Давно хотел написать о Иване Ефремове...
Но зачем что - то писать, если он уже сам сжато рассказал о себе в своей автобиографии и интервью. Можно лишь чуть раскрыть и немного дополнить...
Автобиография:
Родился 22 апреля 1907 года в деревне Вырица, Троицкого района Ленинградской области, в семье купца II гильдии, (известного промышленника.)
Мальчик постарше Иван, младший Василий и их отец Антип Харитонович Ефремов.
(Утверждают, что согласно метрическим книгам он приписал себе год , на самом деле родился в 1908 году)
Детство провел в городе Бердянске /ныне Осипенко/и Мариуполь / Жданов с 1948 по 1989/, учился в 1-й Бердянской мужской гимназии до 1919 года.
(Научился читать в 4 года и с тех пор не расставался с книгами: Жюль Верн, Хаггард, Джек Лондон, Грин - были для него окном в большой мир.
В 1914 родители сняли дом в Бердянске, младший брат Вася был болезненным мальчиком, вот доктора и посоветовали семье сменить климат и отвезти ребенка на лечение грязями. Здесь осталась мать с тремя детьми, а отец вернулся в Вырицу, управлять своими предприятиями)
Варвара Александровна с Васей, Ваней и Надей.
С 1919 г. жил отдельно от семьи в г. Херсоне; в 1920-21г.г. был воспитанником 2-й автомотороты автобазы 6-й Красной Армии.
(Во время гражданской войны мать увлеклась красным командиром и когда подходили деникинцы к городу была вынуждена бежать, оставив детей у родственницы. Город переходил из рук в руки, кого тут только не было: красные, белые, немцы, англо - французская эскадра, различные атаманы - каждый устраивал резню истребляя своих противников и подвернувшихся под горячую руку заложников.
Случайный снаряд попавший в очередь за хлебом контузил ребенка, и с тех пор Иван немного заикался...
Родственница матери вскоре умерла от тифа и дети остались одни...
Город отбили и в Херсоне расположилась 6 армия красных. Как раз в это время здесь появился Луначарский занимаясь ликвидацией беспризорщины.
Дети получили талоны на продукты...
Неподалеку на соседней улочке разместился автобат и Иван быстро освоил устройство различных автомобилей, помогал их чинить, вплоть до вытачивания необходимых деталей. В итоге по личному одобрению командарма его приняли как "сына полка".
После участвовал вместе с армией в штурме Перекопа и переправе через Сиваш.)
В конце 1921 года (в 13 лет) вернулся на родину, в Петроград,
( сюда детей забрал отец, но теперь он работал простым служащим на своей бывшей лесопилке и Иван не хотел обременять семью еще одним голодным ртом)
где в 1922-; 23 годах окончил экстерном 23-ю сов.школу I и II ступени.
(При этом по ночам он разгружал вагоны на станции...)
«Я начал с разгрузки дров из вагонов на товарных станциях Петрограда. В одиночку удобнее всего выгружать «швырок» - короткие поленья по пол-аршина в длину. «Шестёрку» один далеко не отбросишь, завалишь колёса вагона, и придётся перебрасывать её дважды. За разгрузку вагона в 16-20 тонн швырковых дров платили три рубля. Если втянуться в работу, то за вечер можно было заработать шесть рублей - примерно треть месячной студенческой стипендии. Но после такой работы домой приходил далеко за полночь, в беспокойном сне виделись бесконечные дрова, а на следующий день я почти ни на что не годился. Кроме того, такая работа требовала усиленного питания, потому что надо было жить и питаться не как студенту, а как грузчику, расходуя гораздо больше денег, чем зарабатывал.
Когда я сообразил, что не могу учиться в таких условиях, то перешёл на выгрузку дров с баржей. Отапливающийся дровами Петроград снабжался ими не только по железной дороге, но и по реке. Деревянные баржи подходили прямо к домам по многочисленным протокам-речкам, пронизывавшим весь город. Снимали решётку набережной, прокладывали доски, и дрова катали прямо на тачках во дворы. Тут можно было заработать в день рубля четыре и не уставать так сильно, как на выгрузке дров в одиночку. Катала дрова артель, поэтому работа шла с роздыхом и при ловком обращении с тачкой не была слишком тяжела.
И всё же при том напряжении, какого требовало учение за два класса сразу, так работать можно было только летом, и то эпизодически. Когда я стал регулярно засыпать над задачниками и видеть во сне белые булки, которые никак не удавалось съесть, я понял, что снова надо менять род работы.
И тут я нашёл товарища. Вдвоём мы стали ходить по дворам, пилить, колоть и укладывать дрова в обширные ленинградские подвалы, использовавшиеся как сараи. На этой работе можно было в любое время сделать перерыв и даже кое-что соображать по прочитанному из учебников, когда работа не требовала особого внимания. Так я прожил бы кустарём-дровяником, если бы не подвернулась вакансия шофёра в одном из артельных гаражей. Затем произошло повышение в должности до шофёра грузового автомобиля системы «Уайт» с цепной передачей, модели 1916 года.
С таким трудом найденную работу пришлось, однако, тут же оставить, чтобы сдать выпускные экзамены»
В этот же период и позднее /1924г./ работал помощником шофера и шофером в | разных гаражах Петрограда, в том числе на пивзаводе «Красная Бавария».
В 1923 г. сдал на аттестат штурмана малого плавания при Петроградских мореходных классах.
"Предъявитель сего, Ефремов Иван Антонович, действительно сдал экзамены за мореходные классы на весьма удовлетворительно и получил звание штурмана-судоводителя каботажных и речных судов."
(Параллельно с этим увлечен палеонтологией, биологией и геологией. Становится учеником биолога и геолога академика Сушкина. Но поскольку тот уезжает в длительную коммандировку в США!, то Иван отправляется на Дальний Восток! Почему? А он познакомился с капитаном Лухмановым, который в свое время спас Добровольческий флот от захвата белогвардейцами и его рассказы о морской романтике, плюс совет попробовать себя моряком не могли остаться без ответа в душе юноши...
В зрелом возрасте Иван Антонович говорил, что человек может и должен быть работоспособным 18 часов в сутки. Сам же он работал, гораздо больше... Учиться в школе, оканчивая два класса в год, заниматься у Сушкина, зарабатывать себе на жизнь шофёрской работой - и ещё окончить Петроградские мореходные классы!
И все это в 15 лет, сам без чьей- либо помощи! Напоминаю: это 1924 год!)
P.S. На фото Иван Ефремов - старший матрос, командир гидрографического катера Ленкоранской лоцманской дистанции Каспийского моря в 1925 году.
P.S.S Курсивом дополнения к автобиографии.
Продолжение следует...