Поездка во французский Самоен напрашивалась давно: удобная локация в 60 км от Женевы и часе езды от аэропорта,большое количество разнообразных экзитов в самой долинке и близость к Саланшу и Пасси с их множеством мест для прыжков. Из-за нехватки водителя нужны были скалы, где начало подхода и площадка приземления находились близко. В общем, Самоен удобное и удачное место для соло бейса. Отмечаю на карте 6 мест, плюс еще парочку в Пасси, до которого тоже час езды. 8 экзитов за неделю - почему бы и не попробовать. Но главной целью был Корне ду Шамои - огромный рог, торчащий в самом конце долины, о котором я думал еще с 2009 года, когда планировал первую самостоятельную поездку во Францию. Если удастся опрыгать его - можно считать, что год удался. На волне успеха после Плёрё в Швейцарии и Стетинда в Норвегии Корне казался вполне досягаемым и логичным. Французский друг описывал подход как вполне нормальный, справимся! = ))
В 6 утра мы выезжаем в аэропорт из дома в Москве, а уже в 6 вечера я стою на экзите над Магланом и обдумываю, какую дать задержку при прыжке с разбега. По приезду в Самоен погода еще была отличной, но к четырем часам дня высокие экзиты начало заволакивать тучами, и, чтобы не пропадал день, мы едем за 30 км в Ле Каро - горнолыжную деревушку над Магланом. Погода портится, собирается дождь, и мы торопимся вниз к экзиту. По плану я прыгаю, Алина идет обратно к машине, оставленной в городе, а я потом поднимаюсь снизу пешком по тропе. Временами начинает капать дождь, я тороплюсь одеть снарягу, чтобы быстрее уже прыгнуть и не иметь повода уйти с экзита из-за сырости. Вот дождь стихает, отхожу подальше, разбегаюсь как можно сильнее и с аутентичным криком «Эн дё труа БАЗ!» (мы же во Франции!) прыгаю через кусты вниз.
Это не классический экзит Магланд, который расположен в 300 метрах слева, в винге тут не прыгнешь, так как нужно перепрыгивать кусты и полку. Но экзит просто шикарный. Давно не было такого восторга от 450 метров вертикали. После 9 секунд открываюсь и обнаруживаю, что ветер справа плотный, до площадки не дотягиваю, приходиться точниться на земляной гребень под стеной. Не совсем так, как я планировал, но все равно эмоции положительные.
Собираюсь и иду в сторону лесопилки, за которой начинается тропа. Первая половина пути проходит по живописному ущелью с подвесными мостиками, ручьями и водопадами. Дождей давно не было, поэтому воды мало, но все равно красиво. От созерцания прекрасного меня отвлекают сгущающиеся сумерки. В лесу среди многометровых крон деревьев смеркается как-то неожиданно быстро. Местами приходиться переходить на бег. Еще и дождь вновь пошел.
Уже по темноте мокрый и уставший, но довольный, выхожу в город. Сэ бон, как сказали бы французы. Сэ бон у нас также выражается в вине и сыре на ужин. Полноценный французский день = ))
Утром неспешная укладка, завтрак, и мы выдвигаемся в сторону начала тропы на Криё. Гору видно прямо с балкона, достаточно старый и известный экзит с хорошими линиями. Подходит и для трэшевого проксимити, и для разогревочного прыжка.
Полчаса от дома через красивую деревушку и начинается подъем. Хвойный лес с высоченными елками, еще влажными после ночного дождя, очевидная дорога, ведущая вверх, ожидания и надежды. Немного переживаю за погоду, но она только улучшается, если не считать ветра. Облака на высоте летят быстро, на 3000 и выше сильно дует. Экзит примерно на 2350, надеюсь там спокойнее, да и старт немного прикрыт горой. Через час Алина решает перейти со спортивного на прогулочный шаг и пофотографировать открывшиеся на этой высоте пейзажи долины и города. На 1600 метрах можно свернуть в сторону обрыва и там поискать еще один экзит, но я видел только прыжки безумных французских трекеров с него, не знаю, можно ли там стартануть в винге. Зайду в другой раз, когда научусь адски тречить. После 2000 начинает ощутимо срубать. То ли темп слишком резвый выбрал, то ли еще не акклиматизировался. Дохожу до креста, который видно снизу, дальше еще немного вверх и потом по гребню.
