжали огромный национальный парк, он походу огромный. Если кого интересует единение с природой - думаю, там отлично. Судя по схеме - места для палаток, кафешки, места для гриля.
Но нам дальше в путь! Напомню, что выехали мы уже ближе к вечеру. Часов в десять начало темнеть и стал подниматься туман. Периодически на дороге мы видели знаки "лоси". Не знаю, что было бы, если бы посреди дороги, без освещения, в тумане, мы встретили бы лося...
Доехали до Лохьи мы к ночи - часам к двенадцати. Доехали до хостела - и все. Окна темные, звоним в звонок - никто не выходит. Сели на ступеньку и начали думать, как жить дальше. Позвонили в хостел, мужчина сказал "Sorry, we are closed this night".. В городе было еще несколько отелей, благо интернет у нас работал. Однако ни в одном из них просто не взяли трубку. Перспектива поставить палатку где-нибудь в чистом поле нами конечно рассматривалась, однако найти место, ночью, в тумане... Мы решили подъехать к Summer Hotel и попытать счастья на месте. Все окна были также темными, но мы сталои настойчиво звонить в звонок.
Через полчаса попыток мы все же добудились до смотрителя отеля. Им оказался флегматичный дядя, похожий на Лебовски :) Он не особо обрадовался тому, что мы его разбудили, но все же сдал нам номер за 60 евро (наличными), а после того, как мы сказали, что мы из Москвы и едем от границы на велосипедах, даже разрешил заплатить завтра утром.
Пара слов об отеле: это - студенческое общежитие, но летом, когда каникулы, его преобразуют в отель. Мы были одни во всем отеле ! В блоке, где была расположена наша комната, было еще три закрытых комнаты, а также души большая кухня с микроволновками-чайниками. Местечко довольно приятное. Велосипеды мы на ночь загнали прямо внутрь. :)

День 8. [Сало]
Проснулись не очень рано, но около 12 смотритель постучался и сказал собираться, потому что приедет какая-то big car (Его английский был не идеален). Оперативно собрались - приняли душ, он даже помог нам немного, когда мы навешивали сумки. Поехали минимально посмотреть город и поесть.
Город мы посмотрели в экспресс-режиме. В принципе, главная достопримечательность - это озеро, самое большое в Южной Финляндии. Там-то Володя и искупался, хотя было довольно холодно (я сидела в толстовке и было зябко), хотя дети купались поблизости с удовольствием.
Зашли поесть в пиццерию/кебаб и решили таки попробовать кебаб. Это нечто потрясающее: стоит как и пицца, 6-8 евро, и за эти деньги ты получаешь огромную тарелку мяса (технология приготовления - как в шаурме, но оно другое), обильно политого соусами, картошки, можешь набрать бесплатных салатов и кофе. Кебабы разные - может быть из рыбы, может быть с рисом и т.п. После этого обеда, мы поняли, как ошибались, когда ужинали в кемпингах сосисками и хлебом (батон белого - больше 2 евро !). К слову, у нас с собой была припасена тушенка и разводная лапша - вот уж точно бессмысленная ноша..
После обеда мы сделали еще одно важное приобретение - ветровки. В этом климате без ветровки ну никак нельзя ! У меня с собой были только толстовки, но когда поднимался туман, повышалась влажность - ни от чего они не спасали, холодно было ужасно.
Итак, мы стартуем дальше: следующий город - Сало, там есть кемпинг. По дороге распогодилось, а мы увидели еще пляжик, где с большим удовольствием искупались еще разок. Здесь очень классно, дети плескаются, лежать бы загорать так до вечера... Но нет, пора в путь !
В Сало мы традиционно приехали когда темнело. И здесь наш интернет подвел нас: планшет написал, что интернет-соединение отсутствует. Впрочем, и без него мы нашли нужную нам улицу, которая почему-то устремлялась в глушь, а ночью ехать в неосвещенную глушь страшно. Нам повезло - мы остановили машину и спросили дорогу, а они ехали в тот же кемпинг. Поэтому мы поехали за ними, ну хоть какой-то свет.
В кемпинге никого не было на ресепшне или просто при въезде, и мы просто поехали ставить палатку, немного поели - и спать.

