Тетрадь дружбы Нацумэ / Natsume Yuujinchou - часть 1

Nov 13, 2019 02:31

Плакал мой контент-план... А что делать, если на меня в последнее время постоянно сваливается что-то исключительное, о чем хочется срочно рассказать? Исключительным вещам полагаются отдельные посты.

Во всем виноваты азиаты. Вот я писала, что снова начала смотреть аниме и читать мангу, и это плохо-плохо-плохо. Никогда не было - и вот опять ^_____^

Тетрадь дружбы Нацумэ (Natsume's Book of Friends / Natsume Yuujinchou)
Манга: 23 тома, 24й в процессе, 2005 - продолжает выходить
Аниме: 74 эпизода (6 сезонов), между 2008 и 2017, + 6 дополнительных эпизодов (OVA) между 2013 и 2017, + полнометражка в 2018
(и вот я жду продолжения уже двух аниме и манг, хотя тут все же не такая агония, как с Йоной, хотя Йона выходит два раза в месяц, а Нацумэ - раз в два месяца, но Нацумэ просто по определению не может причинять боль ^___^)



"Я тоже люблю людей. Нежные вещи. Теплые вещи. Люди, животные и даже духи... все мы ищем то, что будем любить всем сердцем."

Если тезисно о том, что здесь хорошего, то самое важное - эта история невероятно добрая. И все, на этом можно закончить. Нам всем это иногда нужно. Это такой подорожник для души размером с одеялко, заворачиваешься в него и находишь новые силы, и может быть становишься чуточку лучше. После каждой серии остается немного грустное, но очень светлое и теплое чувство.
Но еще:
- это истории о мистических существах в реальном мире, все как я люблю
- японская нечисть необычная и интересная
- аниме очень приятно нарисовано (к манге, возможно, стоит привыкнуть)
- у аниме классные опенинги и атмосферный, но ненавязчивый саундтрек
- это сборник отдельных историй
- ощущение лета, уходящего детства и волшебства повседневности, "Мой сосед Тоторо"-стайл
- многие локации нарисованы с настоящих фотографий, что вызывает уважение к проработке
- к последним историям подтянули харизматичного условного антагониста
- котик же!
- чувства же!

Я познакомилась с Нацумэ еще в 2012м году, и уже тогда запомнила его как что-то выдающееся. Но тогда я видела только два первых сезона, и для меня это была скорее история о мальчике, который общается с разнообразной японской нечистью, то есть я видела фокус скорее на приключениях и фольклоре. С тех пор вышло еще 4 сезона, я их посмотрела и... оказалось, что это совсем о другом. Это история об одиночестве и его преодолении, об обретении дома и о том, как между живыми существами (не скажешь "людьми", потому что половина героев там духи) образуются связи сильных личных чувств, и как мы изо всех сил стремимся преодолеть границы между нами и понять друг друга.

Я была довольно одиноким ребенком из-за того, как выглядела, как говорила и что мне нравилось. Сейчас я довольно одинокий взрослый. Думаю, одиночество - это не просто отсутствие других, привычка к нему изменяет тебя достаточно определенным образом. И местами Тетрадка очень точно передает эти маленькие деформации. Все основные персонажи в той или иной мере одиноки, демонстрируют различные защитные реакции и механизмы преодоления и тоскуют по родственной душе.
Ну, я всегда говорила, что японцам удается самое правильное одиночество. Поэтому это - пщщщщ! в самое сердце.



Пожалуй, если говорить о сюжете, то данном случае аниме и манга вполне взаимозаменяемы, экранизация сделана очень аккуратно по отношению к оригиналу.

Если хочется составить первое впечатление и решить, хочется ли погружаться в эту вселенную, то можно вообще сначала посмотреть полнометражку: Natsume's Book of Friends The Movie: Tied to the Temporal World. Несмотря на то, что тебя там сразу бросают в основной сюжет и показывают почти всех основных персонажей, все достаточно хорошо объясняется, и для понимания достаточно знать самую базу... которую вы будете знать, если сейчас читаете мой пост:) У этой истории вообще очень много точек входа, ее можно начинать читать и смотреть с разных отдельных историй и все будет понятно.

