Мой июль в плане сериалов был... ну так. Пара фоновых дорам, которые досматривала с прошлого месяца, бесконечные Тайны троецарствия, которые красивые, но эмоционально меня не слишком зацепили, и, пожалуй, только одна стоящая вещь за весь месяц - и то, больше относительно остального, чем сама по себе.
И да, я помню, что у меня был план чередовать и смотреть западное тоже, и он все еще в действии, просто очередь пока не дошла (это очень сложная и разветвленная очередь, возможно, даже несколько очередей, переплетенных вместе).
Начну с того, что было стоящим!
Незнакомцы из ада (Ад - это другие \ 타인은 지옥이다 \ Strangers from Hell)
2019, Южная Корея, 10 серий
Не очень стандартная - по-крайней мере, для меня - дорама: и по количеству серий, и по жанру. Никакой романтики, никакой фантастики, никаких красивых костюмов и истории, только жесть, только триллер, только изощренная жестокость. Но это корейцам тоже удается настолько прекрасно, что их обожают в формате кино на международных фестивалях. Полагаю, потому что корейцы умеют особенно хорошо подключаться к эмоциям зрителя в любом жанре.
Это как
Белое Рождество вместе с Паразитами и Пылающим.
Мальчик из провинции переезжает в Сеул. Правда, возможно, он из Пусана, который тоже большой город, но тут важен именно сам факт, что он попадает в столицу - сложный напряженный город, где все куда-то бесконечно бегут, как крысы в колесе, где надо активно устраиваться и выживать. У мальчика вроде бы есть зацепки - его девушка уже тут работает, а старый знакомый предлагает ему место стажера в своей компании. И все же он понаехавший, неустроенный, чужой, и город его пинает сразу же, стоит ему сойти с автобуса - какой-то человек случайно своим чемоданом разбивает его ноутбук (тоненький Самсунг, хотела бы такой, но в Россию их больше не поставляют) и безразлично уходит.
У мальчика ограниченный бюджет, и весь первый день он мотается по городу в поисках жилья, тратя последние воны на метро и экономя на еде, позволяя себе только самый дешевый кимбап. Ищет он довольно специфическую штуку - общежитие того типа, который распространен в Корее: комната - крошечный гробик, часто без окон, в которой помещается только односпальная кровать и стол. Такие дешевые комнаты часто снимают, например, студенты во время подготовки к экзаменам - чтобы ничего не отвлекало, или одинокие люди, которые домой приходят только спать, а все остальное время суток упарываются на работе (и пьют после нее). Может быть, это мог бы быть дешевый вариант вместо хостела и для туриста-одиночки, но условия в таких общежитиях кажутся стремными... особенно после этой дорамы:)
Но даже на такие общежития у героя едва-едва хватает средств. В конце-концов он находит одну комнату по подозрительно дешевой цене - правда, дом находится далеко от центра и его места работы, на холме и через полгода его планируют снести. Район вокруг бедный и трущобный, напомнил мне
Ihwa Mural Village, но сил больше нет, и мальчик соглашается жить там.
Очень скоро он обнаруживает, что все его соседи, мягко говоря, странноватые. Одни - умственно отсталый, бегает и смеется. Другой - постоянно смотрит порно, не закрывая дверь в свою комнату. Третий - вообще мафиози с золотой цепкой на шее. Хозяйка общежития - очень дружелюбная общительная тетка, которая пытается накормить героя, а то и фамильярно шлепнуть по попе, как младшего родственника - тоже бррр... И есть еще один, подозрительно чистенький и ухоженный жилец, весь вид которого говорит, что ему нечего делать в таком клоповнике. Такая себе коммуна маньяков, в которую случайно попал наивный провинциал.
Но так уж он наивен?
