Диалектическая связь экономического и социального.

Sep 28, 2009 17:27


Поменять тосол в отечественной машинке - дело нехитрое: надо открутить соответствующие отверстия, аккуратненько слить старую жидкость в бросовую тару, промыть систему охлаждения (при желании), залить новую жидкость.
Иногда, чтобы подобраться к сливной пробке и точно подставить канистру под дырку, надо ещё открутить одну железку - защиту картера.

Для этих несложных действий машина должна стоять либо над ямой, либо на стапеле (такая горка с двумя полозьями для колёс, она позволяет работать под машиной). Можно, конечно, заплатить от 500р. в автосервис и не париться, но в сих предприятиях у нас обычно работают люди не особо порядочные, да и времени на поездку к ним уйдёт примерно столько же.
В округе имеется три самопальных стапеля - в гаражах, рядом со складами и около одной второстепенной дороги, у старых частных домов. Два первых стапеля всегда заперты, на третий не всякая машина заедет и он открыт.
И вот, сидя на доске этого последнего стапеля, в ожидании пока старый грязный тосол с водой выльются в канистру, мне пришлось занимать себя всякими мелкобытовыми мыслями.

Например: ну почему бы тем, кто владеет замками от первых двух стапелей, не повесить объявление о том, где можно попросить открыть это средство ремонта, когда, на сколько и почём. За 50р и даже 100р многие бы согласились. Есть одна проблема (из-за которой, возможно, и запирают + невозможность воспользоваться самим, когда место занято) - сломать то сам стапель, конечно, невозможно, но нагадить при пользовании им очень легко: слить масло или тосол прямо на землю, например. Но во-первых, это ст. 8.2 КоАП (о которой надо предупреждать), а во-2х рядом можно устроить склад-мусорку для пустых канистр и канистр с отходами. Договориться с местной администрацией о периодическом вывозе с такой мусорки полных канистр - не такая уж проблема, да и с экологической т.з. уж лучше, если вредные жидкости люди будут складировать для вывоза в одном месте, а не сливать непонятно куда.
В общем, дело не в проблеме, а в том, что «это никому не надо». Хотя 100р. и 2 часа (большую часть времени просто сидишь и ждёшь, пока стечёт) или 500р. и пусть даже час: пусть хороший автосервис ближе, чем тот стапель - выбор вовсе не для любого однозначен в сторону второго варианта.
Однако ж.

Если такие организованные места самостоятельного ремонта и мелкого обслуживания машины будут множиться, то автосервисы и их работники будут однозначно против (интересно, кстати, на чьей стороне будут профсоюзы и левые, защищающие права работников автосервисов?). Между тем, грамотность населения в автотехнике будет расти, количество умеющих работать руками - тоже, меновая ценность денег хоть совсем немножко, но будет девальвирована за счёт того, что часть труда будет вкладываться непосредственно в своё, а не чужое, за что можно получить или отдать деньги. Т.е., капитализму станет хуже, а социализму будет больше.

Следовательно, чем меньше сфера услуг (от чего так страдали потребляди при Союзе) и чем больше человек обслуживает себя или свою семью сам, тем социализму - больше, при условии, что это самообслуживание общественно организовано. Последнее - важно. Ибо только тогда это удобно не только индивидуально, но и общественно (всем). И выгоднее - выгоду мы понимаем не только в смысле денежной: выгоднее, потому что человек становится свободнее от тех же денег. Потому что больше знает, умеет и может.

sociology, auto, economics, social power

Previous post Next post
Up