Влияние протестантизма на науку

Dec 02, 2010 19:41



Почему-то многие до сих пор считают, что христианство и наука - «две вещи несовместные», как по другому поводу говаривал пушкинский Моцарт. И многим грезятся еще мифы, созданные советской атеистической пропагандой о попах-мракобесах, душащих всякую смелую научную мысль.
Нет, душителей-то хватало. Причем везде и всегда. И при христианстве и при атеизме и конфуцианстве вкупе с синтоизмом. Но дело ведь не в отдельных душителях, а в исторических фактах.
Ведь собственно то, что сегодня мы называем наукой и научным методом в строгом смысле этого слова начало зарождаться в христианской Европе приблизительно в 13 веке во время средневековых спорах об Истине и способах ее познания. Да-да, те самые христиане схоласты (слово это ныне приобрело отрицательную коннотацию, хотя от него происходит наше слово «школа»), рассуждая об Истине, выдвинули фундаментальную теорию эксперимента, заложив тем самым основы для современных признаков научности: верификации и фальсификации теорий.
Европейская наука шла вперед, и религиозное сознание помогало этому движению. Поэтому с приходом Реформации мощный импульс к развитию научного мышления был дан ярчайшими учеными протестантами.

Исаак Ньютон
Верный сын англиканской церкви Ньютон, которого считают величайшим учёным всех времён, был одновременно математиком и физиком. Вот что говорит Ньютон в своём труде Principia Mathematica ("Законы математики") о причине, вдохновившей его на научные изыскания:
Как немощные рабы, мы нуждаемся в Боге. В меру нашего ума мы должны постигнуть мощь и величие Божественного Знания и предаться Ему.
Всевышний Бесконечен и Абсолютен. Он Всемогущ и Всеведущ. Его существование сопряжено с вечностью. Он знает обо всём, что было, и обо всё, что будет. Он Бесконечен и Безграничен. Он - Вечносущий. Существование Его бесконечно. Он присутствует повсюду. Находясь в любое время в любом месте, Он создаёт время и его промежутки.

Недаром на могиле Ньютона содержится поразительная эпитафия:
Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, дворянин, который почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет и приливы океанов.

Он исследовал различие световых лучей и появляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал. Прилежный, мудрый и верный истолкователь природы, древности и Св. писания, он утверждал своей философией величие Всемогущего Бога, а нравом выражал евангельскую простоту.
Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого.


Иоганн Кеплер
Блестящий математик и астроном. Протестант, выпускник теологического факультета тюбингенского университета. Первое время даже хотел стать пастором, но избрал путь преподавателя математики. "Глядя в книгу природы, мы, астрономы, будучи приверженцами религии Всевышнего, должны вознести Богу нашу хвалу", - говорил Кеплер.

Арно Пензиас, ставший лауреатом Нобелевской премии в 1978 году за работы в области физики и за исследования фонового космического излучения, сказал об Иоганне Кеплере следующее: "Мысль о вращении вокруг некоего единого центра простирается вплоть до веровавшего в Бога Кеплера. Кеплер был религиозным человеком. Он признавал Священное Писание и Единого Создателя… С тех пор в течение столетий велась великая борьба. У учёных ещё есть надежда. А Кеплер обрёл свою надежду в вере"

Майкл Фарадей
Англиканин, протестант Фарадей, признаваемый величайшим физиком своего времени, сыграл важную роль в изучении явлений электричества и магнетизма. Кроме физики, Фарадей внёс немалый вклад и в химию.

Он был учёным, верившим в Бога, считавшим, что наука и религия должны находиться в гармонии. Фарадей полагал, что, «так как мир сотворён Единым Творцом, всё в природе представляет собой частицы единого целого». Отталкиваясь от этого принципа, Фарадей пришёл к выводу, что электричество и магнетизм связаны друг с другом
Но все же путеводной звездой в духовном мире всегда оставалась Библия. О ней он писал так:
Я поражаюсь, почему люди предпочитают блуждать в неизвестности по многим важным вопросам, когда Бог подарил им такую чудеснейшую книгу Откровения?

Готфрид Лейбниц
Лютеранин, протестант, который независимо от Ньютона, создал математический анализ - дифференциальное и интегральное исчисление, создал комбинаторику как науку; только он во всей истории математики одинаково свободно работал как с непрерывным, так и с дискретным. Он обосновал необходимость регулярно измерять у больных температуру тела. Задолго до Зигмунда Фрейда привёл доказательства существования подсознания человека.

Протестантизм Лейбница не был столь ярко выражен, но интересен и тот факт, что в процессе реформирования России Петр I использовал рекомендации и проект немецкого философа и математика, лютеранина Лейбница, который, в свое время, получил у царя разрешение на проведение протестантской миссии в азиатской части России.

Роберт Гук
Гук - английский естествоиспытатель, учёный-энциклопедист. Гука можно смело назвать одним из отцов физики, в особенности экспериментальной, но и во многих других науках ему принадлежат зачастую одни из первых основополагающих работ и множество открытий.

Роберт Бойль
Ирландец, англиканин протестант, основатель современной химии Бойль - автор многих открытий, проложивших путь развитию науки. В качестве примера тут можно привести открытие Бойлем зависимости между давлением газов в воздухе и воздушным объёмом, на основе которой впоследствии были сформулированы принципы, сегодня известные как закон Бойля.

Будучи автором столь значительных открытий, Бойль веровал в существование Бога. Он считал, что во Вселенной присутствует разумный замысел, который осуществлён Всемогущим Создателем. В своих трудах и высказываниях Бойль часто подчёркивал, что наука должна быть неотделима от веры в Бога. В одном из писем он выразился так: «Воздайте славу Тому, Кто создал природу… Используйте знания на благо человечества».

В другом своём высказывании Бойль утверждал, что совершенство живых организмов есть явное свидетельство существования Бога: «Совершенство существующих в мире систем, в особенности же удивительные свойства и способности животных, их вызывающее восторг строение на протяжении веков были причинами того, что мыслители признавали существование Бога».

Яркой стороной жизни Бойля была религиозная и миссионерская деятельность. В юности пылкое воображение увлекало его в сторону крайних идей. Находясь под влиянием сильных впечатлений, он выражался следующим образом о своём настроении: «Демон воспользовался моей меланхолией, наполнил душу ужасом и внушил сомнения в основных истинах религии». В таком состоянии он додумался до самоубийства, от которого его удержала только мысль, что душа его попадёт в ад. Он решился рассеять свои сомнения чтением Библии в подлиннике и потому занялся изучением еврейского и греческого языков. Впоследствии его убеждённость в христианской вере выразилась учреждением духовных миссий в Индии, переводом и напечатанием Библии на ирландском и гэльском наречиях.

По завещанию (1661) Бойль оставил капитал для финансирования ежегодных чтений о Боге и религии, знаменитых «Лекций Бойля», первая из которых состоялась в 1692 г. Целью лекций Бойль определил защиту христианской религии от «печально известных неверных, а именно атеистов, деистов, язычников, иудеев и мусульман».Больше информации вы найдете за этим линком

christianity, наука

Previous post Next post
Up