Почему герой не мог остановиться где-то еще, ведь казалось бы - у него в Сеуле есть свои люди? Но его девушка тоже живет в крошечной квартире с соседкой, а еще это Корея, там молодым людям жить вместе просто неприлично. Друг, который взял его на работу, не такой уж близкий... т.е. он как бы друг, но старше, и постоянно напоминает, что теперь он еще и начальник, и к себе не зовет. Он не то, чтобы прямо мудак, но тесниться и отдавать последнюю рубашку не хочет, обычный, в общем, человек. Да и просить его герою неудобно, наверное, ведь его и так устроили по блату, а найти работу в Сеуле тяжело и надо держаться за то, что есть.
Этот герой не умеет устраиваться и адаптироваться, не умеет урвать свое, не умеет просить, с людьми ему вообще тяжело. Он одиночка, очень в своей голове, что подчеркивает частый войсовер его мыслей.
Соседи в общежитии - странные все как один. Коллеги по офису - напрягают, у них какие-то свои отношения, которых герой не понимает, и в которые вписывается как-то криво.
Что на работе делать - ему не объясняют как следует, и это мой личный кошмар: например, ему дают пачку каких-то книг, распечаток и просят сделать презентацию. А он если и работал когда-то с пауэрпойнтом, то давно, и как должны выглядеть профессиональные презентации вообще не знает, его такому не учили, он устроился в офис без опыта. Коллега, который вроде как, должен ему помогать, отмахивается и дает толстый самоучитель по программе. Пить с этими совершенно чужими безразлично дружелюбными людьми после рабочего дня - вроде как тимбилдинг - тоже никакого удовольствия.
Со своей девушкой герой никак не может увидеться даже через несколько дней после переезда, потому что то ей нужно поработать сверхурочно, то ему, и они только переписываются об отмене встреч. Их отношения странные, видно, что долгие, но больше по привычке.
Сеул - город-лабиринт, бесконечные провода, тоннели, поезда метро, уже с утра в нем жарко и душно. Западня, из которой нельзя сбежать, это не только жуткое общежитие, но и весь город вообще.
Все это - взгляд глазами интроверта. Человека, которому внешний мир кажется чем-то чужим, опасным, только и ждущим, чтобы обмануть, и с трудом совместимым с его миром внутренним. Потому что внутри он абсолютно самодостаточен и его вполне устраивает быть одному со своими мыслями, привычками, интересами и монстрами. Туда не пробиться ни девушке, ни другу, ни матери - он вроде бы нейтрально-хорошо к ним относится, играет нужные социальные роли, а внутрь не пускает. А любой его шаг наружу ощущается как сквозь кривое зеркало, и как связать вот это я-внутри с я-в-реальном-мире он не понимает. Это постоянная напряженность, постоянный дискомфорт, постоянное сдерживание себя и своей агрессии в ответ на пинки внешнего мира. Для такого человека и правда ад - это другие люди.
И все - от музыки до операторской работы - лишь усиливает эти ощущения.
Наверное, не все зрители это поймут, и герой вызовет у них много вопросов и даже может раздражать. Почему не сделал то и это? Почему не поговорил, не попросил, не объяснил? Почему не нашел выход, почему даже не искал как следует, почему существовал в этом неприятном месте - и речь даже не про материальное общежитие, а про место в жизни.
А даже когда он пытается говорить с другими - у него не выходит как следует, он просто не может будто бы пробиться к ним. И дело даже не в других, а в нем самом, и возможно, ад - это он сам. Даже когда появляются люди, искренне готовые его выслушать: и его девушка, и еще одна героиня - хорошая девочка-полицейская, которой не все равно, и которая сама расследует странных жильцов общежития и тревожные случаи, происходящие в районе вокруг.
А я вот героя понимаю и очень релейт. Потому что сама такая же по большей части. И поэтому большую часть своего отзыва и пишу об этом человеке. Но это как и в Белом Рождестве - что-то происходит на поверхности, но история на самом деле о людях и их внутренних монстрах.