День 9. [Турку]
Утром искупались (оказалось, что кемпинг - на острове посреди озера, а дорога к нему - насыпь), да поехали в город. До центра кстати километров 8. Позавтракали кебабом на двоих, набрали макулатуры. Смотреть в Сало почти нечего, одни церквушки, но решили доехать до ближней деревушки Халико, она по дороге, и зайти там в церковь и музей. Музей бесплатный, но скучный - старые монетки, прялки, наряды.
Дорога до Турку была ничего, и еще не очень поздно мы доехали до города. На заправке нам хотели продать карту города за несколько евро, но мы отказались, ясное дело, найдем бесплатную, да и на автобусных остановках везде есть карта.
Наученные опытом Хельсинки, мы сразу поехали в хостел, более того, заранее решили провести здесь два дня: Турку - самый старый город Финляндии, хорошо бы по нему погулять, да и отдохнуть немного.
Хостел здесь довольно приятный. Сегодня суббота, наверное поэтому двухместных номеров не было. Мы заселились в отдельные комнаты "девочки - налево, мальчики - направо". Стоило удовольствие 23 евро с человека. Номер на двоих ненамного дороже - всего, кажется, 54 за номер.
Девочки в моей комнате спали, я нашумела пакетами, пока искала чистую футболку и, наверное, меня возненавидели. Но мы-то москвичи, для нас вечер только начинался, поэтому мы в душ - и гулять!
Обошли центр, торговую площадь, местный Арбат называется Yliopistonkatu. Сегодня суббота, все бары переполнены, в клубы (я так поняла, в Турку минимум два тусовых клуба) очереди, по улицам гуляют финны с предусмотрительно заранее купленным алкоголем (мальчики - с пивом, девочки с вином). Девочки довольно клево одеты и по большей части пьяны, поют на финском языке. Мы попали в рай ! :)
Нашли вполне годный типа английский паб и выпили по кружечке гиннеса, озирая окрестности.

День 10. [Турку]
Сегодня разгрузочный день, едем на прогулку. Главная артерия центра Турку - река Або. Едем вдоль нее, заходим в библиотеку в поисках бесплатного интернета, но ничего не находим. Библиотека отличная, в ней довольно много людей, читающих бумажные книги и газеты. Кстати, что странно, сегодня воскресение, а она открыта. Дальше вдоль реки, ясное дело, кораблики, всякие странные инсталляции типа огромной ромашки или рыбьего хвоста. Едем в замок - музей. Кстати, Турку - самый старый город Финляндии и вроде как бывшая столица.
После осмотра замка план - искупаться, вроде как Турку стоит на море, а по дальнейшему маршрута мы море больше не увидим.  Здесь несколько пляжей, но до них пилить и пилить, Володя случайно выбрал один из самых дальних, километрах в 15 от центра. Пляж и пляж, песчаный, ничего особенного.
После пляжа я жаждала прогулки по центру, зайти в пару клубов, город-то тусовый.... Но я жестоко ошибалась: воскресение, судя по всему, здесь мертвый день и люди отдыхают перед понедельникам. Нет, мы конечно зашли в бар, мы конечно погуляли, но такого веселья как накануне не было. Один клуб был закрыт, а в другом была какая-то унылая дискотека.

