«Преподобный» - один из немногих по настоящему интересных и неоднозначных сериалов о церкви, которые достигли значительного признания в светском обществе - первый сезон с разбегу получил South Bank Award за лучшую комедию.
Это и не «сластивая история» о победоносных успехах Англиканской церкви и не огульная критика христианства. Здесь рассказывается правдивая история о состоянии дел внутри англиканства.
Для не утвержденных в вере людей или религиозных фундаменталистов (фанатиков) фильм будет однозначно негативным. Первые после этого станут утверждать, что либерализация (догматическая и моральная) церкви - естественный процесс, к которому должны со временем прийти все конфессии. А вторые будут с пеной у рта доказывать, что ситком еретический и должен быть придан всеобщему осуждению.
На самом деле ошибаются и первые и вторые. Этот забавный сериал про рядового священника доставил безмерное счастье критикам порассуждать о падении духовности, засильи коммерции и о том, что «кривая секуляризации ползет вверх».
Том Холландер (Tom Hollander), типичный продукт театрально-телевизионной британской интеллигентщины, сыграл главную роль и написал сценарий совместно с Джеймсом Вудом. По их признанию, около года они пристально изучали клерикальный мир, используя связи с дружественными священниками англиканской церкви, пожелавшими остаться неизвестными. Поднабрав всякой полезной инсайдерской информации, друзья смогли сконструировать вполне убедительную картинку, очевидную для представителей церкви, и несколько неожиданную для посторонних.
У зрителя есть уникальная возможность окунуться во внутреннюю жизнь англиканства и от «первого лица» узнать о всех проблемах и кризисах. В сериале показывается специфическая ситуация, в которую себя загнала англиканская церковь. С одной стороны она по-своему старается быть дружелюбной для мира - полное отсутствие осуждения гомосексуализма (вплоть до того, что геям разрешено занимать определенные руководящие должности в церкви, кроме епископских, конечно), разрешение принимать в духовный сан женщин (что дает возможность удачно залатать кадровые дыры) и открытость к исламу.
Однако это не наполняет церковные приходы по воскресеньям (кроме дней, когда нужно посетить службу ради зачисления детей в престижную англиканскую среднюю школу). Пустующие храмы приходится отдавать в аренду мусульманам для проведения каких-то исламских занятий, а разбитый витраж в древнем храме превращается в головную боль, так как никому нет дела до приходских проблем, следовательно, нет и финансов на починку.
Сериал очень точно передает еще один вызов для англиканства - серьезная внутрихристианская конкуренция. Либерализация церкви и ее постепенная секуляризация приводит к тому, что священнослужители массово переходят в католицизм, а молодежь тяготеет к харизматическим общинам, способных на доступном и современном языке рассказать людям о Боге, а не о правах женщин или гомосексуалистов. На фоне динамичных харизматических церквей с переполненными воскресными богослужениями, привлекательными молодыми людьми и девушками, достаточными финансами для осуществления своей миссии, англиканство выглядит как недоразумение, имеющее в своем активе лишь каменные храмы.
Кроме этого в сериале присутствует ненавящивая критика церковных бюрократов, которым нужно лишь приток людей (клиентов) и деньги от прихода, словно церковь - это корпорация.
Одним из самых интересных сюжетов сериала является внутренний диалог с Богом. Каждый раз в начале любого эпизода главный герой - викарий Англиканской церкви Адам Смэлбоун - обращается к Всевышнему с мольбами, мол, за что мне такое наказание и как выйти из сложившейся ситуации. Ответ Бога материализуется в целиком логичное разрешение конфликтов и трудностей, осмысление которых превращается в благодарность англиканского священнослужителя. Именно здесь и заложен просветительский замысел сериала, который говорит нам, что не все еще потеряно в англиканстве и это такая же часть Тела Христова как и другие конфессии и деноминации.