Во время Потсдамской конференции был интересный эпизод о котором сейчас мало кто помнит.
Дело касалось раздела немецкого морского флота, доставшегося после капитуляции Германии, союзникам. Черчилль предлагал утопить флот целиком, Сталин предлагал поделить поровну, чтобы каждый делал со своей частью, что ему вздумается. В итоге после долгих споров договорились делать, так как предложил Сталин. Но подводные лодки в количестве 165 штук уничтожить, а оставшиеся 30 поделить поровну.
В итоге была проведена самая настоящая лотерея, где распределили основную массу кораблей, а после комиссия провела окончательный раздел плав.средств.
В результате СССР принял 769 кораблей и судов, Великобритания - 621, США - 665 кораблей и судов. Помимо того, Советский Союз получил 39 плавдоков и 9 понтонов. Англии досталось 34 дока и 14 понтонов, США - 40 доков и 15 понтонов.
Но, самое интересное, при жеребьевке Советский Союз получил два барка: «Magdalene Vinnen II» и "Padua ". (Да, я забыл про третий, про "Gorch Fock" , его подняли с дна, отремонтировали и передали СССР в1950 году.)
Англичане предложили подводную лодку плюс эсминец за любой из них. Но военный министр Кузнецов отказался меняться.
Сегодня эти барки: это крупнейший в мире учебный парусник "Седов" и второй в мире "Крузенштерн".
"Седов" в 1991 и 1995 году в парусной регате
«Cutty Sark» Tall Ships' Races занял первое место.
«Крузенштерн» относится к "винджаммерам" . От английского «to jam the wind», что в переводе означает "выжимать ветер", парусники этой серии были самыми быстроходными, они выжимали всю скорость из ветра.
Судно регулярно участвует в международных парусных регатах.
Наибольшего успеха «Крузенштерн» добился в 1992 году в регате, посвящённой 500-летию открытия Америки. Он выиграл гонку от Бостона до Ливерпуля, развив рекордную скорость - 17,4 узлов (32,4 км/час). Во время рейсов в Южную Америку и в Австралию судно установило мировые рекорды скорости в 1933 и 1934 годах
Сейчас эти суда принадлежат России. Неоднократно США и Англия пытались и продолжают пытаться наложить на них свою "лапу". Но французский судья Терри Клерк вновь и вновь вступается за российские парусные корабли. В 2000 году в Бресте был арестован барк Седов, после иска корпорации «Noga» Швейцария. Она требует у российской стороны возвращение денежного долга, но судья доказал незаконность задержания и корабль отпустили, кроме того по решению суда, обязал швейцарцев выплатить моральную компенсацию. Недавно Терри Клерк вновь заступился за эти суда, он утверждает, что корабли принадлежат учебным заведениям, а не самому государству, поэтому, они не могут нести ответственности за межгосударственные разборки. Француз заявил, что им руководит чувство профессионального долга, и денег за подобную работу он не берёт.
Регулярно эти корабли выходят в море, правда, не заходят в порты США и Англии. Здесь проходят обучение в течение двух месяцев 146 на " Седове"и 120 курсантов на "Крузенштерне".
А теперь немного фотографий с фестиваля парусников в Ростоке, Германия
Это бывший "Товарищ" ныне Gorch Fock в виде музея в Штральзунде. Продан Украиной за 500 тыс евро. Иначе просто сгнил бы без ремонта.