Kerblam!
Наверное, все ждут от меня постов про Исландию и Корею, но я возвращаюсь с обзором серии Доктор Кто! К тому же еще и не вовремя, потому что опять опаздываю! (но упоминание времени тут даже в тему, не так ли? :р)
От серии, в тизере которой нам показали нечто вроде склада Икеи, никто не ждал много. Это нормально, что в каждом сезоне должны быть свои филлеры, не может же каждая серия быть масштабной и снятой на локации, как
Demons Of The Punjab. Хотя, надо признать, при всем своем кинематографическом внешнем виде "Демоны" - на самом деле достаточно камерная история по количеству персонажей и ставкам на кону. И все серии этого сезона тоже... Но сейчас не об этом, а о том, что внезапно Kerblam! превзошла ожидания и выбилась в лучшее, что мы пока тут видели.
That's the problem with conspiracies. There's so much to think about.
Субъективное (и без спойлеров):
Ок, давайте обозначим сразу: я знаю, что у этой серии есть проблемы. Кто меня читает, уже скорее всего видел сам, какие и где (но под катом я про это скажу и сама). Но я отказываюсь из-за одной части считать провальным все целое:) Также, когда я говорю, что серия хорошая и лучше чего-то, я сравниваю ее внутри этого сезона, а не со всем крутым и гениальным, что было в истории Доктора Кто.
И когда мы с этим разобрались, можно перейти к главному - в своей основной части эта серия была веселой и абсурдной. Не знаю, кто как, а я скучала по этому настроению. Я из тех людей, которые не ненавидят, например, The Idiot's Lantern, и Bad Wolf, и New Earth.
Мне очень понравился с одной стороны узнаваемый, а с другой доведенный до крайности сеттинг. В нем есть какое-то нереалистичное и игривое "а что, если...", напомнившее мне даже о Black Mirror. Там тоже берется что-то наше повседневное и раздувается до трагических масштабов, так что мы видим, к чему все может привести, если мы сейчас продолжим двигаться в текущем направлении. И даже основная идея серии похожа. Хотя, бесспорно, Black Mirror делает свое дело гениальнее.
По больше части мне нравится, как эта серия написана, как сделана эта история. Наконец, наконец, все три компаньона при деле! Грэму, Райану и Яз каждому нашлось, чем заняться, у каждого был свой свой важный кусочек и свои сцены. Не были забыты их персонажные характеристики - хоть чуть-чуть, но включили и полицейские навыки Яз, и вспомнили про расстройство координации Райана. Ну а Грэм... он в каждой серии замечательный, про него всегда менее обидно, чем про деток. На мой взгляд, это была наиболее сбалансированная серия с точки зрения использования компаньонов.
Второстепенные персонажи тоже прописаны хорошо почти все. Хватило небольших сцен, каких-то коротких характерных диалогов, чтобы понять, кто что из себя представляет, а некоторым даже хватило времени поменять мнение зрителя о себе.
Всегда радует, когда автор успевает вставлять все эти мелочи и отсылки, тогда кажется, что ему не все равно на эту вселенную и этих персонажей, что они для него не просто функции в истории, которую он хочет рассказать (да-да, это я все еще тыкаю в "Демонов").
По-моему, если поставить везде елки и добавить еще несколько косметических штрихов, этот сюжет вполне можно было бы замаскировать под рождественский спешл. И в таком случае он мог бы иметь большее воздействие на зрителя, потому что каждый сидящий перед телевизором лучше мог бы ассоциировать угрозу на экране со своим праздником, а это уже личное! Так что сценаристам нечего было ныть, что они ничего не могут придумать и использовали уже все атрибуты Рождества в прошлых спешалах. Но, полагаю, тут серия была приурочена к "черной пятнице".
И эта серия подарила еще один повседневный предмет, на который я больше не смогу смотреть, как раньше:) Кажется, я знаю, как в этом году придать новогодним подаркам гиковское настроение для тех, кто понимает:Р
По сюжету:
Доктор получает неожиданную посылку от космического Амазона, и среди упаковки находит просьбу о помощи. Несмотря на то, что компаньонам это сперва кажется не самым захватывающим приключением, Доктор бросает все и отправляется разбираться. Для этого команде Тардис надо устроиться на отстойную работу, притвориться винтиками в корпоративной машине и много общаться с людьми и роботами, чтобы выяснить, где из них злее. И хотя мы по привычке продолжаем ставить на восстание машин, похоже, пора отвыкать.
Что мне понравилось в серии?