День 11. [Лоимаа]
Надо сказать, что в Турку помимо другой макулатуры я нашла Turku Treasure Map. Это - путеводитель по интересным клубам, магазинчикам и т.п. в центре города. И насколько я поняла, это неспроста. В общем, покидая город, мы зашли в магазинчик cybershop , где у меня разбежались глаза, и, несмотря на то, что места у нас в сумках было не очень много, я купила за 50 евро прекрасное платьишко :) Это сделало мой день, по крайней мере, первую половину - расстроить меня не могло уже почти ничто.
Отъехав от центра, мы зашли поесть. Наша дорога на север - по шоссе E63. С кемпингами на сегодня опять напряженка, потому что ближайший - в Урьяле, а до нее мы ну никак не доедем. Думали уже ночевать в поле, когда, перелистывая ворох карт Володя решил прозвонить все из раздела Accomodation в ближайшем большом городе - Лоимаа - и нашел-таки номер на двоих за 60 евро.
Так вот, наша дорога - в Лоимаа - по E63. На нашей карте региона она закрашена зеленым. Как выяснилось, это значит, что она - хайвей. Вырулив к этому хайвею мы уткнулись в забор - велосипедистам на хайвее делать нечего...
Нам очень повезло, что наша карта - притыренная из Tourist Information - была прилично подробной. На ней были указаны даже гравийки. Окольными путями, через лес, через деревеньки, мы вырулили-таки километров через 15 туда, где хайвей перестает быть хайвеем (не знаю, почему, но на карте он меняет цвет на красный), и забор заканчивается. Ура, можно ехать дальше !
К вечеру мы приехали в Лоимаа. По дороге ничего интересного не было, глухомань глухоманью. Наш accomodation - как всегда где-то не в центре, плутали до него километров 5-7 от шоссе, спрашивая у прохожих и продавцов в редких магазинов (все, мы в гудке, уровень английского у людей здесь примерно такой же как у нас: объясняемся практически жестами :) Но доброта все также на уровне - мальчик-кассир ни слова не смог сказать, но достал айфон и все показал на гугл карте!).
Но несмотря на всеобщую доброту, найти нужный дом было непростым делом - названий улиц - нет, вывесок никаких нет... В итоге, после нескольких звонков друг другу, мужчина, который обещался сдать нам комнату, вышел нас встретить: только так мы и нашлись.
И опять это оказалась общага, и опять номер на двоих за 60 евро, и опять наличкой. Насколько мы поняли этого мужчину (который очень извинялся за плохой английский, хотя говорил он очень прилично), это место - что-то типа школы искусств или чего-то такого, куда приезжают люди, учатся здесь, и живут. Живут тоже довольно таки неплохо - с большими комнатами, грилями, батутами и всей фигней.
Город смотреть уже не поехали (~7 километров обратно), это успеется завтра.

День 12. [Урьяла]
С утра выехали, доехали до центра, поели. Город как город, делать тут нечего, рынок, парки, магазины.
Зашли в tourist information, даже на английском материалы уже не найти :) Но в принципе все нужные карты у нас есть и так. В R-Kioski пополнили счет на телефоне, Володя окончательно разучился говорить по-английски, а продавщица и не знала его видимо. Так что Володя говорил по-русски, она - по-фински, поняли друг друга жестами :)
Итак, стартуем дальше. Ехать не очень прямо много (основную часть пути на север мы уже сделали вчера, сегодня ехать всего-то около 50ти). Кроме пейзажей, лесопилок, лошадок и коровок ничего интересного не наблюдалось. Наша цель на сегодня - кемпинг в Урьяла.
До нее мы доехали довольно несложно и не поздно. Однако теперь надо было доехать до кемпинга. Как я уже писала выше, кемпинги как правило прилично удалены от города. Так вот, этот кемпинг был жестоко удален: ~12 км. по дороге, которая идет вверх-вниз так, что вверх мы уже почти не едем, а только везем велосипеды.
По прибытии в кемпинг идея вернуться в центр города, покушать и погулять, уже не казалась такой удачной. Нам повезло, в кемпинге продавали еду, и милая старушка на ресепшне сделала мне кебаб (за который Володя случайно заплатил дважды :)). Кемпинг замечательный, для тех, кто приехал порыбачить и поесть шашлыков, поэтому вокруг куча компаний, в основном пред- и пенсионного возраста. Здесь огромное чистое озеро, так что мы-таки искупались. Делать особо нечего, сидели на кухне с ликерчиком и составляли план по осмотру Тампере по свеженайденной макулатуре.

