Swiss air BASE

Dec 11, 2012 00:22



Швейцария славится хорошим шоколадом, сырами, банками и часами, а также долиной Лаутебрюнен. В этом месте совершается, как мне кажется, почти половина всех бейс-прыжков. По крайней мере, такое впечатление складывается, если посмотреть ролики на ютюбе. Что привлекает людей в это место мне до сих пор не понятно. Но Швейцария это не только Лау. Вернее это совсем не Лау. В 2010 году мы заехали в эту страну после Франции и опрыгали Шамосон и Хаут де Край. Впечатлений особенно от последнего экзита было столько, что решили обязательно приехать туда еще.


Высотная Швейцария это экзиты на высоте 2300-2500 и выше со сложными стартами и подходами. Локалы их особо не светят, поэтому кроме Эйгера, Юнгфрау и запрыганного Cпутника на видео в сети редко что встречаентся. 
В этом году компанию составили Андрей и Слава. За отличные фото спасибо Гале. Заселились примерно в том же уютном месте, в деревушке Оврона, расположенной на высоте 1500 м. Из плюсов были отличный вид из окна, близость термальных источников и более быстрое (в теории) привыкание к высоте. Из минусов - долгий подъем на машине наверх.
Вечером в первый же день едем на разминочный прыжок на Шамосон. 600 метров, подход 15 минут, внизу по-прежнему виноградники, у меня и Андрея новые винги (V4 и Химера). Радость от возвращения в спорт омрачается только невнятным стартом и недолгим полетом. Не беда, это только начало. Следующий день и два прыжка снова оттуда же. Уже более уверенно и качественно, но вечерний ветер и торчащие колья виноградников отбивают желание прыгать тут часто и открываться низко. Но ничего, завтра обещает быть ярким.






Стартуем рано и за пару часов добираемся до подъемника. Экзит Ту Сан Мартин на леднике на высоте 2900. Есть подход от площадки приземления, идти часа 4-5, но мы еще не знаем ценник на фуникулер, поэтому смело идем к кассе. При расценках около 60 евро за подъем в одну сторону можно быстро обнищать, поэтому в будущем настраиваю себя на пешие подходы: красивые виды, несложный рельеф. И не нужно делать на машине крюк 200 км. Но в этот раз решаем шикануть, и гуляем на все. Наверху дует страшный ветер, которого не было внизу. У самого экзита почти полный штиль.





Дух захватывает от открывающейся панорамы. Раньше (в эпоху V2) должно было быть еще страшно от рокдропа до первой полки. Но у нас матрасная авиация и паранойи на этот счет нет. Одеваемся, выходим на экзит, прыгаем. Я лечу опять посредственно, влетываюсь в новый винг, после открытия пробую Трангу (она тоже новая) в приземлении на ограниченную площадку в виде узкой горной дороги. Получается хорошо, при последующих прыжках маневренность купола не раз спасала. Все приземляются, Андрюха в Химере улетает дальше всех. Укладка куполов на свежем воздухе, купание в горном озере, прохладительные напитки в баре - все это поднимает настроение и оставляет отличные впечатления о прыжке. Все соглашаются, что потратить 60 евро не так уж и жалко, но только еще один раз за поездку. Для закрепления эффекта, так сказать.





Новое раннее утро, дорога к французской границе. Едем искать новый экзит Рошер де Гагниер. С произношением у всех плохо, поэтому называем его вот так коряво. В оригинале должен звучать более благозвучно. Высота экзита 2400 с чем-то. По идее можно вылететь из ущелья и приземлиться в самом низу долины, перепад составит почти 2 километра, но на это не решались даже Юрик и Рёш. Куда уж нам. По карте находим альтернативный маршрут через дамбу. Живописно, и не очень сложно. Час-полтора до дамбы, еще чуть больше до экзита.





Во время подъема окружающие виды выносят мозг окончательно. При соответствующих талантах от красоты увиденного можно было бы петь оды, писать стихи или прозу. Мы же просто тихо матерились. Задыхались от высоты, усталости, но шли наверх, так как хотелось поставить жирную точку в этом безумстве красок и пейзажей. Экзит нашли быстро. Наши предшественники заботливо выложили стрелочку из камней, показывающую преимущественное направление отделения. Мы заботу оценили и стрелочку выложили еще более отчетливо.









