Епископ Лазарь: «Предназначение церкви - объединять разрозненное людское общество»
Интервью опубликовано 5 января в региональном издании Северо-восточной Эстонии «Северное Побережье».
Для православных христиан нынешние дни - особенные. Верующие готовятся к празднованию великого праздника Рождества. Преосвященнейший Лазарь, епископ Нарвский и Причудский уверен, что если есть вера, если человек в ней нашел любовь Божию, это органично вплетается в его жизнь, и человек начинает не понимать, как жил без этого прекрасного огромного мира.
- Ваше Высокопреосвященство, как проходят в православном храме нынешние дни в преддверии великого праздника Рождества?
- Прежде всего, как это, наверное, известно многим, Православная церковь готовит верующих к встрече праздника Рождества Иисуса Христа сорокодневным постом. Традиция поститься накануне Рождества весьма древняя и восходит к 4-му веку. Ко всему прочему, за неделю до праздника церковные песнопения начинают раскрывать сущность этого великого события, тем самым духовно готовя молящихся за богослужениями. В сочельник все храмы по традиции украшаются елками.
- В своем предпраздничном послании вы указали, чем явилось Рождество Христа для земных людей: «Богомладенец принес каждому человеку свет и силу для преодоления греха, зла и себялюбия. Чтобы люди открыли новые пути для утверждения добра, мира и любви в своих сердцах и в отношениях между собой». Подскажите, что может сделать отдельный человек, чтобы на практике реализовать этот данный ему Богом потенциал?
- Вы знаете, Евангелие не ставит перед человеком невыполнимых требований. Когда в повседневной жизни возникает дилемма, сделать плохой поступок или от него воздержаться, помочь ближнему или пройти мимо, то нужно ставить себя перед древним принципом, повторенным и Иисусом Христом: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки».
Если вам лично нравится вежливое отношение к себе, вам хотелось бы в трудную минуту получить поддержку окружающих - делайте это первым. Жизнь во многом состоит из мелочей, а не из больших героических поступков, и поэтому если научимся быть людьми в повседневных бытовых вещах, совершать в малом хорошие поступки, научимся не реагировать на хамство и грубость ответной агрессией, уверяю вас, мир вокруг нас начнет преображаться.
- На ваш взгляд, какую роль сегодня играет Православная церковь Московской патриархии для жителей северо-восточного региона нашей страны? Подразумеваю и духовный аспект, и, возможно, что-то иное, житейское.
- У церкви во все времена, во всех странах и народах одно универсальное предназначение - объединять разрозненное людское общество в божественное единство, одна цель - взращивать в человеке Царство Божие, ибо, по слову Святого Евангелия, Царствие Божие внутри вас есть, помогая преодолеть тяжкие греховные болезни.
- В мае ушедшего 2011 года образована Нарвская епархия в составе Эстонской православной церкви Московской патриархии. Это новшество что-то изменило с точки зрения прихожан? А что изменилось лично для вас, когда стали епископом Нарвским и Причудским?
- На повседневной жизни прихожан, думаю, это никак не отразилось. А что касается меня, то могу сказать, что забот заметно прибавилось. Но с Божией помощью все возможно, и в будущее нашей епархии я смотрю с большим оптимизмом.
- Расскажите немного о себе. Откуда вы родом, являетесь ли теперь нарвитянином в полной мере? Каким был ваш путь к служению?
- Родился я в Мордовии. С самого детства посещал церковь. Что касается вопроса о том, являюсь ли я нарвитянином, если смотреть на то, что большую часть своей теперешней жизни я провожу в Нарве и этот город - основное место моего служения и работы, то могу сказать: да, я нарвитянин.
- В нашем регионе, да и почти во всей нашей стране, порой бок о бок высятся и православные, и лютеранские храмы. Как вам кажется, это соседство не вносит путаницу в понимание людьми различных церковных порядков?
- Я не наблюдаю такого явления. Все-таки исторически сложилось так, что в Эстонии в течение нескольких веков православные и лютеране жили бок о бок, посещая храмовые здания разных конфессий. И это не мешает нам мирно сосуществовать и общаться.
- Как относятся служители церкви и как относиться простым людям к сложившейся в нашем православном обществе традиции отмечать Рождество по католическому календарю? Есть ли в этом прегрешение?