Иногда кажется, что все происходящее показано именно через призму восприятия главного героя: и странности соседей по общежитию, и рабочие трудности. Действительно ли все такие маньячные, странные и неприятные, или это только ему одному так кажется? Остальные люди относятся ко всему гораздо спокойнее и даже не всегда замечают, что так напрягает героя, даже когда в упор смотрят на те же вещи в тех же местах. К тому же герой - писатель. Ну, как бы... Его не публикуют, но он много чего-то строчит по вечерам на своем починенном ноутбуке, и мне иногда казалось, что все происходящее, даже эпизоды, в которых герой сам не участвует, могут происходить все равно лишь в его сознании - будто он берет за основу своих соседей, утрирует их образы, перекручивает в голове, и создает свой сюжет и свою реальность. Я цеплялась за эту теорию примерно две трети дорамы, по-моему, она делает все гораздо интереснее. Но, пожалуй, стоит признать, что кроме внутренних монстров героя настоящие маньяки тоже были реальными. А может, все же...? Да нет, точно были. Или...?
У меня напрашивается сравнение с Белым Рождеством, как с порядком вынесшей мне мозг дорамой в примерно том же жанре. Пожалуй, Рождество все-таки лучше, потому что там больше многогранных персонажей, каждый со своими проблемами и закрученным внутренним миром, а в Незнакомцах мы погружаемся по большей части лишь в одного человека. Есть еще много точки зрения девочки-полицейской, которая ходит и все расследует, и она умница и луч света в этом темном царстве, но совершенно нормальная (что не мешает ей, впрочем, регулярно входить в подозрительные подвалы под тревожную музыку), а это скучно, мы не для этого тут собрались. В Незнакомцах меньше мозговыносящих игр маньяка и жертвы, хотя тоже не всегда понятно, кто же здесь настоящий маньяк. Зато эти две дорамы роднит тема взращивания и выгула на воле своих чудовищ.
Однозначно рекомендовать Незнакомцев мне тяжело, потому что смотреть их не всегда приятно. Там достаточно много триггерных мотивов, например, убийство котов и лягушек, иголки, стоматология и вырванные зубики, каннибализм (?). Я с трудом могла смотреть это перед сном и за едой, но при этом не могла и оторваться... Кто же не любит заглядывать в бездну?
Отторжение может вызвать и чужой азиатский менталитет с классическим замалчиванием, нездоровой показной вежливостью и соблюдением приличий, терпением ради терпения, подчинением авторитету вышестоящих. Все это может быть нелегко натянуть на себя и прочувствовать.
Зато огромный плюс, который может перевесить сомнения, вызванные прошлым абзацем - главную роль в Незнакомцах играет Им Си Ван (он же Лим Шиван, он же принц из
Любви Короля). И как же он хорош!
Во-первых, он просто красавчик - юный, подтянутый, напряженный, мужественно угловатый (что не про всех азиатских красивых мальчиков можно сказать, часто они мягче, и их больше хочется по-матерински обнять и накрыть одеялком, чем трахнуть).
Во-вторых, он играет. Причем что-то даже родственное нашему принцу, за которого мы его и полюбили, что, с моей точки зрения, только плюс. Он снова передает сложность персонажа одним только взглядом, слои, загадку, которую хочется разгадать. Его герой кажется положительным на поверхности, но при этом очень сосредоточенным, постоянно думающим и анализирующим, и будто бы вся его положительность идет не от сердца, а потому что он просто разумом знает, как правильно, и все его этические установки - как сознательно установленная клетка, которой он сдерживает что-то внутри. И эта напряженность, как сжатая пружина, видна в игре актера, и передается зрителю, и это здорово.
Разумеется, теперь мне очень хочется пересмотреть Любовь Короля и Белое Рождество, но я пока держусь...
Теперь про пару дорам, которые шли у меня фоном.
