Как-то я уже переводил статью, касающуюся христианских университетов. Тогда говорилось о г
омосексуалистах-студентах, которые создают свои группы. Сегодня поговорим о группах студентов-атеистов (с
татья из The Washington Post). В начале статьи я был возмущен, мол, как такое возможно. А к концу принял умеренную позицию и понял: нельзя ограничивать действие Бога в жизни этих людей, через разрешение функционирования подобных групп внутри христианских ВУЗов тоже возможна проповедь Христа. Боязнь, что эти объединеня станут рассадником атеизма - проявление слабости веры и сомнения в Божьей силе. Мне интересна точка зрения верующих: стоит разрешать эти группы или необходимо жетско с ними бороться?
Однажды поздней ночью за пиццей, двое студентов University of Dayton Бренден Кинг и Ник Хайнс обнаружили, что никто из них не верит в Бога. Конечно, они думали, что не могли быть неверующими в римо-католическом колледже.
В прошлом году Кинг, Хейнс и некоторые другие студенты- единомышленники, оказавшиеся неверующими, объединились в студенческий клуб «Общество свободомыслящих» (Society of Freethinkers). Университет отклонил их заявление о легализации и повторил негативное решение в сентябре. Без университетского одобрения, группа не может собираться в университетском кампусе, организовывать свои студенческие мероприятия, принимать участие в чужих событиях или использовать медиа кампуса.
Пока они встречаются в кафе «Панера» за пределами кампуса, привлекая новых членов через личные беседы. Их уже насчитывается около 15 человек. «Религиозные кампусы могут выделить отдельное место и для тех, кто не разделяет веру, - сказал 23-летний аспирант-биолог Кинг. - Мы желаем привлечь таких людей».
Студенты из Дейтона не одиноки. Альянс светских студентов, национальная организация неверующих студентов, объединяющая представителей 320 кампусов, утверждает, что два других религиозных ВУЗа - Нотр-Дам (Notre Dame) и Бейлор (Baylor) - отказали подобным клубам для атеистов, агностиков, гуманистов и других неверующих студентов. Студенты католического университета Дюкисн (Duquesne) говорят, что слабо верят в утверждении их первой заявки в этом году.
Все заведения говорят, что они отклонили клубы, потому что те противоречат их христианской миссии. Однако атеисты возражают, что тот же Дюкисн, Дейтон и Нотр-Дам разрешили мусульманские и еврейские студенческие клубы. А Дейтон с Дюкисном даже легализировали студенческую гей-группу.
«Единственная разница между нами и ними - наш клуб не предполагает существования иудео-христианского Бога, - сказал 21-летний студент Нотр-Дама Стивен Лав, чья заявка на регистрацию студенческого клуба была дважды отклонена. - Я думаю, что следует разрешить функционирование этих клубов, но если они собираются руководствоваться этой логикой (запрет нехристианских клубов - прим.), то должны быть последовательными».
Вице-президент Дейтона преподобный Джеймс Фитц сказал, что университет может разрешить деятельность студенческого гей-клуба, но не поддерживать их сексуальной ориентации. Одобрение некатолических религиозных клубов является приемлемым, потому что они верят в Бога. «Мы, как марианистский (католическая конгрегация - прим. ) университет, стремимся к обучению и формировании веры».
Многие студенты говорят, что их сверстники поддерживают инициативы по созданию клубов для неверующих. Другие же спрашивают: почему они выбрали для обучения религиозный университет, если они не верят в Бога.
Хейнс и Кинг пришли в Дейтон после посещения католической средней школы. Президента Альянса за свободную мысль (Alliance for Free Thought) в DePaul University Эндрю Триппа привлекли городские условия и служение бедным слоям Чикаго. Брэнди Степп сказала, что как атеистка она беспокоилась в своем выборе DePaul, но ее привлекла хорошая репутация театральной кафедры. «Я думала, возможно, мне придется держать язык за зубами относительно многих вещей, - сказала она. - Я искала сообщество единомышленников. Найдя по объявлению клуб, я отлично проводила время».
