Постсоветские протестанты в медиа пространстве Украины

Oct 21, 2011 19:05


Для современного постсоветского религиоведения протестантизм остается явлением недостаточно изученным и малопонятным.Не только светские ученые, но и внутрипротестантские эксперты не занимаются исследованием институционального развития своей конфессии и деноминаций. Одной из самых «обделенных» сфер являются медиа.

Однако докторант Института журналистики Киевского национального университета и редактор адвентистской интернет-газеты «Путь» Максим Балаклицкий осенью этого года опубликовал докторскую монографию «Медиатизация протестантизма в Украине 1991-2010» (Медіатизація протестантизму в Україні 1991-2010. - Харків: Харківське історико-філологічне товариство, 2011), которая призвана открыть новое направление в изучении протестантского сообщества.

Стоит отметить, что это первое подобное фундаментальное исследование медиа институций протестантов не только в Украине, но и на всем постсоветском пространстве. Специалисты, интересующиеся этим вопросом, могли довольствоваться редкими статьями и незначительными упоминаниями в научных исследованиях, посвященных совершенно иным проблемам.

Автору стоит выразить благодарность, за то, что ему удалось систематизировать активность протестантов - собрать воедино все факты, проекты, личные или церковные медиа-инициативы. В его поле зрения попали как крупные мероприятия (вроде конференции Media Mobilization и деятельности единственной в СНГ ассоциации христиан-журналистов «Новомедиа»), так и локальные проекты, скромные интернет-порталы. Монография предлагает классификацию СМИ, определяет их задачи, дает представление о структуре протестантских медиа (источники дохода, количество работников, уровень образования). Собранная воедино «мозаика» позволяет будущим исследователям увидеть общую картину.

Интересующийся темой читатель, найдет для себя в этой монографии достаточно полезных выводов и замечаний относительно развития протестантских медиа. М.Балаклицкий очень точно указал, что аудитория протестантских СМИ определяет авторитетность информационных источников идеологической близостью к своей церкви.

Книга ставит ряд диагнозов протестантской журналистике, на которые до сего момента не обращали внимание. В частности, автор отмечает, что институт независимых СМИ в протестантской среде является декоративным, далеким от реального содержания и веса. Критические интенции церковных СМИ, направленные внутрь конфессии, угрожают им бойкотом со стороны верующей аудитории. На этом фоне вполне логичным является следующий вывод: церкви не готовы к саморефлексии.

Анализируя контент протестантских СМИ, исследователь советует журналистам, пишущим в этих изданиях, ориентироваться на освещение общественной проблематики и стремится к работе в светских изданиях. Таким образом, протестантам удастся отойти от морализаторства и корпоративных интересов к поиску конкретных деталей, раскрытию «вечных» тем.

Книга предлагает протестантскому сообществу прогрессивную идею - возможность соединить в себе консервативность в ценностях и профессиональную журналистику, что в современном дискурсе кажется несовместимым. И здесь приводятся конкретные издания, в частности, американское Christian Science Monitor, ватиканское L’Osservatore Romano, французская Le Croix.

К сожалению, монография содержит целый ряд серьезных недостатков и упущений, существенно подрывающих ценность научного исследования. Книга лишена критического осмысления медиа-активности протестантов. Скажем, говоря об образовательных программах протестантов (как академических, так и разработанных профессиональными объединениями), автор не удосужился сравнить их между собой и со светскими аналогами; определить уровень компетентности преподавателей, соответствие вызовам современности и востребованностью на рынке. Подобный недостаток касается всех остальных аспектов «протестантской медиатизации».

Автор преднамеренно обходит острые углы, касающиеся протестантского медиа-сообщества. В монографии не освещается громкий конфликт внутри ассоциации журналистов «Новомедиа» из-за разных взглядов на стандарты профессиональной этики, который привел к добровольному уходу и изгнанию несогласных с руководством членов. А описывая образовательные проекты, он опустил комментарий профессора Института журналистики КНУ Аллы Бойко, которая весьма критически оценила журналистскую программу в Киевском христианском университете.

