Неканонический иконостас в РПЦ

Nov 03, 2011 15:58

Богословы трактуют иконостас как видимую границу между двумя мирами: горним и дольним. Однако граница эта не разделяет, а, напротив, объединяет земное и небесное благодаря заступническим молитвам святителей, лики которых взирают на прихожан с высоты алтарной преграды.

Обычай укрывать алтарь иконами греки передали и крестившейся Руси. Но если в Греции иконостас до сих пор, как правило, имеет не более трех рядов, то в Московии с конца XVI века их стало пять. Вносить изменения в эту каноническую символическую структуру имел право только Церковный собор. После Петра Первого, подчинившему церковь государству, канон стали время от времени нарушать. В частности, неканонический иконостас можно увидеть в Исаакиевском соборе Петербурга.



Исаакиевский собор до революции считался главным кафедральным храмом России.После вступления на трон Николай Первый решил превратить храм в символ, отвечающий формуле Уварова: "Православие, самодержавие, народность". Духовное же единство самодержавия  и народа получило симовлическое выражение в композиции главного храмового алтаря, где вместо большинства привычных образов святителей были помещены иконы святых-покровителей царского дома. Так создавалось сакральное пространство, где члены царского дома выступали в роли первых заступников народа перед Богом.

Деисусный чин. Название этого иконостасного ряда происходит от греческого "дисис" - моление. По традиции здесь помещались иконы главных христианских свчтых, обращающихся ко Христу с мольбой о помиловании всех православных. В этом ярусе слева от Царских врат должны стоять Богородица, архангел Гавриил, и апостол Петр, справа - Иоанн Креститель, архангел Михаил, а также апостол Павел. Однако в соборе их места занимают святые-покровители членов августейшего дома: равноапостольный князь Владимир (креститель Руси) - покровитель великого князя Владимира Александровича; Мария Магдалина - заступница великой княжны Марии; равноапостольная Ольга - патронесса средней дочери Николая Первого; великомученица Александра (супруга императора-язычника Диоклетиана) - покровительница императрицы Александры Федоровны; Николай Новгородский (чудотворец 14 века) - покровитель самого императора; равноапостольный Константин (император Римской империи) - небесный заступник воторого сына императора, великого князя Константина Николаевича; архангел Михаил - хранитель младшего сына императора; святая Анна (мать Богородицы) - патронесса великой княгини Анны Федоровны; святая Елена (мать императора Константина) -  заступница великой княгини Елены Павловны; святая Елизавета (мать Иоанна Крестителя) - патронесса дочери княгини елены Павловны.

Это все писал в вопросу о неканоничности отдельных украинских православных церквей. А у самих-то не все идеально.

christian in name only, Russian Ortodoxy Church Corporation©

Previous post Next post
Up