По жпс еще остается метров 150-200, но вдруг вижу кучу разбросанных деревянных палок, значит дошел. И точно, картинка с видео узнается, секунд 7 до выполаживания, прыгать отсюда. Толком в винге давно уже не летал, поэтому основная цель долететь до первой лужайки в лесу, нужно качество хотя бы 2. Прыгаю, лечу вдоль стены, не залетая на рельеф. Понимаю, что к первой площадке прилетаю с запасом, пару секунд сомневаюсь и продолжаю лететь дальше к основной. Открываюсь и мягко сажусь. Что ж, летать еще не разучился, это радует.
Полчаса прогулки до домика, обед и на вечер у нас обзорная экскурсия в конец долины, Циркус Фер а Шеваль. Тут располагается Корне ду Шамои. В действительности все выглядит еще более грандиозно. Прикидываю маршрут восхождения. Есть вариант идти от швейцарской дамбы, тогда набор не такой большой. Но забрать машину некому. Поэтому придется идти с самого низа, набрав более 1500 м и пройдя пару стремных кулуаров с наклонной сыпухой и ненадежными камнями. На другой стороне долины виднеется Пуант де Сан Бет, еще один экзит с множеством линий. Иду на него завтра утром. А пока еще гуляем по Циркусу, смотрим по сторонам и фотографируем это необычайное место.
В 9 утра начинаю подъем, в этот раз всего 1400 метров и 2,5 часа. Начало было прекрасным и солнечным, но потом сзади начала предательски подползать туча. Прикинув, что вверх мне всего 500 метров, а вниз 900, продолжаю идти, бормоча что-то про "не сахарный, не растаю!" Блажен тот, кто верует. Туча пролилась где-то над деревней, мне достался лишь холод и ветер на экзите.
По дороге разглядываю находящийся на соседнем гребне экзит л’Экоршуар. На него можно попасть с той же тропы, что ведет на Криё, повернув от домиков направо и поднявшись на гребень. У меня была дикая мысль устроить двойной прыжок. Полет с л’Экоршуар проходит над тропой, ведущей на Сан Бет. И если иметь большой L/D и хорошо лететь, то можно перелететь плато и вылететь в долину. Но с моим качеством плато я не перелечу, поэтому после 700 метров полета нужно открыться, приземлиться у тропы, уложиться и подняться еще 600 метров до Пуант де Сан Бет, сделав второй прыжок. Но это почти 2,5 км набора, я пока еще слаб и не осилю такую схему. Да и сам экзит выглядит страшно, полка чересчур большая и коварная. Дохожу до креста (они тут повсюду), вижу веревку, ведущую вниз к экзиту. Ну, значит, картографическое чутье и жпс не подвели.
Одеваюсь, в винге намного теплее, а экзит опять удачно закрыт от ветра. Получилась красивая линия полета, никогда еще так отчетливо и близко не видел шишки на елках. При этом рельеф всегда был сбоку, и можно было в любой момент уйти в сторону.
На площадке приземления меня подбирают французские парапланеристы, слоняющиеся без дела по долине из-за ветреной для них погоды, и любезно подвозят до машины. Сэкономленное время используем, чтобы еще раз сгонять в Маглан. В этот раз оставляем машину внизу и идем с Алиной по тропе. После дождя ущелье ожило: стоит рев водопадов, поток бушует и радует глаз. На развилке у мостика расстаёмся, я ухожу в сторону экзита, Аля фотографирует местные елки и мох.