Говоря об уровне влияния протестантских СМИ на самих же верующих, автор не предлагает четких и объективных критериев оценки качества контента, достижения поставленных целей и задач. Лишь эпизодически в книге проскальзывает такой интернет-показатель как хосты (количество посетителей). При этом полностью игнорируются распространенные в профессиональной среде индикаторы влиятельности интернет-медиа - индекс цитируемости, page rank и др.

В книге приводятся результаты социологического опроса (для определения влияния протестантских медиа) трех категорий верующих - редакторов протестантских СМИ, журналистов и обычных читателей. Однако возникает ряд вопросов относительно грамотности самого социологического исследования. В частности, согласно деноминационной структуре опрошенных, 72% - прихожане адвентистской церкви, хотя сами адвентисты в протестантском движении Украины не являются доминирующей группой (по разным показателям, на эту церковь приходится до 20% от всех протестантов). К тому же, насколько соц. опрос можно считать объективным показателем влиятельности, если на вопрос «как вы проверяете сообщения протестантских СМИ?» 22% респондентов ответили, что проверяют Библией. В этой ситуации либо аудитория некомптетентна, либо ей были поставлены неправильные вопросы.

В книге отсутствует научное пояснение к наличию многих аспектов. Анализируя ряд протестантских изданий (общенациональных и локальных), непонятно, по какому принципу они были отобраны - конфессиональный, размер тиража/читательской аудитории, уровень влияния, возраст издания и т.д.? Книга не разъясняет: зачем детально анализируется контент каждого СМИ. И, в тоже время, автор в своем исследовании не касается вопросов о качестве материалов, их актуальность и глубине раскрытия проблематики.

Монография слишком «раздута» в объеме лишним и ненужным материалом. Выше уже указывался чрезмерный детальный анализ не самых авторитетных протестантских изданий. Кроме этого, целые разделы посвящены анализу христианской книжной публицистики и богословским дискуссиям протестантов. В чем, например, заключается ценность пересказа маркетингового исследования киевского «Светлого радио «Эммануил»? Непонятно.

Один из самых серьезных недостатков книги - отсутствие анализа активности протестантов в светских медиа. К сожалению, мы также не найдем сравнение институционального развития украинских протестантов с собратьями стран СНГ (главным образом, России), Европы и Северной Америки, а также иными христианскими конфессиями Украины. Подобный компаративный анализ позволил бы определить насколько прогрессивны протестанты в медиа сфере: превосходят/отстают ли они от своих собратьев из других стран и конфессий. По этой причине исследование представляется «замкнутым», полностью оторванным от общепротестантского и общеукраинского контекстов.

Еще одним фундаментальным недостатком этого труда является полное игнорирование социальных медиа, ставших неотъемлемой частью информационно-коммуникационной сферы с начала «нулевых» годов. За бортом остались протестантские блогеры и блоги, дискуссии в социальных сетях. Фактически, украинская (здесь уместнее говорить, скорее всего, о русскоязычной) протестантская блогосфера является здоровой альтернативой официальным протестантским СМИ, лишенным журналистской смелости, объективности и идеологического плюрализма. Блогеры не боятся открыто говорить о проблемах в своих поместных церквях, союзах и деноминациях. Причем публикации и уровень поднимаемых тем (кризис протестантской миссиологии, церковь эпохи постмодернизма, современная культура и христианство, сексуальность и др.) часто качественнее материалов, размещаемых в протестантских СМИ.

Читатель также лишен возможности узнать, насколько удешевление каналов коммуникации изменило характер медиатизации протестантов. Например, как появление бесплатных видеохостингов (вроде YouTube) или сервисов онлайн-трансляций отразилось на популяризации христианских ценностей и церквей в публичном пространстве.

В целом, исследование несет преимущественно описательный характер. Монография лишена прикладной пользы: она не предлагает конкретных шагов по усилению присутствия протестантов в медиа и качества их продукта. Ценность работы Максима Балаклицкого заключается в том, что он стал первопроходцем в столь обширной и многоуровневой теме, игнорируемой протестантским сообществом Украины.

Специально для Базницы

< lj-repost button="Рассказать друзьям" />

christianity, букворминг блогера, читальня, рецензия

Previous post Next post
Up