Достоинство императрицы (Последняя императрица \ 황후의 품격 \ An Empress's Dignity)
2018\2019, Южная Корея, 26 часовых серий (или 52 получасовых)
Идея была хорошая:
Альтернативная реальность, в которой в наши дни Корея - все еще империя и конституционная монархия. Императорская семья царствует, но не правит и все еще живет во дворце, женщины носят ханбоки и прически с накладными косами по торжественным случаям, зато у императора - роскошный мундир по западной моде. И разумеется, это все еще родной-знакомый дворцовый гадюшник, где все друг друга травят и убивают шпильками, вдовствующая императрица мама императора грызется с императрицей-бабушкой, служанки в одинаковой форме ходят за всеми паровозиком, наложницы пытаются пролезть в императорскую постель, начстражи тоже мутит что-то подозрительное, злой главный (премьер) министр дежурит на посту. Но только добавьте в микс огнестрельное оружие, корпоративные войны за акции и наследство, журналистов с пресс-конференциями и манипуляции общественным мнением с помощью ютуб-канала.
Но со стороны жизнь современных монархов выглядит как сказка: заботливая императрица - мать народа, очаровательная младшая принцесса дошкольного возраста, болеющая за мировую экологию, и, конечно, красавец мужчина - император. Все разгорающиеся скандалы заминаются, и страна фанатеет.
Больше всех фанатеет и обклеивает спаленку плакатами с императором главгероиня - семья этой девы держит классический ресторанчик жареной курочки, но сама она актриса, играет какие-то роли в маленьком театрике мюзиклов. И вдруг! на одно ее представление приезжает сам мужчина мечты - и смотрит, и хлопает, и идет пить с актерами после. И предлагает встречаться, уииии! И даже зовет замуж - все, исполнение всех розовых мечт.
Но попав во дворец, современная Золушка понимает, что все на самом деле не так радужно. И император - вовсе не такой благородный человек, каким она его считала, и у всей императорской семьи полно грязных секретов и отвратительных тайн - они просто валятся из всех шкафов. Куда делась предыдущая императрица, первая жена императора? Почему во дворец ломится какой-то сумасшедший, который утверждает, что его брат работал тут охранником, а потом бесследно исчез? Кто отец младшей принцессы? Почему младший брат императора - наследный принц - живет за границей? Что императрица мама императора прячет на личном острове? Чего хочет таинственный новый начальник дворцовой стражи? Кто подсыпал яд в кимбап? А еще в чай, чтобы уж наверняка? Где в этом дворце пыточная и тюряжка? А как насчет идеи залить неугодную подчиненную бетоном? А заточить в психиатрической клинике?
Это такой бесстыдный треш и угар! Сочувствовать не хотелось никому из персонажей, все хороши, даже Золушка отрастила зубки со временем и победила вовсе не китайскими методами приручения врагов. Вцелом получилось достаточно задорно... если вам нравится наблюдать, как все друг друга душат и потихоньку сходят с ума каждый по своему, но рекомендовать cо своей точки зрения, пожалуй, не буду. Потому что я смотрю дорамы и особенно ромкомы ради тепла и милоты, а тут - сплошной пруд с крокодилами, которые зубастые, но вообще не очень умные.
Корейская одиссея (Хваюги \ 화유기 \ A Korean Odyssey)
2017\2018, Южная Корея, 20 серий
Еще одна прекрасная идея, с которой у меня не случилось взаимопонимания:
Жила-была девочка, которая могла видеть призраков, и поэтому другие дети считали ее странной и не хотели с ней дружить (
привет, Нацумэ!). Однажды ее на улице остановил странный дяденька и предложил помочь с этой проблемой, если девочка пойдет в лес, найдет там избушку, возьмет одну определенную вещь и принесет ее, ни в коем случае не оборачиваясь и не обращая внимания на чертовщину, которая будет твориться вокруг. Девочка с заданием не справилась и случайно освободила запертое в дизайнерской избушке зловредное божество-трикстера (вообще-то это китайский король обезьян Сунь Укун из классического, но не изученного мной романа"Путешествие на Запад", только корейцы зовут его Сон Огон). И все у девочки стало еще хуже.
Девочка выросла, но духов видеть не перестала, и друзей у нее не прибавилось. Зато она снова встретила того дядечку из детства, а с тем божеством даже завела отношения (потому что это же романтическая мелодрама). И вообще оказалось, что дружить с божествами, демонами, духами и зомби у нее получается гораздо лучше, чем с людьми, в эту компанию она вписывается.