В этот раз лечу лучше, открываюсь дальше и в отсутствии ветра легко сажусь на площадку перед домиками. В 2009 году прыгали тут с Андреем и Ильей, первый самостоятельный выезд без «взрослых», а как будто вчера все было.
На следующий день решаем сменить обстановку и едем в Пасси. Смешанные чувства: красивое место с Мон Бланом на заднем плане, но не самые приятные воспоминания от 13-го года. Тогда после прыжка с Пуант де Плате, низкого открытия и доворота я влетел в елку, порвал винг и купол, надорвал самооценку и получил тяжелую душевную травму = )) В этот раз надеюсь на более позитивные эмоции.
Оставляем машину на стоянке 1400 м и идем вверх. Алина героически одна идет по сложной тропе с виа ферратой в сторону озера Пормана, а я через перевал Дерошуар иду к экзиту Импакто, или как говорят французы - Пуант д'Айере. На высоте опять дует ветер, попадающиеся навстречу туристы укутаны в куртки и шапки и с опаской смотрят на меня, шагающего в легком термике. Спасаюсь быстрой ходьбой по хребту. По дороге прохожу мимо старого экзита Ле Марто - массивный молот, нависающий над полкой. Видел, что там обычно прыгают без крыльев и бросаются секунде на 4-й, но я насчитал секунд 9-10, правда полка выпирает сильно. Решаю дойти вечером и попробовать.
Сейчас мне дальше. Рельеф просто поражает: изрезанная водой и льдом поверхность напоминает скелет древнего мастодонта. Широкие трещины уходят вниз на десятки метров, урониться туда как-то совсем не хочется. Вид с вершины и правда красивый. Тут все не страшно, старт совсем не напрягает, можно лететь в свое удовольствие. Вопрос только в том, где приземляться. Сесть на ровные лужайки повыше или попытаться дотянуть как можно ближе к парковке, точнясь на склоны? Решаю определиться в процессе. В итоге побеждает лень и нежелание долго возвращаться. Тяну до открытого участка с домиками, открываюсь и приземляюсь перед сидящей и вяжущей на крыльце бабушкой.
Так как это национальный парк и прыжки тут нелегальны, пытаюсь сгладить конфуз немногими известными мне французскими словами типа "Бонжур, мадам!" и "Экскузе муа, мадам!" Она внешним видом демонстрирует, что я ее не сильно-то напрягаю, но я все равно быстро собираюсь и валю вниз, на тропинке пытаясь объяснить немногочисленным туристам, что я совсем не парле па франсе и никакую большую стремительную птицу я не видел (мало ли, сдадут).
Алина уже ждет на парковке, обедаем, я укладываюсь, и пробуем подняться еще на 200 метров на нашей козявочной машинке. К удивлению Фиат подъем осиливает, и вот мне идти уже всего 650 метров до Ле Марто. По дороге хребет начинает периодически затягивать облаками, это напрягает и портит настроение. Да и вечер уже скоро.
Но на экзите погода благоприятствует. Вот она машина внизу, там тепло и еда. Осталось-то всего лишь хорошо стартануть и перелететь полку. Эн дё труа БАЗ! Нормально так лечу, полка остается позади, опять все оказалось не страшно. Перелетаю запланированную площадку приземления и открываюсь прямо около машины. Высоты хватило даже на то, чтобы исправить доворот на 180 градусов, полетать секунд 30 под куполом и мягко сесть на травку. Побеспокоенные оффцы надрывно зовут или полицию, или смотрителей парка, но так как сейчас будни и уже почти смеркается, никто не приходит. Мы быстро загружаемся и довольные едем домой. День определенно удался, если особенно учесть купленную по дороге бутылку изысканного французского вина, которым мы и обмыли наш двойной успех = )) У меня два новых экзита, у Алины горы фотографий озера, Мон Блана, корофф, оффец и прочей природной красоты.