Не все религиозные университеты отвергают существования клубов неверующих. В California Lutheran University существует активная группа, которая регулярно сотрудничает с религиозными объединениями студентов на территории кампуса. Также и в DePaul процветают подобные группы, встретившие поддержку со стороны администрации. «Как только они поняли, что мы не собираемся претендовать на должность президента с требованием декатолизации университета, то не стали препятствовать нашим целям», - сказал Трипп.
Директор отдела, отвечающего за студенческую вовлеченность в DePaul, Сюзанна Килгеннон заявила: целью клуба является открытое исследование вопросов веры и неверия, что соответствует миссии католического заведения.
«Как мы можем не иметь на рынке идей, организации подобной этой? - сказала она. - Это важно для всестороннего изучения темы, независимо от предмета. Мы чувствовали, что этот клуб нам нужен».
Другие религиозные высшие школы пришли к подобному выводу. Также разрешили функционирование Альянса светских студентов в Southern Methodist University, Luther College, Presbyterian College и Iowa’s Central College.
Директор по коммуникациям АСС Джесси Гелеф сказал, что некоторые религиозные университеты понимают цель неверующих клубов. Это не реклама атеизма, подчеркнул он, а обеспечение студентов, изучающих вопросы веры с точки зрения светского гуманизма, «надежным местом».
«Светские студенческие группы способствуют обсуждению и сообщества, и сострадания, - сказал Гелеф. - Если университет Дейтона и другие школы ценят эти вещи, то они должны прекратить отказывать неверующим студентам в их правах».
Гелеф слышал от студентов Бейлора, что им угрожали исключением из-за их неверия. Бэйлоровское сообщество атеистов/агностиков продолжает собираться, организовываясь через страницу в Facebook, которая насчитывает 69 членов. Никто в группе не согласился дать интервью.
Ник Шедовен видит разрыв между религиозными и нерелигиозными студентами. «Многие учащиеся приезжают из маленьких, консервативных городов, жизнь в которых сосредоточена вокруг церкви, где нет дискуссий с атеистами, и поэтому они вынуждены держать свое мнение при себе, - сказал он. - Эта группа стремиться показать остальным студентам мы такие же, как и все остальные».
Но когда 23-летний Кларк и некоторые другие студенты захотели основать клуб неверующих, то получили одобрение как со стороны администрации, так и со стороны студентов, несмотря на принадлежность школы к Евангелическо-Лютеранской Церкви в Америке.
«Миссия университета заключается в содействии развития веры и разума, - сказал Кларк. - Они очень открыты к обсуждению религии, не говоря при этом, что это мой путь. Так мы вместе отвечаем миссии университета - говорим о вопросах веры, таким образом, вы будете сильнее в ваших убеждениях».
Альянс светских студентов стартовал в California Lutheran University в 2009 году. В настоящее время, он один из самых активных клубов на территории студенческого городка в Таузенд Оакс, Калифорния, который подключается к проведению мероприятий других групп, касающихся вопросов веры и неверия. Вместе с католической группой он посетил католическую церковь. С евреями они праздновали еврейский праздник. Они побывали в сикхской Гердваре (храм) и мормонском храме, и обсуждали викканский и унитарный универсализм с членами этих конфессий.
«То, что я ценю больше всего в подобных группах - это их готовность изучить то, что делает верующих верующими, - сказал советник факультета Уильям Берсли. - Подобное толерантное исследование веры и милосердное служение, кажется, противоречит чудовищным карикатурам на атеистов».
Кларк слышал отзывы от студентов других религиозных школ, где администраторы не разрешили студенческие клубов для неверующих. «Они теряют возможность положительного диалога с людьми, которые имеют иные взгляды, - сказал он. - Если бы мы сделали что-то подобное с мусульманской или еврейской группой, то это вызвало б всеобщее возмущение, но с неверующими можно поступать иначе? Это печально».