Манга сейчас немного убежала вперед по событиям, и я надеюсь, что скоро наберется достаточно историй, по которым можно будет нарисовать 7й сезон аниме. Лично я очень жду историю, как Нацумэ и Натори ходили за мушмулой:) О! о! и последняя на сегодняшний день арка с армией фарфоровых котиков - это же прекрасно!

Главное различие между мангой и аниме - это рисовка. Я знаю, что в манге она нравится не всем, но мне - нравится, она такая резковатая, угловатая и незаконченная, в этом есть своя прелесть. В аниме в первом сезоне рисовка персонажей тоже грубовата и простовата, много статичных кадров, но опять же я нахожу в этом определенную стильность. В последующих сезонах рисунок становится более аккуратным и приглаженным. А вот природа - леса, небо, заброшенные храмы, прочая сельская местность - хороши всегда.

Для примера оставлю здесь опенинг к 5му сезону - мой любимый.

image Click to view



Единственное, в чем я замечаю разницу - у меня немного по-разному воспринимается главный герой. В аниме он кажется старше и более земным мальчиком, а в манге младше и совсем потусторонним эльфенком-подкидышем. Поэтому и некий "голос", которым для меня говорит и думает персонаж, получается разным, но это трудно объяснить. Какой вариант мне нравится больше, выделить не могу:)



Где найти аниме - это как обычно, все и так знают места. Единственное, не могу подсказать насчет озвучки, потому что я эстетствую и смотрю на японском с субтитрами, там хорошие актеры и голоса.
Хотя, вроде бы, есть версия русской озвучки теми же людьми, которые делали "Йону", они весьма приятны.

Мангу читать можно он-лайн, хоть со смартфона, например, здесь. Я так с ней везде и хожу.

Сюжет вроде бы довольно простой. Как я уже писала выше, на поверхности это приключения обычного японского школьника (тм), который обладает способностью видеть духов-ёкай.
Япония с их синтоизмом вообще страна духов и мелких богов, и их нечисть разнообразна, увлекательна и присутствует в повседневной жизни постоянно. Мы даже уже знакомы с этими товарищами, потому что у одного только Миядзаки есть и Тоторо, и Унесенные призраками, и Принцесса мононоке (сюрприз, мононоке - это не имя героини :Р).

В начале аниме герой только-только переехал в сельскую местность - для аниме создатели вдохновлялись городком Хитоёси в префектуре Кумамото на острове Кюсю, это родные места автора манги, Мидорикавы Юки. Когда-то здесь жила бабушка героя, очень загадочная девушка, о которой он почти ничего не знает, зато ему в наследство досталась тетрадка, исписанная какими-то каракулями. Он мог видеть духов и раньше, но с этого момента они ему почему-то совсем начали не давать прохода.
Духи встречаются злые и добрые, большие и маленькие, сильные и слабые, по-разному относящиеся к людям. Иногда у них своя, сдвинутая мораль, иногда им не чужды совершенно человеческие чувства. Я не так чтобы хорошо знаю японский фольклор, поэтому мне нелегко отличить, что авторская интерпретация, а что классика. Ок, я узнаю волков-оками, и лисичек-кицунэ, и каппу, а божки-ками вообще могут выглядеть как хотят, но может, там есть кто-то еще, кого я не знаю. И что насчет бумажных масок, которые носят многие духи, откуда это?



Вобщем, с частью из духов герою приходится бороться, но чаще он им помогает - выслушивает их истории, сочувствует, разрешает проблемы и споры, служит мостиком в отношениях с людьми, и постепенно понимает что-то о себе и природе отношений и привязанностей вцелом.
Почти все истории получаются очень глубокими и трогательными, bitter sweet. Некоторые могут быть забавными, а некоторые криповатыми, как страшные истории на ночь в детском лагере... по-крайней мере, на кукол БЖД я еще долго не смогу смотреть спокойно:) Иногда духов даже минимум, зато есть школьная жизнь, дружба с одноклассниками и какие-то маленькие подростковые расследования.