Сценарий этого сериала написали сестры Хон - те самые, кто написали Моя девушка - кумихо и
Отель дель Луна. И с Отелем родство и сходство почерка очень чувствуется - это такое шикарное нагромождение ВСЕГО, очень много ярких образов, широкие мазки... и при этом лично меня не тронуло так же тонко и глубоко, как
Гоблин, который для меня теперь навеки шаблон корейского магического реализма.
В Корейской одиссее посмотреть есть на что, там потрясающие персонажи: демон-поросенок работает айдолом и собирает энергию эмоций фанаток на своих концертах; божество с замораживающими силами по имени Генерал Мороз держит кафе-мороженое и делит одно тело со своей сестрой - богиней лета (актер играет обе роли); дух принца-осьминога вселяется в тело актрисы и бромансит (?) с демоном-поросенком. Милейшая девочка-зомби опять же. В роли вредного божества-трикстера - Ли Сын Ги, которого мы знаем по Легенде о полукровке и которому страсть как идут роли наполовину животных:) Он не то чтобы совсем красавчик по общепринятым меркам, но очень обаятельный со своими улыбочками, и мной любим.
Сюжет тоже вроде бы должен был мне понравиться. Там есть какая-то общая история про героиню и ее отношения с миром духов и Сон Огоном, но с ней переплетены и отдельные арки-приключения - то герои попадают в старый черно-белый фильм про Корею времен оккупации Японией и катаются на трамвае, как в
Мистере Саншайне, то гоняются за привидением невестушки, то у них воскресает древняя жрица, обещающая власть местному злому политику.
И каждый персонаж, и каждая идея по отдельности очень вкусные, но когда оно складывается вместе... получается то ли слишком много всего, то ли неразличимо одно от другого. Это как когда смотришь на яркую цветную фотографию, и вроде все круто, а когда переводишь ее в чб - видишь, что все цвета сливаются в один оттенок серого. Может, чтобы получить удовольствие, надо больше полюбить персонажей и их отношения и наслаждаться ими, болеть за них. Со мной такой любви просто не случилось.
Еще я посмотрела целый один фильм - экранизацию романа Снежный цветок и заветный веер (Лиза Си).
Роман я читала во время своего путешествия по острову
Джерси. Это история двух девочек в Китае 19го века, связанных обещанием быть друг другу названными сестрами. Потому что брак - это связь между мужчиной и женщиной, созданная с одной целью - произвести на свет сыновей, ну и вообще, для выгоды. А вот связь между двумя женщинами - она для разделения эмоций и любви (и это не то, о чем вы подумали). Полагаю, когда мужчины становятся названными братьями - это о том же. Девочки растут, переживают обязательные для того времени и культуры периоды в жизни, например, бинтование ног, выходят замуж, рожают детей... Каждая по отдельности, но между собой они переписываются, передавая друг другу веер.
Мне сложно судить, насколько по этому роману можно судить о реальной жизни и традициях в Китае (я весьма скептична), но мою тягу в ориентализму он удовлетворил. Но и я же тут не ради самообразования и реального ресерча, а история получилась интересная - такая повседневная сага со множеством подробностей.
Экранизация же вышла не очень. Видимо, потому что американская, и там решили, что смотреть чисто костюмное историческое кино про китайцев будет никому не интересно. Поэтому в фильм добавили Хью Джекмана и линию про современность - о двух женщинах, между которыми тоже есть дружеско-сестринская связь, и поскольку их играют те же актрисы, которые героинь в исторической части, это должно намекать на перерождение, видимо.
Самую жесть про бинтование ног выкинули, а в романе оно описано во всяких ужасающих подробностях.
К тому же, мне не зашли актрисы, которые исполнили главные роли. Как минимум, я бы поменяла героинь местами. Но, может, это говорят мои западные представления о красоте, и они ошибаются.
А в августе я смотрю всякие западные мультики и снова сбежала от проблем в родную чосонскую деревню с яркими ханбоками.