Утром тело ломит от прошлых восхождений, но до отъезда остается всего 3 дня, а главная цель еще не покорена. Погода не очень, высокая сырая облачность, но решаю все же попробовать съездить под Корне. Еще когда был на Сан Бете прикинул маршрут восхождения.
Пока не передумал, стартую вверх: 10 минут от стоянки и дальше по руслу высохшего ручья. Начинает накрапывать мелкий дождь. Так как я уже почти под стеной, решаю не возвращаться и проведать хотя бы начало маршрута, может погода разгуляется. Прохожу под красивым водопадом, дальше по камину поднимаюсь к травянистому склону. Здесь проглядывается тропа, значит тут можно пройти, от этого настроение повышается. Метров 400 поднимаюсь по зеленке и захожу в первый кулуар на высоте 1800+ м. Пока все не сложно, хотя со стороны подход выглядит пугающим.
Выхожу снова на травянистый склон, еще немного и захожу во второй кулуар под экзит. Погода улучшается, дождь прекратился и вдали видно прояснение. Сверху нависают 700 метров горы, которые еще предстоит пройти, вид отсюда потрясающий. Но вот с подходом все начинает усложняться. Крутизна склона повышается, под ногами мерзкая сыпуха. Кажется, что стоит подняться метров на 5 вверх и тут все будет лучше, но становится только выше, но не лучше.
Еще полчаса и выхожу к перегибу, остается всего метров 50-70. Как-то расслабляюсь, нога соскальзывает, и я съезжаю по сырому склону. Кое-как встаю и с ужасом обнаруживаю, что внизу почти вертикальная стена под 40 метров. До края я не доехал всего ничего, дальше просто бы летел без шансов ничего не сломать. Становится жутко. Прихожу в себя и стараюсь аккуратно продвигаться дальше. Но стена уже почти вертикальная, камни не держат и шатаются. Дальше идти опасно, ползу метров 20 назад и пробую другой маршрут вверх. Тут чуть проще, тем более замечаю каменную пирамидку, значит тут ходили или ползали люди. Еще несколько неприятных минут, и выхожу за перегиб на пологий травяной склон.
Облегченно вздыхаю, дальше все должно быть просто. На подъем и проход кулуаров потратил 3+ часа, а вверх еще прилично. Еще час продвигаюсь к подножью финального гребня и начинаю подъем. Не самое комфортное лазание, но в итоге выползаю на перегиб.
С другой стороны виднеется долина, еще метров 30 вверх, но нужно уходить на траверз влево. Видно, что тут раньше были провешены перила, про них рассказывал французский товарищ, и они были в его видео. Но видео было 2008 года, 7 лет все-таки прошло. Понимаю, что веревки сгнили или их убрали. Осталось только несколько ржавых проушин. Пробую пройти до первого шлямбура, чтобы встегнуться и осмотреться. Страшно. Возвращаюсь обратно, пробую лезть вверх, кажется, что тут можно вылезти на вершину. Но камни не надежные, не получается. Все же нужно проходить траверз. В скальниках было бы намного комфортнее, да еще и стэшбэг тянет вниз. Падать метров 30, шансов никаких.
Дохожу до второй петли, а дальше стена кажется непроходимой. Тут уже действительно становится не по себе, понимаю, что я делаю что-то не так. Волнение, переходящее в панику. В голове сразу пробегает мысль, что в горах паника-то и губит. Стараюсь успокоиться, отдышаться и начать выбираться. Выстегиваюсь и лезу вперед, несколько очень стремных минут на стене и рельеф становиться чуть проще, можно отдохнуть и осмотреться. Остается пройти еще чуть-чуть, дальше стена становиться более пологой. Невероятное облегчение от мысли, что, похоже, у меня получится оказаться сегодня на вершине. Но полное эмоциональное и физическое опустошение. Загнал себя в сложные условия без возможности отступления. Если на Стетинде я знал, что придется лезть, то тут сложность маршрута и отсутствие перил стали неприятной неожиданностью, к которой не был готов.
