Интеллект ребенка определяется социально-экономическим статусом родителей

Oct 29, 2013 15:17


К такому выводу пришел Ричард Нисбетт, написавший книгу «Что такое интеллект и как его развивать».

«Если мы хотим, чтобы бедные стали умнее, мы должны придумать, как сделать их богаче». Автор опровергает мнение, что развитие интеллекта предопределено врожденными способностями (генетически). Главенствующая роль принадлежит статусу родителей.
Люди более низкого СЭС не стремятся вырастить генеральных директоров компаний или докторов медицины; они растят детей, которым предстоит стать рабочими, и в жизни им будут нужнее сговорчивость и привычка к дисциплине.

В семьях профессионалов в целом разговаривают с детьми больше, чем в рабочих. Родители-рабочие не просто меньше разговаривают с ребенком; они преимущественно обращаются к нему в командном тоне. В рабочих семьях обычно принято считать, что ребенок не может и не должен интересоваться тем, что обсуждают родители, и «встревать» в их разговоры.

Родители с высоким уровнем образования произносят, обращаясь к ребенку, примерно 2000 слов в час, а родители рабочие - примерно 1300. К трем годам ребенок в семье слышит около 30 млн слов, а в рабочей - около 20 млн.

Кроме того, родители различаются по характеру эмоционального контакта с ребенком, что также влияет на интеллектуальное развитие. Соотношение между выражениями укора и одобрения в адрес ребенка в семьях каждого СЭС составляет 1:6. В рабочих семьях на каждое родительское замечание приходится лишь два одобрительных комментария. Родители в бедных семьях чаще, чем в обеспеченных склонны к карательным и жестким методам воспитания.

В семьях среднего класса детям гораздо больше читают. В их домах всегда много детских книг. Родители начинают читать детям вслух с 6 месяцев. При этом родители в семьях среднего класса читают детям не только ради развлечения, но и поощряют ребенка устанавливать связь между содержанием книги и реальным миром.

Родители с высоким СЭС стараются своим детям обеспечить соответствующее окружение в школе и среди друзей, которое способствует развитию познавательных способностей и ценности знания.

У маргинализированных слоев бытует мнение, что уровень образования никак не отразится на доходах и благосостоянии, следовательно, падает стремление к получению образования.

Автор рассматривает культурно-исторический контекст различных наций и групп, объясняя, в частности, причины высокой успеваемости у азиатов, которая связана с высокой усердностью.

Предлагая ряд конкретных мер по улучшению ситуации и повышения уровня интеллекта у детей из низших слоев, Нисбетт говорит одну очень важную вещь: честный и общественно полезный труд должен оплачиваться так, чтобы человек был в состоянии содержать семью. Этого отчасти можно достичь повышением минимальной ставки заработной платы, снижением подоходного налога и налоговыми льготами на детей. Эти меры окупятся - за счет повышения эффективности труда бедных и снижения уровня преступности и социального обеспечения.

В конце книги даются дельные советы родителям по развитию интеллекта у детей: вознаграждайте детей не за их ум, а за усердие; не награждайте детей за то, что доставляет им удовольствие; используйте правило «4 С» (поощряйте в ребенке ощущение контроля, ставьте перед ним сложные задачи, внушайте ему уверенность, возбуждайте его любопытство и, давая ему задание, соотнесите его с контекстом: с реальным миром или ситуациями из кинофильмов и ТВ-программ); развивайте подвижный интеллект (способность к решению нестандартных задач, где выученные ранее правила и понятия могут оказаться бесполезными); учите классифицировать и сравнивать предметы, явления; формируйте круг общения ребенка таким образом, чтобы товарищи поддерживали его интеллектуальные интересы и т.п.

Вывод: эту книгу должен прочитать и иметь на книжной полке каждый ответственный родитель, а госдеятели обязаны проштудировать и внедрить все то, о чем пишет автор.

діти, meritocracy, читальня

Previous post Next post
Up