Что касается самого экзита и прыжка, то мнения разделились. Мне было страшновато. Во-первых, выполаживание начиналось достаточно быстро. Во-вторых никто не видел площадку приземления. Последняя представляла из себя уже знакомый горный серпантин шириной в 1 автомобиль. Но опять же, красивые виды и увеличенная площадь крыльев (в этот раз прыгал в Химере) успокаивали и настраивали на позитивный лад. Старт получается в этот раз быстрее, полет спокойнее и увереннее. Но неизвестность особенностей рельефа на площадке заставляет открыться повыше и искать удобное место для лэндинга. Уверен, что подобной точности и аккуратности приземления позавидовали бы даже прожженные точнисты. Все трое сели на один участок серпантина, плавно и без травм. Хотя шансов что-нибудь сломать в этом месте больше, чем где-либо еще. Довольные едем домой. Но вечером направляемся под соседнюю гору осматривать вызывающий трепет Гранд Шавелярд. Проезжая под экзитом лично я испытывал дикий ужас. Сказывалась усталость за день. А еще непродолжительная поездка по почти что вертикальным серпантинам среди виноградников. Наш ЖПС посчитал эту дорогу то ли кротчайшей, то ли самой оживленной, но такого страха никто из нас точно не испытывал ранее. Я несколько раз простился с жизнью и отчетливо видел нашу машину, перекатывающуюся по склону горы после неудачно пройденного поворота. После такой потери нервных клеток очень не хотелось куда-то идти. Вспоминался рассказ Валеры Розова, как при нем с экзита слились пара человек. Уверен, парни были опытнее нас, хоть и прыгали тогда еще во вторых Вампирах. Глядя на экзит не представлял, как там можно вылететь. Полки казались страшными. На мое счастье в подъеме в машине начал заканчиваться бензин. Предлог не прыгать был найден.
В планах на завтра стоят еще два экзита. Но планы портятся. Вернее их портят неторопливые швейцарские рабочие. В самый разгар бейс-сезона эти сволочи решают перерывать единственную дорогу на Глисхорн. А топать весь подъем с самого низа не очень то и хочется. Обещают к выходным все починить. Едем в Лейкербад. Там еще хуже - сломали и ремонтируют подъемник. Откроют только в июле. Ха-ха, мы улетаем в конце июня. Хорошо, шанс быть пойманным и оштрафованным на 5000 франков за прыжки в долине отпадает, но мы то хотели все сделать в ночь незаметно и тихо и не травмировать тонкую психику локалов. Одни расстройства. С горя прыгаем с Шамосона. У меня небольшой доворот, но долго расстегиваюсь и опять лечу в гущу виноградников. В этот раз ветер помогает, и сажусь на дорогу. Все, зарекся больше тут не прыгать.

На следующий день прогноз погоды не радует, но вроде бы к обеду должно быть окно в районе Рошер де Гагниер. Идем вдвоем со Славой. Поначалу даже проглядывает солнце, верится в удачный исход кампании. Но после дамбы погода начинает портиться. Успеваем подойти к хребту, до экзита еще подниматься метров 300, а площадку приземления затягивает ползущий снизу туман. Завораживающее зрелище… Его прерывает начинающийся ливень. Прячемся в пещере, больше похожей просто на навес, ранее облюбованной кем-то вроде горных козлов или баранов. Капли дождя летят почти горизонтально, сильный ветер. К тому же становится жутко холодно. Одеваем на себя все что есть, пережидаем непогоду. Дождь проходит и даже появляется голубое небо, но облачность все еще скрывает площадку приземления. Перспектива еще пару часов спускаться вниз не очень радует, но все же принимаем решение и идем вниз. Слить горный экзит тяжело.

Отдыхаем остаток дня и наутро едем залечивать пострадавшее самолюбие на уже знакомый ледник. В этот раз есть облачность, ее периодически протягивает, прыжок в Химере получается быстрее по старту, но таким же по дальности. Нужно влетываться. Андрей летит невероятно высоко, он в Химере делает нас всех. Костюмчик  сидит-с.




Рано утром стартуем в Кандерштег на одноименный классический экзит. Час на машине, потом на поезде вместе с машиной еще 15 минут и мы на месте. Подъемник отправляется через 10 минут, еле успеваем. С нами едут 2 полубухих француза. Наверху они отправляются в бар опохмеляться, мы же в тумане идем искать дорогу.