Ладно, иду по гребню к краю, еще нужно прыгать, а ветер наверху опять плотный. В голове только одна мысль - скорее бы оказаться внизу живым. Какие к черту линии, пролеты. Из позитивных моментов - открывающийся невероятный вид с вершины. Ну, и конечно, чувство покорения. Преодоления себя. Бесполезное и, в общем-то, никому кроме тебя не нужное и труднообъяснимое не лазящим людям чувство. Как же трудно альпинистам, покорившим вершину, осознавать, что впереди еще долгий и не простой спуск. Иногда более сложный, чем подъем. У меня же предвкушение не менее ярких эмоций от полета.
Вниз ведет веревка, экзит где-то там. Ожидаю, что будет легкий спуск, но на деле выходит неприятная осыпь, переходящая в почти вертикальную стену. Вижу внизу небольшую полочку со страховочной станцией, доползаю до нее, встегиваюсь и, выдохнув, заканчиваю одеваться и застегиваться.
Из-за ветра и волнения заваливаю отделение, долго падаю в непонятной позе, пытаясь восстановиться, благо вертикаль экзита позволяет. Наконец, стартую и по дуге долетаю до площадки приземления. Тут опять национальный парк, приходится садиться на самую дальнюю площадку у кромки леса и быстро собираться. Необыкновенная радость от того, что живой и стою на ногах на твердой и ровной земле. Иду вниз навстречу Алине, которая почти 6 часов находилась внизу, гуляя по этому красивому месту. Оба рады!
Я обещал, что при удачном прыжке вечером организуем шикарный ужин с раклетом и вином. С радостью едем в магазин, покупаем все необходимое и обмываем удачный день! Надо как-то снимать накопившееся нервное напряжение, вино и раклет - это отличный способ. У меня еще гора с плеч от того, что программу максимум я выполнил, и дальнейшее развитие погоды в долине меня уже не так сильно беспокоит. Завтра отсыпаться и отдыхать.
Отвечая на мое желание никуда не ходить, погода дарит утром низкую облачность и дождь. Это позволяет как следует выспаться, неспешно позавтракать, уложиться на всякий случай и отправиться в город за порцией высокого, духовного и прекрасного. Самоен действительно милый альпийский городок, по сути даже деревня. Представляю, как хорошо тут бродить зимой после дня на лыжном склоне.
Гуляем по местному дендропарку, в котором собрана огромная коллекция деревьев, растений и цветов со всего мира. Погода разгуливается, и вот уже долина снова залита лучами солнца. Похоже, еще предстоит походить вверх и полетать. Едем посмотреть на Пуант де Сале. В лучах заходящего солнца гора выглядит великолепно. Угадываются несколько экзитов. У меня в планах прыжок с вершины, полет вдоль гребня и пролет над или под проводами. Скорее под. А может даже вообще придется открываться до них. Не понятно, какое там нужно качество. Придется определяться в процессе.
На следующий день с утра опять низкая облачность. Ждем до обеда и выдвигаемся. Если не прыгну, то хотя бы прогуляюсь. Верхушка горы затянута облаками, но мы стартуем с парковки и идем вверх. Я обдумываю вариант прыгнуть с более низкого классического экзита, там даже винг не нужен. Из-под стены вырисовываются очертания горы, но экзит все равно в облаках. Идти всего часа два-три, поэтому время спуститься в случае отсутствия видимости есть. Глеб Вореводин писал, что это самый красивый экзит. За экзит не скажу, бывают и покрасивее, но вот подход действительно впечатляет. Концентрация водопадов зашкаливает, даже в Норвегии не видел столько в одном месте. Вода льется отовсюду, дожди последних дней дают о себе знать.