Однако, чем дальше, тем больше начинается раскрываться герой... Причем не только в том смысле, что мы обычно пишем "герой в произведении раскрыт", а в еще и в прямом, внутри истории. Проходит время, ему нужно почти 3 сезона, чтобы привыкнуть к окружающим его людям (и зрителям), но стоит ему приоткрыться совсем чуть-чуть, и из всех щелей начинает сквозить такое, что хочется обнять его крепко-крепко и всеми силами защищать эту булочку с корицей.
Как обычно, при минимуме усилий азиаты делают персонажей, по сравнению с которыми западные страдальцы кажутся бездушными картонками.
И они ведь ничего по-настоящему не показывают, все как-то легкими мазками и полутонами, и прошлое героев тут состоит из сплошных белых пятен. Даже спустя почти 15 лет существования этой истории, мы очень мало знаем об очень важных обстоятельствах и деталях. Но фраза, брошенная там, кадр, нарисованный здесь, постепенно обрисовывают контуры этих пятен, и мы примерно догадываемся, что там внутри. А заглянуть глубже все еще слишком больно. В западном фикшне на нас сразу бы вывалили все трагедии, и поэтому мы бы их привычно не прочувствовали так, как здесь, когда мы почти ничего не знаем и поэтому не можем очерстветь.

На момент текущих событий у героя все хорошо, его окружают только хорошие люди, и тем не менее... Этот сериал напоминает, что не достаточно, чтобы все было хорошо сейчас, нельзя переместить человека в идеальные условия и ждать, что он мгновенно переключится. На исцеление нужно очень много времени, терпения и любви. И эта история на самом деле об этом.

Герой меняется, но так медленно и естественно, что это заметно, только если сравнивать самое начало и текущие события.



И эта история добрая не только потому, что добр ее герой, что он сознательно очень старается выбирать эту сторону, но и потому, что невероятно добры все люди вокруг него - его друзья и опекуны. Про них мало сюжета, но они всегда рядом и они невероятные ^_____^
Все истории с флэшбэками задевают очень глубоко.

А еще одним слоем у нас другие люди, которые могут видеть духов. Потому что герой, разумеется, не один такой. С духами общаются экзорцисты, и у них уже свои взгляды и подходы, своя организация, собрания, законы, кланы и политика. Тут нам подгоняют шикарного персонажа, который может считаться антагонистом, но лишь номинально, работа у него такая. Это как будто проглядывает другой параллельный сериал, другой мир - более взрослый и жесткий. И я бы совсем не отказалась его посмотреть - с тем же лором, тем же духами, но с заговорами экзорцистов, борьбой кланов, отравленным чаем в изысканном фарфоре и тонкими оскорблениями, замаскированными под светские беседы (даешь спин-офф про юных Натори и Матобу!) Т.е. я бы не хотела, чтобы этого становилось больше в самой "Тетради", и я очень благодарна автору, что ее пока не несет на глобальные сюжеты, но отдельно этого хочется.

Что приятно лично для меня - по большей части это все-таки остается сборник светлых законченных практически отдельно стоящих историй, иногда объединенных в арки по 2-3 главы-серии. Они настолько хороши сами по себе, что не ощущаются как "филлеры", которые хочется пробежать быстрее и заняться уже, наконец, чем-то более глобальным.

И вот так, балансируя различные составляющие, не торопясь раскрывать тайны и выдавая эмоциональные и греющие душу истории, этот фикшн держится уже почти 15 лет, поддерживает к себе интерес и останавливаться не собирается.

Из-за именно такой структуры главных героев не очень много.

Нацумэ Такаси (иногда Такаши, потому что сложные японские звуки)



"С раннего детства я иногда вижу странные вещи. То, чего остальные люди видеть не могут. Я вижу тех, кого называют духами".

(Не)обычный японский школьник - 1 шт.