- Сеттинг! Корпоративно-бюрократический склад Икеи - это только в трейлере кажется скучным, а на самом деле прекрасно работает на контрасте со свободолюбивой и хаотичной личностью Доктора. В дизайне я с одной стороны вижу тот же ностальгичский "сайфай на коленке", который порадовал меня в
Tsuranga Conundrum, а с другой меня восхищает, что они гораздо больше заморочились со всеми этими плакатами и объявлениями по громкой связи. Хочется их разглядывать и расслушивать.
- Почтовые роботы - пугающие и таинственные в правильной пропорции. Для меня - лучший дизайн из всего в этом сезоне.
- Персонаж Киры Арло. Я скучала по таким людям, которые просто живут в будущем своей повседневной жизнью и со своими проблемами. Вроде Линды-через-Y из уже упомянутой Bad Wolf. Когда не все второстепенные персонажи - Важные-Для-Сюжета-Деятели, а есть кто-то подобный Кире, и на его раскрытие все равно тратят время, это добавляет глубины миру.
- Первый почтовый бот Твирли - просто потому что он миленький, и у них с Доктором отличное общение. Customers with your current medical symptoms browsed blood pressure medication :)) (кстати, это потому что у нее 2 сердца, или подкармливает теорию, что с Доктором может быть что-то не так?:Р)
- Продолжение тактики Доктора бежать навстречу злодеям:) Синий инопланетянин с зубами, расист из будущего или корпоративное начальство - первым делом она конфронтит их! Ни для одного нормального персонажа в любом нормальном произведении это бы не сработало, но Доктор - он особенный, и всегда таким был.
Dalek: But you have no weapons! No defences! No plan!
The Doctor: Yeah. And doesn't that scare you to death! (Bad Wolf)
О да! Это пугает всех еще как!
А когда потенциальные враги напуганы, они начинают бегать, делать ошибки, происходит что-то новенькое, появляется дополнительная информация - профит.
Обсуждая Доктор Кто (не только сериалы, но и книги, и игровые модули), я часто ловлю себя на мысли, что мы слишком привыкли к другим шоу, а конкретно к Star Trek, и думаем в этих категориях, проецируем то, к чему привыкли в другом сайфае. Мы думаем, что нельзя вмешиваться в прошлое, и нам кажется странным, когда Доктор вроде бы правильно это декларирует, а через 5 минут сама себе противоречит (например, в следующей серии, The Witchfinders). Так же нельзяяя?:)) Мы думаем, что нельзя лезть в чужую политику и устраивать революции, если строй тебе кажется несправедливым. Мы думаем о том, как было бы разумно поступать, например, сперва затаиться и порасследовать, собрать информацию, как сделал бы любой нормальный герой, а не маршировать в логово предполагаемых злодеев. Но тут у нас - не нормальный герой, он вмешивается, в этом его смысл, и делает то, что мы бы в здравом уме не стали бы. И как раз это и замечательно, потому что другого такого нет. И мне это нравится.
There's something that doesn't make sense. Let's go and poke it with a stick! (Amy's Choice)
Я - за!
Что мне не понравилось в серии?
- Пришлось слишком сильно приглядываться к роботам, чтобы понять закономерность, что это не однородная сила - что почтальоны работают на человеческого злодея, а сотрудники офиса в кепочках - на саму систему. Так что пришлось потом раскладывать на пальцах, кто кого убил и почему. Это проблема дизайна, мне кажется, он должен больше различаться. Возможно, одних роботов следовало сделать в головных уборах, а других - без.
- Персонажа Дэна, который в начале подружился с Яз, а затем погиб, играет некий известный британцам (но не мне) комик. Продвижение этой серии достаточно сильно строилось на его участии, но на самом деле у него оказалась не такая уж значительная роль. Лучше бы дали ему что-то более значительное, а то непонятно, какой вообще смысл был его звать (хотя, может, он хувианец и просто напросился).
- Хотелось бы больше намеков в поведении того, кто за всем стоял. Потому что больше половины удовольствия от распутывания детективной истории состоит в подозрениях и осознании "ааа, так вот что это было!" А если никаких ключей нет, то это как-то нечестно:) (я слышала, вроде бы за это ругают Агату Кристи?)
- Сцена с конвейером, напомнившая "Корпорацию монстров". У каждого свое представление о том, когда глупость становится слишком глупой, и вот тут было мое.
Насчет чего я не уверена?