- Такая склонность воспринимать легко и азартно чужие традиции была привита русскому человеку реформами Петра. Русское общество в лице аристократии с легкостью отказалось от национальной одежды, культуры, выражаемой православными традициями, а впоследствии - после французской революции, когда в Россию хлынул поток эмигрантов из Франции, - и от русского языка. Поэтому эта не очень хорошая во многом способность русского человека терять свое национальное лицо и сливаться со средой обитания имеет многовековые корни. Плохо это или хорошо - решайте сами.
- Из общения с читателями газеты стало ясно, что их часто интересуют вопросы об исповеди: когда, как, для чего? Дайте эти ответы, пожалуйста. И еще, вы по своим наблюдениям можете подтвердить или опровергнуть, что нынешнее время - особенное с точки зрения соблазнов, греха?
- То, что наше время уникально в плане развития порока - очевидно. Телевидение, Интернет могут при желании людей всех возрастов приобщить к самым разным греховным навыкам, о которых раньше можно было услышать только от людей с низким уровнем интеллектуального развития.
В недавнем прошлом само общество воспитывало людей в нравственности, было неприлично и недопустимо при взрослых людях сквернословить или вести себя по-хамски. За такие поступки могли наказать в семье, школе или высшем учебном заведении. Теперь не то. Границ нет, законы и нравы при темпах глобализации все больше становятся общим для всех народов достоянием.
Исповедь же является для человека «баней души». Любой здравомыслящий человек не допустит себе в обществе появиться грязным и неопрятным. Точно так душа человеческая нуждается в очищении от наростов греха, и исповедаться можно в любое время.
- В продолжение темы соседства церквей. Очень известно такое обывательское наблюдение: католическая или какая-либо протестантская церковь ближе и понятнее простому человеку, чем более консервативная православная. На ваш взгляд, есть ли в этом правда? И не кроется ли за таким людским суждением проблема?
- Всякие такие рассуждения чаще всего зиждутся на необширных знаниях как своей родной веры, так и всех окружающих. Спросите у простого подобного мыслителя: кто нынешний Папа Римский? Кто такой Мартин Лютер и когда он жил, чему учил? А кто такой Сергий Радонежский, Серафим Соровский? Вот когда обо всех течениях в христианстве узнаешь, да попробуешь попрактиковать духовную жизнь согласно представлениям о ней каждой из них, будешь знать богослужения, традиции, вот тогда только и можно выносить подобные вердикты.
- В Нарве на повестке дня стоит вопрос о строительстве нового православного храма. Какова необходимость этого? И вполне житейский вопрос: каким образом церковь может профинансировать такое дорогое дело?
- Строительство нового храма будет осуществляться на добровольные пожертвования христиан. Многие сейчас уже оказывают финансовую помощь, перечисляя свои небольшие сбережения на общее благое дело. Позволю себе процитировать слова Святейшего патриарха Кирилла.
«Современный человек нуждается в молитве, может быть, сильнее, чем предшествующие поколения. Он нуждается в молитве именно потому, что ни с чем не сравнимое бурное развитие жизни оказывает на человеческую личность огромное разрушительное воздействие. Именно для того, чтобы уравновесить обрушивающиеся на человека проблемы и конфликты внутренней духовной силой, и нужна помощь Божия».
И эта помощь изобильно подается в том месте, где, по слову Христа Спасителя, «двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде них».
- Напоследок немаловажный вопрос. Сейчас, когда свет рождественской звезды уже вот-вот порадует православных людей, каждому из нас самое время задуматься о божественности его собственной жизни. И многие - это известно - приходят к выводу, что для общения с Всевышним им не нужны ни церкви, ни попы. Пожалуйста, объясните, зачем же все-таки нужно человеку идти в храм?
- Выше я частично ответил на данный вопрос, но вообще на него трудно ответить, как ни странно. Наверное, так же, как на вопрос любителя поп- или рок-музыки, что делать в филармонии на симфоническом концерте, не может ответить любитель классической музыки. Для одних это наискучнейшее мероприятие, нагоняющее тоску, а для других - встреча с прекрасным, и они любят именно эту музыку.
Как тут быть? То же самое и в отношении и веры, и храма. Если есть вера, если человек в ней нашел любовь Божию, то подобного вопроса не возникает. Это органично вплетается в его жизнь, и человек начинает не понимать, как жил без этого прекрасного огромного мира. Поэтому оставляю читателям найти самостоятельный и, надеюсь, положительный ответ на этот вопрос.
Источники:
http://sp.pohjarannik.ee/archives/8933http://www.narvaleht.eu/narva/society/lazar-22.htmlhttp://youtu.be/Uv1Aybw2okg