С одной стороны: Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране - сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни - вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом).
- В.И.Арнольд,
Новый обскурантизм и Российское просвещение С др. стороны, стремление к получению образования чаще всего является следствием не тяги к знаниям и интеллектуальному труду, а осуществлением желания получить общественное положение и более высокий социальный статус. Именно поэтому существенная часть советской омещанившейся интеллигенции так возмущалась колхозам и овощебазам, куда периодически (и совершенно правильно!) посылали работать новоприобретённых паразитов (ибо КПД их труда с каждым годом становилось всё более ничтожно: КПД именно тех, кто возмущался, честные и порядочные трудящиеся не возмущались): они считали такое принуждение ущемлением их социальных прав: как это так, они, белы ручки и элита, будут копаться в грязи!
И не случайно, замалчивается и замалчивалось, даже в советское время, такое важное, основное условие существования коммунистической формации, как обобществление труда на всё общество: нет престижных и социально-ущербных профессий, нет филейных и сервильных работников интеллектуального труда с одной стороны и уборщиц, дворников, рабочих - с другой. Есть труд и обязанности, распределённые на всех и каждого.
Но куда тогда денется та сторона социально-психологической природы людей, которая побуждает их к построению социальной иерархии, к конкуренции, к стремлению быть выше/лучше/дальше прочих таких же?