Главный герой, обладающий, кроме способности видеть духов\ёкай\аякаси, супер-силой не раздражать, чем часто грешат протагонисты. По описанию автора манги, это история про "мальчика, который пытается быть добрым", но куда там еще пытаться мне не совсем понятно, потому что это и так самый светлый и положительный персонаж каких я только знаю. И это не раздражает, герой держит читателя\зрителя и совсем не хочется соскочить любить вместо него кого-то из второстепенных. Иногда хорошо и правильно - это хорошо и правильно, но редко чтобы вот так и настолько.

Нацумэ - замкнутый подросток 15-16 лет, он потерял родителей в очень раннем возрасте и с тех пор скитался по домам дальних родственников. Вся эта предыстория - одно сплошное белое пятно, и редкие короткие флэшбэки всегда очень болезненные. На момент начала основной истории Нацумэ приютила бездетная пара по фамилии Фудзивара - очень-очень дальние родственники его отца, и в их доме ребенок, которого годами передавали с рук в руки, как неудобную вещь, наконец, нашел дом, стабильность и начал немного приходить в себя.
А неудобным ребенок был, потому что видел странные вещи. Сперва он пытался говорить о них окружающим, но заслужил себе репутацию странного, обманщика, любителя злых шуток и привлечения внимания. Поэтому в итоге он закрылся в себе, привык молчать и бояться чудовищ в одиночестве. Обнять и плакать:(
Удивительно, что в таких условиях Нацумэ не озлобился, и не стал эгоистичным или циничным, и не возненавидел одинаково и людей, и духов.
Изначально, с духами основной его стратегией было - убежать побыстрее, хотя когда его загоняли в угол, у него был припасен мощный хук на адреналине, чего никак не ожидаешь от такого хилого подростка. Впрочем, это не физическая сила, а духовная, и работает только на нечисть.
С людьми он выработал стратегию не отсвечивать, быть вежливым, постоянно улыбаться и в любой ситуации говорить, что все хорошо... даже если его спрашивают в два часа ночи, в лесу, а на нем только пижама и он явно от кого-то убегает. Когда улыбку Нацумэ впервые назвали фальшивой, и когда он говорил, что хочет быть один и сам по себе - вот это было прямо очень точно для человека, который привык к одиночеству.



Перед переездом на новое место, в городок, где когда-то жила его умершая молодой бабушка, Нацумэ получил немного ее вещей, и в их числе небольшую тетрадку из отдельных сшитых листочков. Надписи внутри были странными каракулями, а вот на обложке было название: Тетрадь Дружбы. Оказалось, что способность видеть духов - это наследственное. Его бабушка Нацумэ Рэйко тоже их видела, и тоже была очень одинокой и плохо сходилась с людьми. Каждого встречного духа она вызывала на состязание, а поскольку обладала огромной духовной силой, то часто одерживала верх и заставляла побежденных давать обещание и писать свои истинные имена на листках бумаги. А имя, как всем известно, обладает огромной силой в любом фольклоре.
Поэтому, теоретически, с помощью такой тетради можно повелевать духами, и это весьма опасный артефакт.

Так в одной правильной точке пространства сошлись новый обладатель фамилии Нацумэ и Тетрадь, и для всех окрестных духов это не осталось незамеченным. Но поскольку век людей мимолетен, а духи живут долго - что такое плюс-минус полвека?, сперва им пришлось долго объяснять, что не бабушка вернулась, а ее внук, и это совсем другое дело. Кое-кто рвался за реваншем, кому-то нужна была сила артефакта, а кто-то просто хотел разорвать контракт и вернуть свое имя.
Добрый Нацумэ решил не использовать попавшую ему в руки силу, а возвращать имена и освобождать духов от их обещаний. Каждый раз, когда Нацумэ возвращает имя, он видит флэшбэк, связанный с этим духом и его встречей с Рэйко, и так постепенно узнает больше о своей бабушке. Тетрадь для него - сокровище именно из-за этих воспоминаний и большая ответственность, потому что от листов с именами зависят жизни духов.