Вначале снова красивые пейзажи и несложный рельеф. Потом нас догоняют наши повеселевшие знакомые и приблизительно (они идут тоже первый раз) рассказывают, как добраться до экзита. Для начала нужно перебраться через речку. Я перекидываю ствол небольшого деревца и по нему переползаю. Андрей с иностранцами находят что-то типа брода. Но приходится мочить ноги. Славик идет дальше и пропадает на полчаса, пытаясь найти место переправы. В итоге собираемся и втроем (буржуи уже свалили) идем дальше.





Подход интуитивно понятен, тропа отчетливая. С гребня видим на экзите готовящихся к прыжку французов. Они шли быстрее, но, похоже, ждали окна, так как экзит периодически затягивает облаками. Приглядываем шикарный экзит на противоположной стене, подход не простой, но добраться можно. В следующий раз. Вообще Кандерштег очень красивое место, разнообразные линии полета, но оценить красоту по-полной не получается из-за тумана, к стене не жмемся, никакого проксимити. После приземления получаем еще много положительных эмоций, спускаясь по дороге к деревне. Очень живописное место, бушующая горная река и невероятные виды!





Внизу решаем, что на расположенный тут же Физисток нет времени, поэтому едем отметиться в Лау на Хай Нос. Как и предполагалось, место ужасное. Множество китайцев и индусов. Долина узкая, не чувствуется привычного горного масштаба. Прыжок для галочки, ни о чем, радости ноль.

На следующий день отсыпаемся и после обеда собираемся пересекать границу с Францией пешком через горный перевал для совершения прыжка с одного из красивейших экзитов. Приезжаем к дамбе, откуда начинается подход, но с французской стороны идет облачность, да и рельеф по факту оказывается сложнее, чем я думал. На саму дамбу въехать не получается, куча рабочих.









В итоге сливаемся и едем на Рошер де Гагниер. В этот раз идем не по хребту, а в лоб, сложнее, но зато нет сыпухи и получается чуть быстрее. Прыгаем уже почти на закате, краски сводят с ума, сам полет доставляет огромное удовольствие, а вот на приземлении я влетаю коленом в дерево (спасает наколенники), Славик немного вешает купол на елку. Андрюха улетает опять куда-то неприлично далеко, так что чувствуешься себя ущербным. Но хоть за друга можно порадоваться.

Настала пора культурной программы. Едем в Сион и окультуриваемся, расхаживая по местным замкам и улочкам. Красиво, ничего не скажешь. Но еда дорогая.




Прикоснувшись к прекрасному, направляемся под Гранд Шавелярд. Идем вдвоем со Славой. Подход крутой, местами до неприличия, но непродолжительный. Через полтора часа нахожу веревку, спускающуюся к экзиту. Камень летит секунд 9, общее превышение почти 2000 м. Площадка кажется недостижимой. Отделяюсь и около 100 секунд лечу. Накрывает по полной.  Страшно, красиво. Хочется повторить. Особенно впечатляет полет над сошедшей лавиной, которая почти растаяла, но еще лежит на склоне. Отличный экзит!









Новое утро и поездка в Кандерштег. В этот раз стартуем на Физисток, расположенный над городом. Я рассчитывал, что идти часа 3, но Славе звонит Глеб Вореводин и сообщает, что они шли 4,5 часа. Неутешительно, но делать нечего. Подход невероятно красивый, правда дается с трудом. Усталость накопилась и не отпускает. В итоге вместо предполагаемых 2400, экзит оказывается почти на 2800. Вертикаль достаточная, но к стене периодически подтягивает облако, к тому же в конце полета у города вдоль стены летает куча парапланеристов. Стартую и лечу вдоль склона. Скорость в Химере у меня слабая, Андрюха разгоняет ее куда быстрее. Возможно, его второй прототип более совершенен чем тот первый, что у меня. В итоге посередине полета появляются сомнения, а вылечу ли я к городу. Открываться и приземляться по дороге особо тоже негде. Приходится лететь до конца. Елки на крайнем перегибе отчетливо ловят мою тень, очень волнительный момент. Интересное чувство - понимать, что вариантов кроме как лететь у тебя нет. Вылетаю в чистый воздух и открываюсь. Принцип «Флай ор дай» тут работает по-полной. По крайней мере, для меня. Ребята прилетают с бОльшим превышением, но их не накрывает как меня.