День 13. [Тампере]
Выдвигаемся в центр покушать. Городишко опять мелкий, ничего особенного. Нам предстоит одолеть последние 50км. по трассе - фигня ! Настроение отличное. Дорога хорошая, погода переменчивая, стараемся уехать от туч, чтобы не попасть под дождь...
И в ~25км. от города мы проезжаем потрясающе живописное место на какой-то плотине. Я настояла на том, чтобы сдесь сделать остановку, окунуть ножки в воду и выпить баночку пива. Это какое-то примечательное место для рыбаков, здесь домики и все организовано. Народ ловит рыбу с детьми. И тут...
И тут началось. Дождь полил чуть более, чем стеной. Рыбаков это не очень напугало, и мы провели два незабываемых часа под мостом, наблюдая за процессом. Подросток из их компании поймал огромную рыбину, и, похваставшись перед взрослыми отпустил ее.
Через два часа дождь немного поутих и мы все же решили ехать. Все равно моросило, было довольно противно. И уже хотелось есть. На въезде в город нашли пиццерию, съели кебаб, посмотрели по ящику How i met your mother.. А дождь-то усиливается. Продавцы из кебаба, узнав, что мы русские, очень обрадовались, спросили "как дела-а ?" и объяснили как ехать. Но пока лило, мы нашли бар, оказавшийся здесь же, за углом (традиционно) , в котором был и компьютер с приличным интернетом (соответственно, бесплатно - впервые увидели такое).
В Тампере едем в кемпинг, благо он недалеко от центра, и снимаем там не место для палатки, а уже маленький домик на двоих (цена вопроса - кажется, 49 евро). В домике немного расстраивает отсутствие постельного белья, но нам в целом пофиг. Здесь же озеро, в нем можно купаться, хотя повсюду утки.

День 14. [Тампере]
И вот, у нас целый день на осмотр города. Наконец-то составлен какой-никакой план относительно похода по музеям и достопримечательностям.
Итак, едем в Пююники - зеленую зону наподобии наших Воробьевых. Там смотровая башня. Потом в Писпала - путеводитель не уточнял особо, что это, но вроде какая-то лестница. Покрутившись в нужном районе, лестницу мы не нашли.
Дальше - художественный музей, где есть выставка Туве Яссон - Долина Муми-Троллей. Выставка ничего, гравюры, инсталляции, все конечно же мимими. Но скучновато.
Дальше - музей шпионажа, музей текстильной промышленности... В общем, там все в одном месте - наподобии нашего Винзавода. Пробегаем несколько экспозиций (с выставки ЛГБТ Володя убежал ))), становится понятно, что история города небогата - фабрики, заводы, все дела. Музей шпионажа интересен, но не так, чтобы вау.
Дальше едем еще в один музейный центр - Ваприкки - но там вообще труба - какие-то китайские императоры, мумии.. В общем, временные выставки, да еще и дорого - по московским меркам.
После музеев Володя вознамерился объехать все церкви, указанные как достопримечательности, хотя я была уже голодная и хотела только пиццу - и в бар. В конечном итоге я все это получила, а бар (HemingWay - в нем еще были фотографии Хемингуэя и все дела) - очень даже порадовал.
Но в целом впечатление от города упадническое. Покрутились по центру, посмотрели на речку, которая делит пополам центр... Ощущение, как будто ездишь где-то в районе Красного Октября все время - те же кирпичные фабрики, трубы какие-то.. Оно и ясно, тут и есть одни фабрики.

Домой
Две недели прошли и вечером у нас автобус домой, Кстати, найти его было не очень сложно - как выяснилось, множество питерских транспортных компаний постоянно гоняют туда-сюда и вписаться не проблема, от Тампере в Питер (от адреса до адреса !) цена вопроса 50 евро с человека.
Но у нас еще день - погулять, накупить фигни, все как полагается. Но мы премся за тридевять земель (точнее, километров 10-15 от центра) в музей Полиции. Ничего интересного там не оказалось (ну что может быть интересного в музее полиции ?) - но Володе очень хотелось.
Возвращаемся в центр, кушаем, закупаемся всяческими глупостями типа книжек и футболок (открылся у меня приступ шопоголизма небольшой) - и возвращаемся в кемпинг, где нам разрешили оставить до вечера вещи. Выезжаем на удобное место неподалеку, собираем велосипеды, и часов в 7 вечера нас забирает автобус. Ну как автобус, маршрутка :) В салоне 6 мест, так что более-менее ничего, хотя поспать не удалось.
Едем сначала до Хельсинки, а дальше той самой дорогой, которую мы проехали за 5 первых дней :) Все знакомо, даже ностальгия какая-то. Останавливаемся поесть в Пюхтяя - на той же заправке, где мы уже ели :)
Рашн Федерейшн встречает нас пробкой на таможне с классической руганью "Вас тут не стояло" - а мы еще по привычке всем улыбаемся... Welcome Home !

UPD: Пока я не понимаю, как вставить карту вместе с маршрутом, вот скриншот:



.
Previous post
Up