Сперва он только этими именами и занимался, практически каждую серию, но чем дальше, чем меньше листочков остается в Тетрадке, тем реже он ее достает. Тетрадка уже помогла ему завязать знакомства с окрестными духами, и теперь в окружающих городок лесах и полях его каждый ёкай знает, а некоторые даже стали его помощниками и защитниками. И с людьми отношения тоже постепенно наладились, у Нацумэ появились друзья в школе и вне ее, он постепенно учится доверять и очень медленно рассказывает секреты о себе.
И так радостно за него! Подросток, у которого в первых главах рефреном шли две присказки "С духами поведешься - проблем не оберешься" и "С людьми поведешься - проблем не оберешься", наконец, нашел свое место, и столько существ его любят, и ему есть на кого положиться. Только теперь он начинает жить полной жизнью и постоянно делает что-то в первый раз, что-то обыденное, на что его сверстники не обращают внимания. Первые настоящие друзья, первая поездка на выходные на горячие источники, первый школьный праздник, первые посиделки в кафешке. Товарищи, выросшие в этой сельской местности, учат его ловить рыбу, кататься на велосипеде (невозможно научиться кататься одному, если некому подталкивать тебя сзади), делать бумажных журавликов, показывают жуков и прочую живность, и сами радуются реакции нового друга на такие казалось бы простые и естественные вещи. Нацумэ трогательно доволен мелочам, даже когда ему доверяют помощь по дому и возможность сходить в магазин и внести свою лепту в хозяйство. Действие на этом не концентрируется, но когда замечаешь это на фоне - awwww, так приятно!
Это вообще такая азиатская штука, как я понимаю - отдельные счастливые воспоминания как ценность. У нас это тоже есть, но мы больше хотим быть счастливыми постоянно. А в аниме\манге\дорамах персонажи всегда особенно трогательно говорят о какой-нибудь одной улыбке, которую они хранят в сердце, и которая потом поддерживает их всю жизнь.



Картинка-ребус: отсылки к скольким сериям тут можно найти?

При этом что интересно. Нацумэ изначально не хотел связываться с духами, но раз начал им помогать - делал это постоянно, иногда даже себе в ущерб и очень безрассудно, бросался в ситуации, где может почувствовать себя полезным, осознать свою ценность для кого-то, хватался на малейший шанс на взаимопонимание. Ему это все было нужно, и он это получил. Сейчас, в текущих историях, он медленно учится выстраивать личные границы, быть осторожнее (например, не заговаривать с первым встречным духом на улице, не бросаться на всех, кто тоже видит духов, и не говорить всем свое имя), блюсти свои интересы и заботиться о себе. Это очень здоровое поведение, которому не всегда учат.

Также меня радует, что это совсем не гаррипоттер: мол, мальчик-сиротка, ты теперь волшебник, вот перед тобой волшебный мир, где все такие же, как ты, беги скорей! ну да, иногда суперзлодей пытается захватить мир, но он же тебе ближе, чем магглы, все равно, так что оставь их позади. Нет, Нацумэ не выбирает, ему важны и люди, и духи, он не отрицает никакую часть себя и своей жизни и прикладывает одинаковые усилия, чтобы найти свое место в обоих мирах... точнее, он их даже не разделяет, его существование сейчас невероятно цельное. Это что-то про принятие себя и своей нормальности как она есть.

Нянко-сэнсей\Мадара (он же Котя-сэнсей и некоторые другие производные, которые я не упомню, потому что они мне не нравятся)



Наглый кошак - 1 шт.