В один из вечеров едем со Славой к еще одной дамбе. На полноценный подъем времени нет, но я хочу посмотреть на невысокий экзит у водопада. Перепад метров 300, водопад пересох, подход вроде бы не трудный. Секунд 5 задержку можно сделать. Но внутри что-то протестует, решаю не прыгать. Рельеф под стенкой сложный, в случае доворота не очень приятные моменты гарантированы. Едем дальше к дамбе посмотреть на нее, а также прикинуть начало подхода на расположенный на 3700 Плеуреур. Инженерное сооружение потрясает! Дамба огромна и оценить ее масштаб можно только на месте. Уже вечер, поэтому спокойно заезжаем на саму дамбу по туннелю и останавливаемся посередине. С обеих сторон горы уходят вверх почти на 2 километра, высота самой дамбы метров 250. Стоя у перил ощущаю, как у меня трясутся ноги от окружающей грандиозности. Я песчинка среди тонн бетона и километров гранита. Ни о каком прыжке не может быть и речи, передвигаюсь то с трудом. Немного приходим в себя и идем вглубь дамбы искать выход на тропу. Это оказалось не сложно, есть пара лестниц, выводящих наверх к началу пути на гору. Очень хочу туда сходить, подъем с 2000 до 3700, не так уж и много, но высота большая. На 2,5 км с трудом доходим. Акклиматизация проходит не так быстро, как хотелось бы. Ладно, в эту поездку не получается, сходим туда в другой раз. Говорят, особо ленивые бейсеры добираются до вершины на вертолете.




До конца поездки успеваем еще пару раз прыгнуть с Гранд Шавелярда. Первый раз идем все трое. Погода портится, и облачность висит как раз на уровне экзита. Наверху жутко холодно и влажно. Но облака чуть выше нас. Отличный полет! В другой раз я уже один. Подъем в одиночку всегда быстрее, не нужно подстраиваться под ритм других. Дохожу за час. Сверху замечаю, что по тропе, что проходит под экзитом, в мою сторону идет группа людей. Пока одеваю винг они подходят ближе. Уже представляю, как на бреющем полете внесу панику в ряды пеших туристов. «Это птица! Нет, это самолет! Нет, это Супермен!!!» Но общественно внимание и желание кого-то удивить всегда негативно сказываются на качестве прыжка. Страшно валю отделение, но успеваю восстановиться. В итоге вместо туристов паникую я, но все заканчивается хорошо. Крайний прыжок за поездку, и чтобы не расслабляться получаю первый доворот на Транге почти на 180. Предыдущий опыт не прошел даром, все открытия в этой поездке были высокими. И в этот раз времени хватает на то, чтобы расстегнуться, отвернуть и мягко сесть в запланированное место.

Славик едет на экзит вечером, вернее мы его везем по только что открытой горной дороге, идущей от нашей деревне прямо к началу тропы. Всего полчаса и ты на месте. Не нужно спускаться в долину и потом ехать в гору. В будущем Гранд Шавелярд будем использовать как разогревочный экзит вместо Шамосона. Ну их эти виноградники. Тем более Славик открывает новую линию над деревней, пролетая над домиками с криками радости. Правда этот полет жутко взволновал потом всю бейс общественность, да и самого героя, так как вечером при просмотре видео с задней гоупрошки выяснилось, что из-за слишком компактной укладки (а к концу поездки стали укладывать более быстро и менее объемно) и не укороченной петли верхняя шпилька вылетела в полете, раскрыв верхний клапан и предоставив обдуву швейцарскими ветрами часть купола. К моменту броска медузы уши уже частично вышли наружу и все могло закончиться трагично, но обошлось. Уверен, Славика тогда накрыло основательно = ))

Поездка закончилась на мажорной ноте. 13 прыжков с 6 новых экзитов за 13 дней. Пару дней слили из-за погоды, но расположенный через дорогу спа центр с термальными источниками в полной мере скрасил дождливые будни. Обратно в аэропорт ехали по живописной французской стороне Женевского озера, успели в нем искупаться и проехаться через центр вечерней Женевы.

Уже после возвращения в районе, где мы были, обнаружилось еще несколько интересных и достойных внимания экзитов. Если прибавить к ним неопрыганные в этот раз места, то план на следующую поездку внушительный. Тем более к нам планируют присоедениться старые друзья Рубик и Стас, а им показать такие отличные места просто необходимо. Так что уже можно начинать присматривать достойное шале на всю компанию и забивать координаты в ЖПС.

Увидимся!






swiss air base

Previous post Next post
Up