- Разрешение проблемы. Ну, вот мы и добрались до самой сложной проблемы с этой серией. В конце обнаруживается, что нервный уборщик Чарли наврал в своем резюме, и на самом деле он гений и анти-корпоративный террорист - создал бомбы на основе пупырчатой пленки и перепрограммировал роботов-почтальонов, чтобы они подчинялись его командам. Доктору удается перепрограммировать роботов по-своему и детонировать все бомбы разом, но Чарли забредает в ряды своей почтовой армии и погибает во взрыве. И естественно возникает вопрос - почему Доктор его не спасла? Потому что была не способна и не успела? Потому что сделала выбор быть злой и вообще, no second chances? Это все довольно некомфортные вопросы.
А я ведь еще после
первой серии спрашивала - это она только что имплантировала 5 бомб в "Тима Шоу" и убила его?:Р Но тогда это всех меньше волновало:)
Если смотреть снаружи сюжета, на то, как эта серия написана, то для меня здесь больше проблем с тем, как написан Чарли. Даже после того, как он оказывается маньячным террористом, убившим кучу людей и планирующим убить еще тысячи, наше восприятие этого персонажа меняется не достаточно сильно, мы все еще продолжаем ему сочувствовать, видеть стеснительного мальчика с трогательной влюбленностью на рабочем месте. И нам жалко, что он погиб. Все было бы гораздо проще, если бы мы начали воспринимать его на том же уровне, что и синего инопланетянина с лицом, полным зубов. Это можно было бы как-то прописать, но нет... Эта история заканчивается на какой-то морально неустойчивой ноте. Меня беспокоит, что мое сочувствие на эмоциональном уровне как-то автоматически отдается отнюдь не невинному и не то чтобы признавшему свои ошибки персонажу, задумавшему массовое убийство. Я ощущаю что-то неправильное, как будто я его оправдываю. Я не считаю, что злодеи обязательно заслуживают смерти, но есть 2 типа нежелания, чтобы кто-то умер: эмоциональное и интеллектуальное "он, конечно, злодей, но я не опущусь до его уровня". И то, как написан Чарли, манипулирует меня скорее на первое, в то время как я бы предпочла второе.
Хотя вообще у меня есть теория, что после того, как его основной план провалился, Чарли предпочел стать мучеником, чтобы хоть кто-то умер, и его точка зрения все же была услышана. Поэтому он сбежал в гущу роботов и не спешил вернуться. Но не знаю... я вообще склонна к wishful thinking.
Интересно, что в самом конце менеджмент все же вроде бы решил прислушаться к точке зрения Чарли. Это тоже служит началом для сложной дискуссии: если кто-то добивается, чтобы его выслушали, используя террористические методы, как к этому относиться? Есть очень категоричная американская точка зрения "мы не ведем переговоров с террористами", и поэтому американские зрители не понимают конец серии именно в этом ключе. Но как быть, когда неправильные именно методы, но не то, что пытаются донести?
- У меня сложилось впечатление, что большинство считает, что феску заказал 11й Доктор и что у Керблама реально плохо со сроками доставки:) Универсальная галактическая шутка про snail-mail. Но я думаю, что на самом деле никакого заказа не было, и система по собственной инициативе отправила то, что Доктору скорее всего понравится.
- Интересно, как бы сложилась серия, если бы Доктор не перехитрила сама себя:) Система изначально посылала ее к злодею, когда раздавала рабочие назначения, но Доктор поменялась с Грэмом. Смогла бы она разглядеть в Чарли что-то подозрительное? Наверное, все-таки хорошо, что там был именно Грэм, он лучше понимает людей. Но не получилось ли так, что Кира погибла, именно потому что Грэм говорил о ней, а роботы слышали?
- Наконец, Доктор делает что-то масштабное! Потому что она вообще-то спасла очень много людей. Но тут это не очень ощущается, к сожалению. Не хватало какого-то штриха, который показал бы более лично тех получателей посылок, которым грозила опасность, напомнил бы, что это живые реальные люди. Кстати, поэтому было бы хорошей идеей сделать это рождественским спешлом - зрители бы сидели посреди своих распакованных подарков и примеряли ситуацию на себя. Другая моя идея - что можно было бы показать как кто-то упаковывает медальончик дочери Дэна (пропавшего коллеги Яз со склада) в одну из смертельных посылок, и тогда мы бы знали, что в финале спасли одну конкретную маленькую девочку. Медальончик в итоге сыграл таким образом, что по нему Яз поняла, что с Дэном все плохо, но там ведь еще был разбитый ручной сканер, его одного вполне хватило бы для той же сюжетной цели.