Живности тоже много. Помимо уже привычных козликов, попадаются жирные сурки и даже лиса. Лиса вообще бежала за сурком. Причем размеры обоих примерно соответствовали. А вот за лисой бежал уже более крупный сурок, возможно, это была хорошо спланированная ловушка. Не узнав, чем закончилась эта драматическая охотничья история, я постепенно вхожу в облачность и иду уже по жпс.
Точки классического экзита у меня нет, поэтому я в тумане прохожу мимо него и ухожу выше. Брожу по краю, надеясь найти еще один экзит повыше, но тоже промахиваюсь. Возвращаться и искать в тумане не хочется. Тем более, что я уже вышел из облаков, и вершина горы, где расположен изначально запланированный экзит, отчетливо видна. Правда что там внизу не ясно. С моей стороны вся долина затянута облаками, площадки приземления не видно. Остается еще метров 150 до вершины, и у меня есть всего пол часа, чтобы дойти и принять решение, так как нужно оставить время на спуск, если погода не позволит прыгнуть. С таким гнетущим настроением поднимаюсь последние метры и с удивлением обнаруживаю, что линия полета хорошо видна, есть лишь небольшая дымка, которую протягивает. Экзит находится без проблем, где-то внизу должна быть полка, но я ее не вижу. Будет сюрпризом при старте.
Провода немного волнуют, прикидываю, где можно открыться и сесть, если пойму, что не пролетаю. Придется, правда, потом долго спускаться. Но все же план Б нужен. Отталкиваюсь, удивляюсь не замеченной ранее полке, которую, впрочем, перепрыгиваю, встаю на курс и врубаю полную скорость. Понимаю, что, возможно, пролечу над проводами или влечу в них, поэтому складываю крылья и сыплю вниз, чтобы пролететь под. К чему это геройство? Как-то быстро все происходит, жмусь к рельефу, лечу под ЛЭП, огибаю гору и вот я уже над площадкой приземления.
Высоты еще метров 300-400, но лететь к стоянке не хочу. Тут вроде бы тоже национальный парк, не знаю, где точно его граница. Засветиться не очень хочется, поэтому скручиваюсь и сажусь на лужайку. Радость от осознания, что могу летать вполне продвинутые линии и долетать до площадок. Перед поездкой не было такой уверенности. В отличном настроении возвращаюсь к машине, и едем домой.
На утро встаю пораньше и еду в Ле Каро. Уже лень долго и высоко ходить, хочется прыгнуть в трексьюте с Луи Филиппе. Бросаю машину наверху и за 15 минут дохожу до экзита. Погода отличная, раннее солнечное утро, и хочется подольше побыть тут, наслаждаясь видом. Прыгал раньше тут только в винге, поэтому открываюсь с запасом на 10-й секунде. Но потенциал для тренировки тут большой. Высоко, достаточно безопасно и не сложный подход. В долине полный штиль, и из-за своего высокого открытия я умудряюсь прилететь под куполом почти к началу тропы. Снова прогулка по уже полюбившемуся ущелью, только у мостика не сворачиваю налево, а продолжаю идти прямо и за час добираюсь через красивый утренний лес до машины.
Результатами поездки доволен: 7 новых экзитов и 9 прыжков. Все получилось даже лучше, чем хотел. Отличные линии, которые давно уже хотел пролететь. Прыгать в трексьюте нравится все больше и больше, тут отличные тренировочные экзиты. Приеду обязательно допрыгивать оставшиеся экзиты, да и уже опрыганные с удовольствием пролечу вновь. Самоен понравился своим расположением и доступностью прекрасных мест. Непрыгающим друзьям тут тоже понравится: рафтинг, виа ферраты, велосипеды, парапланы и многое другое. Сестра успела со мной исходить все долинки, подняться к красивым озерам и водопадом, насладиться природой и атмосферой. Следующий этап - научить ее хорошо водить машину по горным серпантинам и можно брать во все приключения. Водители нам нужны = ))