В самой первой серии Нацумэ не только находит Тетрадь Друзей, но и случайно освобождает из святилища могущественного духа... Вот только дух так долго провел в заточении в фигурке котика удачи (манэки-нэко), что привык к этой форме. Так теперь и ходит в виде круглого трехцветного котика. Это отличная маскировка для людей, и вообще котиком быть приятно: все тебя кормят и умиляются. Когда, как и кем этот дух оказался запечатанным - тоже большое белое пятно.
Вообще-то Коте нужна Тетрадка, но вместо того, чтобы отнять ее силой, он заключает с Нацумэ договор - в случае смерти мальчика он получит Тетрадь, а пока будет охранять его от других духов. Телохранитель он сильный, но не надежный, потому что может, например, свалить пить очень не вовремя.
Вообще у Коти какая-то своя общественная жизнь, полная пьянок и гулянок. Но в случае чего он все же всегда возвращается, чтобы защитить свою "добычу". В своей истинной форме этот дух выглядит как огромный белый волк.
Меня немного удивляет такое перепрыгивание между кошачьими и собачьими, потому что они мне всегда казались несовместимыми противоположностями. Вот почему бы, например, не превращаться в тигра, вполне знакомого азиатам? Но нет. Вообще, с животными у японцев какая-то традиционная путаница. Этот волшебный волк в фольклоре на самом деле зовется "оками", и это как бы и волк, и "японский лев", наподобие тех, которые парами сидят у входов и защищают от злых духов. Но вот эти сторожевые львы, они с какой-то стороны еще и "корейские собаки", поэтому все сложно и запутанно... Кстати, волками-оками были как раз волки из "Принцессы мононоке", так что это знакомые товарищи.
Котя любит спать, лениться, ворчать, требовать у Нацумэ купить вкусняшек, называть мальчика своей собственностью и ругать его каждый раз, когда он вырывает из Тетради листы, чтобы вернуть имя очередному духу, но постепенно привязывается к нему искренне, уже не вспоминает про договор и, кажется, просто хорошо проводит время.

Нацумэ Рэйко



"Красивое будет красивым. Скучное будет скучным. Не важно с кем я. Не важно, если я одна".

Мертвая девочка - 1 шт.

Бабушка Нацумэ Такаси. Вообще-то она давно умерла.
Самый загадочный персонаж. Каждый раз, когда главный герой возвращается духу имя, он видит флэшбэк о своей бабушке, и как это имя попало в ее Тетрадь.
Рэйко тоже могла видеть духов, и поэтому люди считали ее странной и избегали. В отличие от Такаси, она отчаялась и перестала стремиться общаться с людьми, предпочитая духов. Впрочем, с духами из-за отсутствия привычки к нормальным отношениям тоже складывалось не очень - иногда Рэйко им помогала, но по большей части вызывала их на поединки и заставляла становиться своими "последователями". Причем, поединки бывали разными - кого-то она побила бейсбольной битой, с кем-то сыграла в камень-ножницы-бумага, кого-то еще как-то по детски обхитрила.
Мотивации Рэйко очень сложно понять. Кроме того, что она была очень одиноким человеком, стремилась к близости, но все время обжигалась и убегала. Вроде бы она была добрым человеком, но вроде бы и часто поступала с мелкой детской жестокостью, бросая тех, кто только-только начал к ней привязываться. И сама страдала от этого.
На самом деле мы очень мало знаем о Рэйко, ее история - одно сплошное белое пятно. Почему во всех флэшбэках мы видим ее школьницей? Где и с кем она жила в то время? Было у нее в жизни хоть что-то хорошее? Когда она успела родить ребенка и умереть? И главное - от кого? Зрители\читатели уже бросаются на каждого нового мужского персонажа - может ли он оказаться дедушкой Такаси? (моя самая любимая безумная теория пока, что это Котя:Р)
Духов о таких вещах не спросишь, они в таком не разбираются. Люди тоже говорят о бабушке героя неохотно, ведь с их точки зрения у нее было не все в порядке с головой, и она родила ребенка вне брака. Позор для хорошей азиатской семьи. Такаси боится расспрашивать, потому что выслушивать такое о близком человеке, который к тому же очень на тебя похож, очень больно.
Меня Рэйко интригует, мне ее жалко, и временами она выводит меня из себя - потому что вот же, столько было случаев, когда она могла бы с кем-то подружиться, но ее неспособность выразить привязанность... Вместе с Такаси я надеюсь, что у нее в жизни все же было что-то хорошее.

Продолжение следует...

аниме, комиксы, Япония, картинки, манга

Previous post Next post
Up